Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторические предпосылки зарождения криминологии

Лекция 2. История криминологии

Чтобы приблизиться к исторической правде,

нужно идти одновременно двумя дорогами –

основательно, беспристрастно, критически

изучать события и, связывая исследованное,

заключать о том, что нельзя добыть первым

путем.

В. Гумбольт

План:

Введение.

2.1. Исторические предпосылки зарождения криминологии.

2.2. Истоки зарождения криминологии как науки.

2.3. Основные этапы развития направления и концепции зарубежной криминологии.

2.4. Этапы, проблемы и перспективы развития отечественной криминологии.

Введение

Криминология – наука сравнительно молодая: условной датой ее возникновения принято считать 1885 г., когда в Париже была издана монография Р. Гарофало «Криминология». Таким образом, период формирования и развития зарубежной криминологии составляет немногим более 100 лет, а в России – менее века, поскольку с середины 1930-х по 1960-е годы криминологические исследования были фактически свернуты.

Современное состояние отечественной криминологии определяется целым рядом факторов. Криминология, прежде всего, наука социальная, чутко реагирующая на любые изменения в жизни общества, особенно в области экономики, идеологии, культуры, права и т. д.

В настоящее время отечественная криминология переживает достаточно сложный период, который характеризуется резкой сменой приоритетов и всего того, что на протяжении многих лет составляло привычную основу для сложившейся школы криминологов, их воззрений и теорий.

Отмеченные особенности во многом сказываются и на преподавании данной дисциплины в высших учебных заведениях. Резко сократились, а в определенных случаях фактически разорвались творческие и практические связи между криминологами бывших республик Союза. Наконец, учебная литература по криминологии не в полной мере отвечает современным теоретическим и методическим требованиям.

Для объективной оценки современного состояния и перспектив развития данной науки необходимы новые подходы к анализу достижений мировой криминологии, в том числе и отечественных исследований советского периода.

Приступая к изучению рассматриваемого вопроса, необходимо иметь в виду, что формированию криминологии как науки предшествовала не только многовековая история борьбы с преступностью, но и кропотливая работа лучших умов человечества по выработке соответствующих воззрений в рамках этических, философских, политических, экономических, правовых учений и теорий. Рассмотрение наиболее важных из них поможет лучше понять истоки формирования и закономерности развития криминологии, ее основных направлений и ведущих концепций. При этом, по мнению отдельных ученых, «криминологические» проблемы первоначально исследовались, главным образом, в рамках этики[1] (т. е. учения о нравах, традициях, праве) и философии,[2] начиная с Сократа, Платона, Аристотеля, Марка Аврелия, а в средние века – с творцов католитических (теологических) доктрин. Так, Платон считал, что преступление – это своеобразная болезнь души человека, как следствие нарушения его внутренней и мировой гармонии. Одновременно он подчеркивал, что роскошь развивает в человеке изнеженность и безделие, а нищета – неизменные чувства и желание творить зло. Им же высказана мысль и о путях предупреждения преступности и конкретных преступлений: это разработка государством таких законов, которые бы отвращали от мысли совершить преступление тех, кто может стать преступником, и оказание необходимого психологического воздействия на них.

Однако идея о психическом воздействии на преступников наиболее четко выражена в трудах Аристотеля, который подчеркивал связь преступности с различными положениями людей в обществе, а также с их нравственными и этическими свойствами. Он, однако, выделил следующую мысль, актуальность которой человечество в полной мере ощущает на всем протяжении своего развития: «Величайшие преступления совершаются людьми вследствие стремления к переизбытку, а не к предметам первой необходимости» [3]. Таким образом, он видел причину преступлений в испорченных привычках и нравах людей, противоречащих разуму или в страстях, его затмевающих.

В эпоху феодализма, когда господствовало теологическое, церковное мировоззрение, преступления рассматривались только как проявления «злого духа», проделки дьявола, как результат действия «нечистой силы» и т. д. Отсюда исходила и практика выявления и доказывания преступлений (нечеловеческие пытки: дыба, «испанский сапог», расплавленный свинец и кипящее масло, и т. д.), а также меры борьбы, наказания и предупреждения – сажание на кол, уродование, четвертование и др.

Другая общая черта идей тех времен – различный подход к оценке поступков людей в зависимости от их классовой принадлежности, безразличия с точки зрения морали и права (убийство раба рабовладельцем). В эти времена уже появились попытки связать физическое строение индивида с его психическим и моральным обликом, объяснить генезис некоторых преступлений неблагоприятными условиями.

Переход к капиталистическому способу производства породил не только новые общественные отношения,но и противопоставил феодально-средневековому произволу рационально-гуманистические концепции человека, природы, права, общества.

Развитие криминологической мысли в этот значительный период связано, в первую очередь, с именами социологов-утопистов: Т. Кампанеллы, Ж. Мелье, А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна, Э. Кабе, Т. Мора, Морелли. Ими высказывались самые различные, порой противоречивые взгляды по вопросам преступности, причины которой они уже увязывали с экономическими вопросами, проблемами воспитания, борьбой классов. Большинство из них верили в возможность наступления на земле «золотого века» справедливости и счастья.

Во времена эпохи Возрождения определялось влияние социальных и биологических факторов на поведение человека, что можно объяснить развитием социальных и экономических отношений, общественных и естественных наук. Эти попытки имели неодинаковое значение для последующего прогресса, но их было много.

Так, Томас Мор (1478-1535) в своей знаменитой «Утопии» показал, что причины преступности определяются существованием частной собственности, эксплуатацией человека человекам, неправильным общественным устройством, и что обеспечение всем гражданам необходимых средств существования избавило бы государство от преступлений. Он же одним из первых высказал и пытался обосновать мысль о том, что невозможно бороться с преступностью только методами наказания. Основные причины преступности он видел и в тунеядстве обеспеченных классов, в нужде и нищете обездоленных, а пути ее предупреждения – в экономическом переустройстве общества, ликвидации частной собственности. Взгляды Т. Мора оказали большое влияние на концепцию Т. Кампанеллы и французских утопистов XVIII в.

