КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ведение
Курс лекций «Введение в регионоведение» подготовлен для студентов отделения «Регионоведение» Южного федерального университета в соответствии с требованиями государственного стандарта направления 032300 – РЕГИОНОВЕДЕНИЕ и является общеобязательным в цикле общих профессиональных дисциплин. В соответствии с учебным планом направления «Регионоведение» (Регионы Российской Федерации). Учебный материал курса ориентирован на усвоение студентами теоретических знаний о закономерностях и особенностях процесса формирования, функционирования и развития регионального сообщества во всех сфер его жизнедеятельности и овладение разнообразными способами познавательной деятельности, на развитие гуманитарного мышления, интеллектуальных способностей и познавательной самостоятельности, которые должны стать основой их профессиональной компетентности. Государственный образовательный стандарт 2000 года устанавливает следующий минимум дидактического содержания курса: регионоведение и регионалистика; определение понятий; регионоведение и региональная политика; региональная политика как часть национальной стратегии; регионоведение и страноведение; единицы социально-экономического пространства, структурно-функциональная организация и структурные характеристики региона и регионов; методы регионоведения и региональных исследований; теории регионоведения и региональной политики; прогнозирование в регионоведении. В пособии структура курса детализирована на основе опыта преподавания на отделении «Регионоведение» Южного федерального университета (1999-2007гг.). Предлагаемое пособие включает в себя как федеральный компонент тематики занятий, так и региональный.
В ходе изучения курса «Введение в регионоведение» студенты приобретают умения получать новые знания, систематизировать их; оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса. У студентов должны сформироваться и определенные ценностные ориентации по отношению к тому, что происходит в регионе, а через призму регионального восприятия и в России в целом, а также выработаться установки индивидуально-личностного поведения в создавшейся ситуации. Тема 1. Регионоведение как профессия и специальность
План лекции 1. Модель специалиста-регионоведа 2. Структура учебного курса
Рекомендуемая литература 1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (специальность 350300 – регионоведение). 2. Регионоведение: Учебное пособие /отв.ред.профессор Ю.Г.Волков. Ростов н/Д, 2004 3. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение: Учебник. М., 2000. 4. Регионоведение (Юг России: краткий тематический словарь) / Под общ. ред. Ю.Г. Волкова, А.В. Попова. Ростов н/Д, 2003
1. Модель специалиста-регионоведа
Современный рынок труда, характеризующийся высокой инновационной динамикой, предъявляет новые требования к рабочим и специалистам. Представители бизнеса обращают внимание на качество профессионального образования, в которых формулировка дается не только и не столько в формате «знаний» выпускников, сколько в терминах способов деятельности и готовности к ней. Появляются дополнительные требования к работникам, связанные с общими для всех профессий и специальностей компонентами готовности к профессиональной деятельности, такие как способность к «командной» работе; готовность к социальным контактам и налаживанию социальных связей; умения решать разнообразные проблемы; готовность работать не только в типовых, но и нестандартных ситуациях; способность к работе с информацией и т.д.
В этих условиях становится необходимым определение тех компетенций, которыми должен обладать профессиональный регионовед. В утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803 Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы говорится о ее основной цели – обеспечении условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании. Разработчики Программы неоднократно обращались к проблемам несоответствия профессионального образования структуре потребностей рынка труда, отсутствия эффективного взаимодействия учебных заведений с работодателями, неразвитости форм и механизмов их участия в вопросах образовательной политики. В Программе говорится о негибкости, инерционности и слабой реакции системы образования на внешние факторы. Выдвинута задача повышения роли работодателей в подготовке профессиональных кадров. В системе целевых индикаторов и показателей назван такой, как введение государственных образовательных стандартов, разработанных в целях формирования образовательных программ, адекватных мировым тенденциям и потребностям труда[1]. Таким образом, Программа определяет переход на компетентностно-ориентированное образование, задачей которого в области профессиональной подготовки, является: улучшение взаимодействия с рынком труда, повышение конкурентоспособности специалистов, обновление содержания, методологий и соответствующей среды обучения. Подготовка регионоведов в системе высшего профессионального образования была обусловлена процессами регионализации, которые развернулись в современном мире, в том числе и в Российской Федерации, где регионализация стала важным фактором становления новой российской государственности и трансформации всех сфер жизнедеятельности российского общества. Региональный фактор стал особо значимым для развития России в начале третьего тысячелетия. В последней четверти минувшего века наблюдалось активное самоопределение российских регионов. Оно осуществлялось преимущественно спонтанно, в контексте борьбы региональных и отраслевых элит. В этом процессе рождалась новая идеология регионализма с ее позитивными и негативными моментами, грозящими разорвать единое российское социокультурное и политическое пространство, слагавшееся веками.
