Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поиск смысловых опор личности на переломах профессионального выбора




Одним из центральных и в этом смысле судьбоносных в жизни каждого человека, в его профессиональной карьере, является вопрос о поиске, выборе и овладении профессией.

Сегодняшний деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с поиском, планированием, выбором и устройством своей профессиональной карьеры. Даже бывалого взрослого человека, прошедшего в жизни через горнило множества проблемных ситуаций, такие вопросы и требования могут поставить в тупиковое, казалось бы, безвыходное положение. Это тем более справедливо для подростков, заканчивающих школу, и только вступающих в самостоятельную трудовую жизнь молодых людей. Перед ними такого рода проблемы выступают во всей своей полноте и рельефности. Им крайне важно знать о возможных «подводных камнях» на пути к профессиональной карьере, быть готовыми не растеряться при столкновении с ними, уметь с честью справиться с разрешением возникающих жизненных ситуаций. Именно поэтому на педагогах, школьных психологах, наставниках подрастающего поколения и, прежде всего, на самих учащихся, входящих в жизнь молодых людях, лежит огромная ответственность и подчас кажущаяся неизведанной работа, связанная с вхождением современного человека в мир труда и мир профессий в условиях рынка труда. Выполнение этой работы, имеющее целью прежде всего личностный рост и развитие учащихся, предполагает по возможности более полное и всестороннее использование всего арсенала накопленных в психологии данных, средств и методов. В этом отношении представляют несомненный интерес и могут оказаться полезными результаты психологического исследования структуры и динамики процесса профессионального становления личности, полученные в лаборатории профессионального обучения и воспитания, ныне лаборатории профессионального развития личности Психологического института РАО.

Нередко у молодых людей, выпускников школ, бытует мнение, что приобщение к профессии выступает всего лишь как «передача—прием» профессиональных знаний, умений и навыков. Однако в действительности дело обстоит далеко не так просто. Профессиональное становление представляет собой достаточно сложный, длительный, весьма подвижный, многоплановый и подчас противоречивый процесс, в котором отчетливо выделяются четыре стадии. При этом в проведенных исследованиях удалось не только описать выделенные стадии, вскрыть их особенности, но и сформулировать соответствующие каждой стадии психологические критерии. Подробное их описание можно найти в работах Т.В. Кудрявцева (1985;1988), ниже дана их краткая обобщенная характеристика.

Первая стадия профессионального становления личности связана с зарождением и формированием профессиональных намерений под влиянием общего развития личности и первоначальной ориентировки в различных сферах трудовой деятельности, в мире труда и мире профессий.

Психологическим критерием успешности прохождения этой стадии является соответствующий общественным потребностям (как бы мы теперь сказали – требованиям рынка труда) и потребностям самой личности выбор профессии или специальности.

Вторая стадия – это период профессионального обучения и воспитания, то есть целенаправленной подготовки по избранной профессиональной деятельности и овладения всеми тонкостями профессионального мастерства.

Психологическим критерием успешного прохождения этой стадии является профессиональное самоопределение личности, то есть формирование отношения к себе как к субъекту избранной деятельности и профессиональной направленности, в которой достаточно четко отражаются установки на развитие профессионально значимых качеств (иногда их называют профессионально важными качествами – ПВК).

Третья стадия – активное вхождение в профессиональную среду, отражающее переход учащегося к новому типу деятельности – к профессиональному труду в разных его формах в условиях реального производства, выполнение служебных обязанностей и т. п.

Психологическим критерием успешного прохождения данной стадии служит активное овладение профессией в условиях реального трудового процесса и производственных отношений, нахождение себя в системе трудовых коллективов.

Четвертая стадия предполагает полную или частичную реализацию профессиональных устремлений и возможностей личности в самостоятельном труде.

Психологический критерий успешного прохождения этой стадии – степень овладения операциональной стороной профессиональной деятельности, уровень сформированности профессионально значимых качеств личности, отношения к труду, мера мастерства и творчества.

При этом выяснилось, что практически на всем протяжении процесса профессионального становления и развития переход от одной стадии к другой часто может сопровождаться возникновением у человека тех или иных трудностей и противоречий, а нередко и кризисных ситуаций. Существенным при этом является то, что смена одних стадий процесса профессионального становления другими не всегда бывает жестко привязана к определенному возрастному этапу, биографическому периоду. Она отражает психологический возраст профессионально-личностного становления, развития и зрелости человека. Например, один учащийся, будучи, скажем, только в пятом или седьмом классе, может под влиянием родителей или в результате взаимодействия с представителями увлекшей его профессии, чтения специальной литературы, самообучения или саморазвития оказаться на второй стадии процесса профессионального становления. Другой же, даже окончив профессиональное учебное заведение, может не удовлетворять психологическим критериям первой стадии.

