Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Механизм индивидуального преступного поведения




Важным аспектом изучения преступного поведения является анализ его механизма. Под этим термином понимается определенная последовательность развития преступных действий: возникновение преступных намерений, принятие решения совершить преступление, планирование своих поступков и осуществление их преступником.

Таким образом, механизм преступного поведения – это модель психологических процессов и состояний, возникающих и изменяющихся во взаимодействии с внешними факторами.

Механизм умышленного преступления обычно включает три основных звена: мотивацию преступления, планирование преступных действий и их реализацию. Личность также предвидит возможный результат своих действий.

Механизм преступного поведения тесно связан и с окружающей средой: ведь преступник действует не в безвоздушном пространстве. Мотивы его поступка рождаются на основе внутренних и внешних влияний, во взаимодействии интересов человека с особенностями переживаемой им жизненной ситуации.

Анализ механизма преступного поведения показывает, что поведение становится антиобщественным и противоправным не в одной какой-либо точке причинной цепочки, ведущей к преступному деянию. Антиобщественный характер поступка складывается постепенно, начиная с незначительных отклонений от социальных норм до критической точки, после которой поведение явно приобретает преступный характер. Она может быть расположена в самых разных звеньях рассматриваемого механизма. В силу этих обстоятельств обычно имеются возможности для предотвращения нежелательного развития событий. Во многих случаях можно вовремя пресечь преступное поведение, предотвратить преступное деяние. Теорию о механизме преступного поведения наиболее полно развил в своих трудах профессор В. Н. Кудрявцев[89]. Рассмотрим отдельные звенья преступного поведения.

Первое звено механизма преступного поведения охватывает формирование мотивов преступления. Под мотивом обычно понимается внутреннее побуждение к тому или иному поступку. Его часто рассматривают как непосредственную причину преступления. Иногда говорят, что в жизни встречаются безмотивные преступления, но умышленных безмотивных преступлений не бывает. Мотив может быть просто не установлен. Это действительно нелегко сделать порой даже самому преступнику. Наиболее удачную классификацию преступных мотивов разработал В. В. Лунев1. Он выделил шесть групп мотивов: 1) политические; 2) корыстные; 3) насильственно-эгоистические; 4) анархистско-индивидуалистические; 5) легкомысленно-безответственные; 6)трусливо-малодушные.

Отметим, что сам мотив как внутреннее побуждение не является чем-то преступным, он становится таковым, когда выступает элементом субъективной стороны запрещенного уголовным законом деяния. Однако он служит первым звеном всей причинной цепочки, которая лежит в основе механизма преступного поведения.

Уголовный кодекс России предусматривает мотив преступления во многих своих статьях в качестве обязательного и факультативного признака. Так, в ст. 105 УК РФ «Убийство» упоминаются корыстные и хулиганские побуждения; убийство может быть совершено и по мотиву национальной, рассовой, религиозной ненависти или вражды либо кровной мести.

Главную роль в формировании мотивов преступного поведения играют потребности субъекта, которые отражают его зависимость от внешнего мира, нужду в чем-либо. В конечном счете, именно потребности служат внутренними причинами большинства актов поведения. Классифицируя различные потребности, можно выделить шесть основных групп: 1)материальные; 2) потребность в безопасности; 3) в социальном общении (уважении, признании, одобрении); 4) сексуальные потребности; 5) потребности в знаниях, мировоззренческие потребности. Отметим, что каждый вид потребности может иметь различную степень интенсивности и различную направленность. Например, в материальных потребностях различают четыре разновидности: 1) потребности жизненно необходимые; 2) потребности нормальной интенсивности; 3) гипертрофированные потребности (завышенные); 4) извращенные потребности, противоречащие интересам общества и развитию личности (алкоголь, наркотики и т. д.)

Переход страны к рыночным отношениям, глубокий и затянувшийся кризис во всех сферах жизни привели к деформации потребностей личности, а следовательно к росту агрессивных проявлений. Для того чтобы породить мотив поведения, в том числе и преступного человека, потребность должна перейти из скрытой формы в активную. Например, потребность в самоутверждении становится более острой при ее ущемлении. Во всех случаях активизация потребности происходит в результате взаимодействия личности с объективной социальной средой – с ситуацией, в которой оказался субъект и в которой ему предстоит действовать.

Причиной появления того или иного мотива может служить интерес. Он близок к потребности и отличается от нее только тем, что включает осознание как самой потребности, так и того пути, на котором ее можно удовлетворить. Например, извращенная потребность властвовать над людьми может породить карьеристские интересы на работе или интересы лидерства в семье, а то и насилия над близкими.

Наряду с потребностями и его интересами сильную мотивирующую роль играют влечения и эмоции(чувства) – трудно регулируемые личностные проявления (стремления) в основном органического (биологического) характера. Некоторые авторы, иначе интерпретируя это психическое явление, предпочитают говорить об инстинктивно-подобных образованиях. Так, Мак-Дауголл составил перечень следующих инстинктов человека: бегство (страх), неприятие (отвращение), любознательность (удивление), агрессивность (гнев), самоуничтожение (смущение), самоутверждение (воодушевление), родительский инстинкт (нежность), инстинкт продолжения рода, пищевой инстинкт, стадный инстинкт, инстинкт приобретательства, инстинкт созидания. Если они обладают высокой степенью интенсивности, то вполне могут играть мотивирующую роль в преступном поведении.

Для того, чтобы те или иные потребности, интересы, влечения или эмоции переросли в мотив преступления, субъект психологически должен преодолеть еще один внутренний барьер – систему так называемых ценностных ориентацией, которая включает и правосознание личности. Под ценностями в социологии понимают предметы, явления и их свойства, которые нужны людям в качестве средства удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала. Это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия. При определении линии своего поведения, включая отношение к социальным нормам, индивидуумы опираются на систему своих ценностных ориентаций (представлений), в которых одни ценности располагаются выше других, им отдается предпочтение по сравнению с другими, а это влияет на мотивацию поступков, выбор целей поведения и средств их достижения, особенно в сложных и проблемных ситуациях. Если проследить механизм преступного поведения начиная с потребностей, планов, конфликтов, влечений, то мы увидим, что рано или поздно эта причинная цепочка упирается в систему ценностных ориентаций личности, которая является еще одним, подчас завершающим звеном в процессе мотивации. При этом ценностные ориентации играют троякую роль.

Во-первых, они могут стимулировать сложившиеся мотивы поведения и укреплять социальную или антисоциальную линию поведения. Так, если материальные потребности возникли у субъекта, которому присуща корыстная ценностная ориентация, то можно предполагать с большей долей вероятности формирование устойчивого корыстного мотива.

Во-вторых, ценностные ориентации в иных случаях тормозят антисоциальные потребности и блокируют образование антиобщественного мотива поведения.

В-третьих, ценностные ориентации могут стать и самостоятельным мотивом поведения, например, по идеологическим, политическим, нравственным причинам. Именно характером ориентаций, отрицающих нравственные и правовые нормы, определяются многие преступления опасных рецидивистов, участников организованных преступных сообществ, а также политические преступления. Мировоззренческая позиция, равно как и ценностные ориентации, усваиваются человеком в различных социальных группах, в которых он живет, работает, учится, проводит досуг. Усвоение этих ориентаций тесно связано со степенью адаптированности личности к образу жизни, привычкам и требованиям данных групп[90].

Потребности, интересы, влечения, эмоции, ценностные ориентации – это внутренние компоненты личности, под действием которых формируется мотив преступления. Но есть еще и внешний фактор – конкретная жизненная ситуация, в которой готовится и совершается преступление.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1914; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.