Высшее образование в Российской Федерации ответило на вызовы регионализации сменой установок. Оно теперь нацелено как на сохранение единого образовательного пространства, так и на предоставление больших возможностей для развития его региональной составляющей. Это воплотилось в новой структуре государственных образовательных стандартов и учебных планов подготовки специалистов с высшим образованием, которые в настоящее время включают в себя как федеральный, так и национально-региональный компоненты. В региональном компоненте высшего образования выделяется прежде всего тот аспект обучения и воспитания, который опирается на историческую, национальную и культурную специфику региона, без учета которой немыслимы преобразования в современной России. Все эти новации во многом обусловлены также тем обстоятельством, что выпускники высшей школы, специалисты высокой квалификации должны понимать специфику того региона, в котором им предстоит трудиться, независимо от сферы своих профессиональных интересов. Подготовка регионоведов связана также с развитием в России регионалистики как научной дисциплины, предметом которой является «регион как самостоятельная пространственно-географическая, административно-территориальная, институционально-политическая, экономическая, социальная, историко-культурная, этническая и демографическая величина». Специалист в области регионоведения по своему профессиональному предназначению должениметь следующие компетенции: общенаучные; общепрофессиональные; специальные; организационно-управленческие; социально-личностные. 1. Общенаучные компетенции: - эрудиция в основных областях гуманитарного знания (представления о природе, типах и уровнях научного познания; об исторических типах науки и значении научной рациональности; о предметной, мировоззренческой, методологической специфике гуманитарных, естественных, технических наук, о тенденциях к интеграции современного научного познания; понимание взаимосвязи творческих компонентов научной деятельности, типов научной рациональности, этических аспектов оценки результатов научного творчества; проблем человека, его бытия в контексте различных мировоззренческих направлений современной социальной философии, роли насилия и ненасилия в истории и в поведении человека, связи свободы и ответственности как свойств развитой личности);
- знание основных философских категорий и концепций, гносеологического и онтологического аспектов в философских науках; - владение широкой научной базой, позволяющей ориентироваться в комплексе мировоззренческих проблем современной науки в целом, глобальных проблем современной цивилизации; всесторонняя подготовка по избранной специальности; - владение методологией научного творчества, навыками использования современных информационных технологий (представления о месте и роли информационных технологий в науки и современном образовании; об основных методах использования компьютеров в гуманитарных исследованиях, о месте человека и социума в эволюционной картине мира, о специфике профессионально-ориентированных методов исследования; владение современными методами анализа в профессионально-ориентированных областях); - владение стратегиями выбора адекватных методов получения, обработки и использования информации; - готовность к аналитической, научно-исследовательской деятельности, к самостоятельному выдвижению проблем, соответствующих основным тенденциям развития научной мысли и социальным потребностям. 2. Общепрофессиональные компетенции: - владение системой знаний об объектах региональных исследований; фундаментальная подготовка в области истории, современной политики и экономики регионов страны; - знание истории возникновения и современного состояния регионоведения как научной дисциплины; - знание истории страны в контексте всемирно-исторического процесса, основных этапов социально-экономического развития регионов Российской Федерации; - знание этногенеза, современного национально-этнического состава населения регионов страны; проблем национальных и этнических отношений в регионах; - знание закономерностей функционирования и развития регионального социума, специфических особенностей территориальной организации социальной жизни в регионах России; - знание основ конституционного устройства страны, строения и функционирования всех ветвей власти в центре и на местах; правовой базы местного самоуправления; - знание основных этапов политической истории России, процессов смены политических систем и режимов, особенностей развития политической культуры и идеологии; особенностей политического процесса в регионах Российской Федерации; - знание основных этапов развития системы международных отношений; истории внешней политики России, факторов смены стратегических внешнеполитических установок; места России в системе международных отношений; приоритетов политики России в отношениях с другими странами СНГ; - знание научного и культурного наследия регионов страны, его места в отечественной и мировой культуре, проблем культурной идентичности и взаимодействия национальных культур; - знание экономики регионов Российской Федерации, отраслевой структуры хозяйства, внутренней и внешней торговли; характеристик природных и демографических условий регионов; - знание особенностей религиозной жизни регионов, историю формирования религиозных институтов и их влияние на социальные и политические процессы в регионах Российской Федерации; - владение языком (языками) регионов страны; фундаментальная лингвострановедческая подготовка в области изучаемого языка (языков); - способность выполнять функции переводчика, референта-переводчика и продолжать обучение и профессиональную деятельность в иноязычной среде; - владение навыками самостоятельной аналитической деятельности, требующими широкого образования в соответствующем направлении; - умение применять междисциплинарный принцип исследования, включающий, по мере необходимости, помимо общенаучных и специальных исторических и политологических методов методы других наук; использовать полученные знания для нужд профессиональной деятельности; - умение применять современные информационные технологии для нужд профессиональной деятельности. 