Сходные проблемы и кризисы могут, как оказалось, возникать и часто реально возникают не только при переходе от одной стадии процесса профессионального становления к другой, но и внутри отдельных стадий этого процесса. Как показывают наблюдения, анализ опыта организации профессиональной подготовки, в практике учебно-воспитательной работы профессиональных учебных заведений разных типов нередки случаи, когда уже к концу первого, а особенно часто на втором или третьем (в зависимости от типа учебного заведения) году обучения, у учащегося может измениться отношение к процессу овладения профессией. Это так называемый отрицательный синдром 2-го – 3-го года профподготовки. Они разочаровываются в своем профессиональном выборе, а иногда даже задумываются о смене учебного заведения и перемене специальности. При этом существенно то, что все это может иметь место при неплохих в целом показателях (учебных оценках) успешности обучения и выполнения заданий во время прохождения практики. Это означает, что дело здесь не в способностях. В психологическом плане в подобных случаях складывается своего рода парадоксальная ситуация: учащийся, объективно находясь в стенах профессионального учебного заведения, то есть на второй стадии процесса профессионального становления, субъективно, т. е. психологически, вновь оказывается на пороге лишь первой стадии этого процесса, а может быть даже лишь на подступах к ней. Говоря иначе, в процессе профессионального становления возможно и обратное, регрессивное движение. Возможность появления таких ситуаций обратного движения в процессе профессионального становления и развития личности требует к ним особенно пристального внимания со стороны педагогов, школьных психологов и самих учащихся. Знание индивидуальной динамики и хода процесса профессионального становления и развития каждого конкретного учащегося, осознание каждым из них своих собственных личностных особенностей является непременным психологическим условием своевременного оказания психологической помощи в преодолении возникающих здесь проблем и затруднений.

Совершенно ясно, что для оказания такой помощи недостаточно ограничиться лишь внешней наблюдаемой стороной этих явлений. Здесь важно знать более глубокие психологические причины, а не только их следствия, и воздействовать именно на эти причины. В чем же суть этих причин и средств их учета и устранения.

При объяснении этих ситуаций очень часто апеллируют к интересам учащихся, к их роли в процессе профессионального становления. Изменение отношения к процессу профессионализации по избранной специальности, разочарование в ней, появление чувства неудовлетворенности в этих случаях пытаются найти в снижении или угасании интереса к процессу профессионального обучения, к избранной профессии, к самому профессиональному учебному заведению, выбор которых первоначально был сделан, казалось бы, вполне самостоятельно и осознанно. Проблема интереса, как и проблема способностей, несомненно относится к числу тех психологических проблем, которые являются важнейшими для практической педагогики и психологии. Но как проблема развития и актуализации способностей в тех или иных конкретных ситуациях, так и проблема снижения или повышения интереса, как, впрочем, и вопрос о становлении, развитии и функционировании многих других психологических образований, в том числе и профессионально важных качеств личности, требуют дальнейшего анализа и раскрытия. Все они очень часто возникают перед педагогом, профконсультантом, практическим психологом в процессе профориентационой и профконсультационной работы лишь как явления, сущность и основание которых выступает в форме искомого, требующего своего поиска и выявления. Говоря иначе, возникающий здесь вопрос оказывается следующим: если удовлетворенность избранной профессией, отношение к профессионализации по избранной специальности, эффективность и оптимальность процесса профессионального становления зависят от способностей, интересов, сформированности профессионально важных качеств, то чем в таком случае определяется развитие, актуализация и функционирование этих психологических образований.

Поиск ответа на этот вопрос часто приводит к выводу о том, что изменение фиксируемого педагогами и практическими психологами отношения учащихся к процессу овладения профессией оказывается связанным с тем, что либо получаемая профессия, либо процесс овладения ею, либо сама реальная жизнь в профессиональном учебном заведении открывается учащимся какими-то новыми сторонами, к восприятию которых и взаимодействию с которыми они не были готовы. В их психологической и практической подготовке к поиску и выбору профессиональной карьеры, овладению профессиональным мастерством, в их мотивационной сфере, на которой базируется вся трудовая и профессиональная направленность личности, имеются серьезные изъяны и дефекты. В результате происходит изменение, переосмысление тех оснований, причин, мотивов и целей, по которым, и ради достижения и удовлетворения которых, учащиеся выбирали профессию, поступали в профессиональное учебное заведение, включались в процесс овладения профессией. Такого рода переосмысления и представляют собой изменение смысла, трансформацию смысловых опор и смысловых отношений учащихся к процессу профессионализации, которые могут привести и нередко, особенно в быстро меняющихся, нестабильных условиях, реально приводят к перестройке всей смысловой сферы личности, и драматически проявляют себя в распаде будущего профессионального «Я», в утрате смысла бытия, в чувстве потери себя.