Томазо Кампанелла видел в своем «Городе Солнца» образец справедливого общественного и государственного строя, свободного от преступности.

Жан Мелье в трактате «Завещание» определил три основных источника преступности: 1 – неравенство в положении людей, порождающее и питающее различные низменные чувства; 2 – существование паразитических элементов – богатых бездельников и нищих, как крайнее проявление этого неравенства; 3 – наличие частной собственности, из-за которой, по мысли автора, и «возникают обманы, мошенничества, плутни, несправедливости, хищения, налеты, убийства, разбои, грабежи, причиняющее великое зло людям»[4].

А. Морелли подчеркивал в своем «Кодексе природы» мысль о том, что человек от рождения – не дурной и не порочный, но лишь становится таковым в результате неправильной, а главное – несправедливой организации общества. Следует, однако, подчеркнуть, что перечисленные выше мыслители коренное переустройство общества связывали преимущественно с развитием человеческого разума, образования и нравственности.

Сен-Симон и Ш. Фурье (представители иного периода) подчеркивали, что преступность коренится в самой природе общества, в котором господствует «тирания частной собственности», конкуренция, индивидуализм, где вся система производства и торговля, а главное – все отношения между людьми основываются на подавлении и обмане одних другими.

Наиболее развернутую для данного периода криминологическую концепцию изложил в своих работах Роберт Оуэн. Он полагал, что внутренним стимулом поведения человека является стремление к счастью, но фактически его поведение определяется объективными условиями существования. При этом природные качества всех людей, как богатых, так и бедных, как честных, так и преступников одинаковы. А источником преступности является существование капиталистических систем организации общества, которые не обеспечивают всем людям в равной мере надлежащих условий существования, необходимого воспитания и просвещения, характеризуемых несправедливостью, жестокостью, дурными законами.

Согласно концепции Р. Оуэна буржуазная цивилизация покоится на преступлениях, и поэтому вина за каждое отдельное преступление лежит не на индивиде, а на обществе, поставившем его в такие условия. Отсюда Оуэн связывал ликвидацию преступности с социалистическим преобразованием общества. Однако следует подчеркнуть, что не меньшая заслуга Оуэна в первой в истории человечества попытке практической реализации своей криминологической концепции.

В течение 16 лет на фабрике, которую он приобрел, и где трудились 2400 человек, не было совершено ни одного преступления, так как хозяин обеспечил своим рабочим максимально гуманные условия жизни и работы.[5]

Следующим важным этапом, оказавшим воздействие на возникновение криминологии, была эпоха Просвещения. Так, Шарль Монтескье (1689-1755), автор философско-правового трактата «О духе законов» в ХVIII веке, провозгласил, что система наказаний, основанная на бессмысленной жестокости, вызывает не страх, а одичание общества. В своем труде он изложил понятие причин преступлений против личности: это прежде всего дурное воспитание, причины же государственных преступлений в стеснении свободы и т. п.

Чезаре Беккариа (1738-1794) – выдающийся итальянский просветитель и юрист, который первым в истории создал специальный уголовно-политический трактат «О преступлениях и наказаниях» (1764 г.).

Лучше всего, на наш взгляд, значение этого труда выразил профессор С. К. Гогел. Он писал, что «сочинение Беккариа и до настоящего времени сохранило всю свежесть первоисточника великих идей, одушевляющих и в настоящее время лучших деятелей в области борьбы с преступностью, к тому же оно так невелико, что прочтение его для каждого юриста, имеющего претензию быть образованным, совершенно обязательно».

Беккариа впервые предпринял попытку определить социальную и юридическую природу преступления (преступного) и наказания, принципы соразмерности между ними.

Причины отдельных видов преступлений автор видел в тунеядстве, пресыщенности, недостатках воспитания, несовершенстве власти и закона и др.

Именно им подчеркнута мысль о необходимости рассматривать понятие преступника конкретно-исторически, и сформулирована идея предупреждения преступлений: «Лучше предупреждать преступления, чем наказывать. В этом главная цель всякого хорошего законодательства»[6], и далее уточняет: «Хотите предупредить преступление? Сделайте так, чтобы просвещение шло рука об руку со свободой»[7].

Жан-Поль Марат в своих работах, в частности «План уголовного законодательства», обосновал социально-экономическую и классо­вую обусловленность преступности, а преступление рассматривал как нарушение общественного порядка.

Джон Локк в своих произведениях: «Мысли о воспитании», «Два трактата о правительстве» и ряде других работ отразил ту эволюцию идей, которая позже привела криминологов к пониманию преступления именно как социального явления и преступника – как индивида, порожденного окружающей средой, неверным воспитанием.

Идеи Локка в дальнейшем были творчески развиты французскими материалистами XVIII в. Гольбахом, Гельвецием, Руссо.

Однако более значительный вклад в развитие воззрений криминологического характера внес выдающийся французский мыслитель, писатель, просветитель Вольтер. Именно ему принадлежит мысль о том, что предупреждение преступлений и есть истинная юриспруденция. При этом Вольтер выделяет разнопорядковые причины преступлений, категории преступников и соответствующие предупредительные меры (включая индивидуальную профилактику).

Таким образом, можно считать, что философы-просветители выдвинули целый ряд идей, которые не только способствовали формированию криминологии как науки, но и сохранили свою актуальность до настоящего времени.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Связь криминологии с другими науками | Истоки зарождения криминологии как науки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 3588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.