3. Специальные компетенции: - владение проблематикой регионального развития; системой знаний об истории социально-политической мысли, культуры и литературы изучаемых регионов; - владение методами комплексного исследования социально-экономической жизни изучаемых регионов и умение использовать его результаты для обобщающих выводов и оценок; - способность вести информационно-аналитическую работу в государственных учреждениях по внутриполитической и международной проблематике; - владение навыками прогнозирования социально-экономических и политических процессов в стране, в том числе с применением новейших формализованных информационных методик и компьютерных программ; - умение планировать информационные, пропагандистские, внешнеполитические кампании; владение риторикой, приемами и методами публичного выступления, культурой речи, навыками пропаганды и публицистики; владение теоретическими основами и практическими навыками межкультурной коммуникации. 4. Организационно-управленческие компетенции: - знание основных управленческих функций (принятие решений, организация, мотивирование, контроль, корректирование) и методов их реализации; - способность к организации и планированию; - способность оперативно принимать решения, в том числе в кризисных ситуациях; - способность к выработке нестандартных решений. 5. Социально-личностные компетенции: - знание и понимание своих гражданских прав и обязанностей; - патриотизм в сочетании с уважением традиций и ценностей других стран и народов; - владение ценностями развитого демократического общества, приверженность к его этическим нормам; - знание и понимание норм здорового образа жизни; умение использовать средства физической культуры для оптимизации труда и повышения работоспособности; - способность к критике и самокритике; - инициативность; работоспособность; трудолюбие; - способность к генерации новых идей (творчеству); - ответственность за качество своей работы; - способность к погашению конфликтов, обеспечение социальной сплоченности коллектива, толерантность; качества лидера; - владение приемами профессионального и межличностного общения; - владение коммуникативными навыками, умение работать в команде; - готовность к самостоятельной работе, умение планировать свое время и организовывать деятельность; - готовность к постоянному саморазвитию, умение выстраивать стратегии личного и профессионального развития и обучения; - способность воспринимать различия этнических особенностей, традиций и культур, работать в кросс-культурном пространстве; - свободное владение риторикой, приемами и методами публичного выступления, культурой ведения переговоров на различном уровне.
2. Структура учебного курса
В нашем курсе понятие «регион» мы будем употреблять для обозначения территориального сообщества в административных границах субъекта Российской Федерации, которое характеризуется таким чертами, как целостность и управляемость. В региональном сообществе как целостности можно выделить следующие сферы жизнедеятельности: политико-правовую; социальную (в том числе этническую); экономическую, духовную (в том числе религиозную). К числу регионообразующих факторов, определяющих специфику функционирования и развития региона можно отнести: историю региона; государственное и территориальное устройство; географические и климатические условия, природные ресурсы; народонаселение, его динамику, расселение и урбанизацию; социальный и этнический состав; экономико-географическое состояние, трудовые ресурсы; межрегиональные и международные отношения. Внутренними регионообразующими факторами являются: История региона как история хозяйственного его освоения и формирования территории имеет очень важное значение для понимания многих современных региональных проблем. Государственное и территориальное устройство региона позволяет определить его место и статус в административно-территориальном делении страны; выявить административно-территориальное деление самого региона; показать систему органов региональных органов государственной власти; выявить характер взаимоотношения региона и центра, роль центра в развитии региона. Географические и климатические условия, природные ресурсы региона оказывают существенное влияние на региональное сообщество. Размеры территории региона и его геополитическое положение, состояние его границ, среда обитания, состояние сельскохозяйственных угодий, наличие полезных ископаемых, наличие зон чрезвычайных ситуаций (наводнений, землетрясений, лесных пожаров, извержений вулканов) являются важными факторами в функционировании региональных систем. Народонаселение региона и его динамика (естественная и миграция), расселение (дисперсное и групповое), урбанизация — все это