Психологические аспекты перестройки и изменения смысловых опор и отношений личности к процессу профессионального становления и развития очень рельефно выступают, например, в той противоречивой ситуации, которая в наши дни связана со сравнительно длительным периодом овладения профессиональным мастерством и относительно быстрым, подчас сопоставимым по продолжительности с периодом профессионального обучения, обновлением и сменой видов профессионального труда. Так, в международный стандарт классификаций профессий в 1988 году было занесено 9333 профессии, а в нашей стране специалисты насчитали порядка 7000 профессий. По данным социологов, о чем в свое время писал М.Х. Титма (1975), за десять лет возникает более пяти тысяч новых видов труда и исчезает немногим меньше старых. Каждый год, таким образом, происходит обновление около 500 видов труда, а если взять нашу нынешнюю действительность, когда за считанные последние годы появилось множество совершенно новых профессий – брокер, дилер, маклер, коммивояжер, рекламный агент, маркетолог, менеджер, предприниматель и т.п. и т.д., то результат будет еще более впечатляющим. И все это при сроках профессиональной подготовки от 1 – 1,5 до 3—5 лет. Поэтому учащийся должен быть все время готов к переквалификации, к переподготовке и обновлению своих профессиональных знаний и умений. Профессиональная подготовка в настоящее время все более и более становится непрерывным процессом, постепенно превращается в процесс непрерывного образования и профессионального развития личности.

В психологическом плане эта объективная противоречивая ситуация выступает для человека как одно из субъективных условий, определяющих его настрой и внутреннее отношение, в которых протекает процесс его профессионализации. И если она открывается психологически и практически неподготовленному учащемуся, у которого не сформированы соответствующие личностные качества и мотивы, побуждающие и направляющие его на продолжение профессионального образования и непрерывное профессиональное развитие и совершенствование, то может стать и, как показывают наблюдения и беседы с учащимися, нередко, особенно на начальных этапах процесса профессионального становления, действительно становится причиной дестабилизации отношения учащихся к выбору профессии и процессу овладения ею. Последнее проявляет себя в падении интереса, появлении чувства тревоги, в возникновении некоторой неуверенности в возможности выбрать дело, которое могло бы стать смыслом жизни, и которому человек мог бы посвятить себя по возможности более полно. Суть такого рода неуверенности кратко, но, разумеется, с долей условности, можно выразить словами: «Сколько ни учись, все равно придется переучиваться. Зачем в таком случае стараться.» Вот почему педагогу и самому учащемуся необходимо знать, а профконсультанту и практическому психологу важно оценить возможности и отношение каждого конкретного учащегося к профессиональному обучению и направленность его личности на продолжение профессионального совершенствования и развития. Именно их диагностика позволит говорить о наличии или отсутствии у того или иного учащегося смысловых опор личностного роста в процессе поиска и выбора профессиональной карьеры и, если это будет необходимо, оказать соответствующую поддержку и помощь.

Выше мы уже говорили, что те или иные проблемы и кризисы в профессиональном становлении и развитии личности могут возникать не только при переходе от одной стадии к другой, но и внутри отдельных стадий. В связи с только что рассмотренной проблемой психологической готовности человека, делающего профессиональную карьеру, к переподготовке и обновлению своих профессиональных знаний и умений, и направленности его личности на, практически, непрерывное продолжение профессионального совершенствования и развития, особого внимания заслуживает проблема профессиональной стагнации. Это явление обнаруживает себя на достаточно поздних стадиях профессионализации личности и проявляется в остановке, прекращении профессионального роста и развития. Интересные данные, в связи с этим явлением, на материале изучения личности и профессиональной деятельности учителей можно найти в работе Л.М. Митиной (1994). Автор убедительно показывает, что учителя с большим стажем работы, накопив достаточную, по их мнению, теоретическую и практическую базу преподаваемого предмета, приемы и средства для достижения поставленной цели, имея большой практический опыт, нередко прекращают свое профессиональное самообразование и самовоспитание. Более того, довольно часто учителя со стажем в новой информации ищут не столько новизну, сколько подтверждение своему опыту, что, по принципу положительной обратной связи, неизбежно усиливает явление стагнации. Все это еще раз подчеркивает, сколь важно знать отношение и готовность человека к профессиональному обучению и его продолжению.

Ниже приводится небольшой тест для первичной экспресс-оценки отношения и готовности учащихся к профессиональному обучению. В своем исходном варианте тест был предложен в книге Э. Чапмена (1990) «Ваши первые 30 дней (Создание имиджа профессионала на новом месте работы)» и на русском языке представлен В.А. Поляковым в книге «Технология карьеры», автором одноименного цикла статей в газете «Человек и карьера» за 1993—1994 г.г. Для учащихся тест был модифицирован нами. Инструкция, способ обработки и интерпретация результатов даны в нашей редакции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1026; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.