также выступает регионообразующим фактором. Есть густонаселенные регионы («народ без пространства») и малонаселенные («пространство без народа»). Интересы совместного проживания в одном регионе велики, особенно в больших городах и мегаполисах, имеющих общность экономической жизни и систем инженерного оснащения, а в других регионах интересы совместного проживания невелики. Этнический состав населения и особенности его культурной и религиозной жизни определяют первичные формы регионального сообщества (системы родства, народные традиции, культы и обряды, религиозные институты, языковую ситуацию). В последнее время многие региональные конфликты имеют выраженный этнический или религиозный характер. Экономико-географическое стояние региона характеризуется территориальным размещением производительных сил, соотношением основных отраслей хозяйства, «хозяйственных узлов» и периферии региона, наличием приоритетных отраслей, определяющих специализацию региона. Важнейшим показателем является развитие инфраструктуры, прежде всего ее транспортной составляющей, с помощью которого население региона ощущает свою общность интересов со всей страной, а продукция его экономики может быть включена во внутреннюю и внешнюю торговлю страны. Трудовые ресурсы региона как один из важных регионообразующих факторов характеризуются профессиональной структурой рабочей силы, занятостью населения, уровнем квалификации. Чистый прирост рабочей силы в регионе сам по себе увеличивает производительные силы региона. Но для того, чтобы увеличение экономического потенциала выразилось в приросте производства, эти люди должны найти работу, причем на предприятиях именно таких отраслей, где их способности получат возможность полностью реализоваться. Решающим фактором, определяющим динамику эффективности экономики, является объем основного капитала, приходящийся на одного работника. Кроме того, может резко возрасти отсталость региона в научно-технической и культурной сферах в случае недостаточного финансового внимания центральных и местных органов государственной власти к научным и образовательным центрам или существенной «утечки мозгов» из региона. К внешним регионообразующим факторам можно отнести межрегиональные и международные отношения. В рамках межрегиональных отношений регионообразующими факторами выступают автаркия и сепаратизм, сотрудничество и интеграция. Прежде всего, это межрегиональные (горизонтальные) отношения в рамках целого: автаркия и сепаратизм, сотрудничество и интеграция. Важнейшими факторами регионирования являются сепаратизм и автаркия. В одном случае они разделяют на части целую территорию и разрывают ее устоявшиеся внутренние связи. Обычно эта тенденция возникает в тяжелых условиях, когда каждая часть стремится выжить сама. Например, распад СССР в начале 90-х гг., ухудшение положения российских регионов и вновь возникших суверенных государств положили начало усилению данной тенденции. В другом случае автаркические (самодостаточные) тенденции (высокие заградительные пошлины), осуществляемые регионами на своих внешних границах, укрепляют их внутренние связи и позиции в ущерб третьей стороне. Международные отношения региона выступают внешним регионообразующим факторам в том плане, что существенным образом влияют на изменение его геополитического положения. Так, в связи с образованием на месте СССР новых независимых государств пограничными в России стали 45 из 89 субъектов Федерации. Перед этими регионами встали новые задачи: регулирование приграничного сотрудничества, обеспечение пограничного и таможенного режимов, национальной безопасности, сохранности транзитных грузов и т.д. Возникла даже необходимость в специальном правовом обеспечении международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. После распада СССР геополитические и экономико-географические факторы развития России заметно изменились. По сравнению с Советским Союзом ее территория как бы сдвинулась на Север и Восток. Россия стала гораздо более континентальной страной, оказавшись отодвинутой в тыл евразийских просторов. Ко многим регионам страны все чаще применяют уточняющее обстоятельство «единственный»: единственный порт на Балтийском море, единственная курортная зона Причерноморья, единственный, в России источник сырья для алюминиевой промышленности и т.д. Многие края, области и республики Российской Федерации имеют в своей основе новые, в сравнении с еще недавним прошлым, системообразующие факторы. Так, Краснодарский край стал пограничной территорией, морскими воротами России на ее южных рубежах. Кубанские порты Новороссийск, Туапсе и Ейск обеспечивают более 40 % морского грузооборота страны. Краснодарский край вместе со Ставрополем и Республикой Дагестан стали местом крупномасштабных военно-политических авантюр в виде политических планов создания «Великой Шапсуги», захвата заложников, террористических актов и прямой военной агрессии. На эти территории обрушилась первая волна беженцев из Абхазии и Чечни. Поэтому в целом регионоведение представляет собой комплексную, интегральная учебную дисциплину, изучающую закономерности и особенности процесса формирования, функционирования и развития регионального сообщества во всех сфер его жизнедеятельности, а также место и роль регионов в современной России. Однако в разных учебных курсах регионоведения в зависимости от трактовки понятия «регион» и задач курса могут быть актуализированы различные регионообразующие факторы. Эти факторы и будут определять доминанту содержания учебного курса. Так, в одних случаях предметная область курса «Регионоведение» ограничивается только социально-экономическими проблемами, в других – политическими. В некоторых вузах Юга России предметная область курса «Регионоведение» привязана к проблемам многонационального Северо-Кавказского региона, и в соответствии с этим доминантой содержания курса выступает этнические отношения в историческом и современном социокультурном контексте. Исходя из представления о регионе как территориальном сообществе в административных границах субъекта Российской Федерации, которое характеризуется не только целостностью, но и управляемостью, в данном курсе доминантой его содержания выступает политико-правовая сфера жизнедеятельности регионального сообщества. Содержание учебного курса «Введение в регионоведение» «привязано» к проблемам Южного федерального округа, который был образован весной 2000 г. в соответствии с Указами Президента Российской Федерации. Географически этот округ включает Дон, Нижнее Поволжье, степное Предкавказье и горные районы Северного Кавказа. Территория округа занимает 3,5% территории России и составляет 589.2 тыс. кв. км с численностью населения более 21,5 мил. чел. (14,3% всего населения России). В состав Южного федерального округа входят 13 субъектов Российской Федерации: 8 республик (Адыгея, Дагестан Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Карачаево-Черкесия Северная Осетия – Алания, Чечня); 2 края (Краснодарский и Ставропольский); 3 области (Астраханская, Волгоградская и Ростовская). Это – один из самых полиэтничных и многоконфессиональных регионов мира. Здесь проживают представители более ста народов, принадлежащих к различным языковым группам и исповедующим все мировые религии. Южный федеральный округ занимает одно из ведущих мест в России по культурно-образовательному и научному потенциалу. На Юге России имеются почти все виды энергетических и сырьевых ресурсов, здесь проходят важнейшие транспортные магистрали и торговые пути, сконцентрирован основной рекреационный потенциал страны. Геоэкономическое значение Юга России обусловлено тем, что он является основным российским центром сельскохозяйственного производства и занимает стратегически важное положение в системе транспортировки нефти в Европу. Несмотря на этническую пестроту на Юге России в результате многовекового процесса этнической дивергенции и конвергенции сложился особая этнокультурная общность («северокавказская культурная область» в этнологии). Вместе с тем на Юге России в настоящее время наблюдается такое «всемирное» явление, как взрыв этничности, сопровождающийся усилением этнополитической напряженности. Геополитическое положение Юга России заключается в том, что он входит в так называемый «метарегион нестабильности», простирающийся от Балкан до Памира и представляет собой зону столкновения цивилизаций, порождающего перманентные конфликты. В связи с этим некоторые ученые рассматривают Юг России как зону столкновения Российской (христианской) и исламской цивилизаций или борьбы Российского государства с этническими группами, принадлежащими к другой цивилизации. Ученые, рассматривающие полиэтнический и поликонфессиональный Юг России в качестве периферии Российской цивилизации, считают, что к усилению на Юге России регионального государственного «иммунитета», «всплеску» национализма, сепаратизма и экстремизма привел в первую очередь кризис российской государственности. Поэтому образование Южного федерального округа преследовало прежде всего цель укрепления вертикали государственной власти и преодоления дезинтеграционных тенденций в Российской Федерации. Основная дидактическая цель данного учебного курса заключается в формировании у студентов системы знаний о той ситуации, которая сложилась на Юге России в целом и в отдельных субъектах Российской Федерации, расположенных на его территории, тенденциях и направлениях регионального развития, региональной политике, проблемах и особенностях регионального управления. Выпускник высшей школы должен понимать процессы регионализации, происходящие в современном мире, и их специфику в России; иметь представления об исторической, географической, культурной и религиозной специфике Юга Росси; знать политико-правовые основы формирования и деятельности региональных органов государственной власти; основные направления государственной региональной политики; разбираться в социально-экономических и этнополитических процессах в регионе; ориентироваться во внешнеполитических и внутренних аспектах региональной безопасности. В соответствии с таким видением предметной области регионоведения, целей и задач изучения его в вузах Юга России и выстраивается логика нашего учебного курса: 1. Регионоведение как профессия и специальность 2. Регионоведение как учебная и научная дисциплина 3. Регионализация и глобализация в современном мире 4. Региональная организация России и зарубежных стран: история и современность 5. Методы региональных исследований 6. Региональные системы 7. Политико-правовая основа формирования и функционирования регионов Российской Федерации. 8. Региональное развитие 9. Региональная политика 10. Региональное управление 11. Региональная политика в системе государственного регулирования регионального развития 12. Национальная и региональная безопасность
Контрольные вопросы
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |