Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Многостепенные выборы

1.

Лекция 4. Президент в системе государственных органов Украины.

 

1. Возникновение института президента в Украине: причины, этапы.

2. Президент Украины – глава государства.

3. Организация работы Президента.

 

Причины возникновения института Президента в Украине состоят в следующем:

- «перестройка» в СССР по Горбачеву М.С., которая сводилась к изменениям структуры и принципов деятельности высших органов власти;

- утверждение системы Съездов народных депутатов;

перемещение центра из партийных органов в органы местного самоуправления – советы;

- отмена 6 статьи Конституции СССР 1977 г. о ведущей роли КПСС (февраль 1990 г.)

Возникновение института президентства в Украине можно связать с событиями перестройки и М. Горбачевым – первым президентом в советской системе (1990-1991 гг.).

Конкретное содержание перестройки политической системы по Горбачеву, сводилось к изменениям структуры и принципов деятельности высших органов власти. Утверждалась система Съездов народных депутатов. Съезд наделялся функциями высшего представительного органа государственной власти. Верховный Совет преобразовывался в постоянно действующий законодательный орган. Содействуя перемещению центра власти в новые структуры, из партийных в советские. Горбачев не желая рисковать собственным положением, стремился сохранить контроль и над Советами, и над партией путем совмещения соответствующих высших партийных и советских постов. Став председателем Верховного Совета СССР он сохранил за собой пост Генерального секретаря ЦК КПСС.

Работа I Съезда народных депутатов СССР продемонстрировала настоящий взрыв демократии (радикально-демократическая группа – Межрегиональная депутатская группа во главе с А.Д.Сахаровым) – предложили «Декрет о власти», где содержалось положении о немедленной отмене 6 статьи Конституции 1977 г. Эта поправка принята в феврале 1990 г. С отменой ст.6 КПСС становилась политической партией и уже более не оставалась первой среди основных госструктур, что создавало проблемы для функционирования и деятельности всех других государственных органов, начиная с армии, т.к. все они раньше были подчинены КПСС.

После выборов 1989 г. и отмены 6 статьи начался пересмотр Конституции. Как только была ограничена роль КПСС, возникла необходимость пересмотра всего устройства советского государства. Выборы нового парламента были первым шагом широкой реформы, к которой юридическая мысль была мало готова. В соответствии с новыми положениями Съезд народных депутатов должен выбрать из своего состава Верховный Совет, состоящий из 2-х палат – по несколько сотен депутатов в каждой. Палатам надлежало заниматься текущий законотворческой деятельностью. Председателю определить формы исполнительной власти, которая не могла ограничиться лишь Советом министров. Депутаты хотели получить право обсуждать его состав и одобрять руководителей каждого министерства в отдельности. У Горбачева и его коллег созрела идея президентской республики, в чем-то среднем между американской и французской моделью. Идея учреждения президентской республики, казалось, лучше соответствовала русской и советской традиции, согласно которым высший правитель был ключевой фигурой. 12 марта 1990г. – первым президентом СССР стал Горбачев М.С.

В 1991 г. начался второй этап формирования института президентства, который продолжался до 1995 г. Происходило юридическое становление института президентства после августовского путча 1991 года.

Юридическое оформление началось после принятия Декларации о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 г. так как в 1991 г. Верховной Радой были приняты решения о выработке новой концепции Конституции Украины, что стало первым шагом – принятие закона «О введении поста Президента Украинской ССР» и внесение изменений и дополнений к Конституции УССР от 5 июля 1991 г., по которому Конституция была дополнена главой 12 «Президент УССР».

По которому:

- Президент – глава государства и глава исполнительной власти. Это было подтверждено законом «О Президенте Украинской ССР» от 5 июля 1991 года. Всенародно был избран 1 декабря 1991 г.

Основные предназначения института президентства – необходимости укрепления системы центральных органов власти.

В организации президентуры выработано три формы:

- единоличная

- коллегиальная

- сессионная

Единоличная:

- президент – глава государства, либо глава государства и исполнительной власти;

- выборная в должность с различными требованиями по гражданству, возрасту;

-выборы осуществляются

а) прямым голосованием избирателей;

б) косвенными выборами;

в) парламентом;

г)высшим партийным органом;.

- имеет обширные полномочия, независимо от форм правления. Однако их реальное существование зависит именно от этих форм. В этой связи различаются президент с неограниченной властью – т.е. выполняет свои полномочия самостоятельно, президент с ограниченной властью – выполняет свои полномочия по совету правительства и контрассигнатуры премьер-министр.

- выделение полномочий президента в сферах власти.

- имеет обширные права в международных отношениях и регулировании правового статуса граждан.

- президент несет ответственность за свои действия (импичмент, уголовная ответственность – судит Конституционный Суд).

Коллегиальная президентура – характерно для СССР – высшие органы – президиум Верховного Совета – высшие постоянно действующие государственные органы (генеральный председатель, первый секретарь).

- сосредоточения полномочий, функций правительства и премьер министра в одном лице, нет разделения властей;

Выборность по срокам условна.

Смешанная – форма главы государства появилась в некоторых социалистических органах в связи с развитием культа личности:

- лидеры этих стран считали нецелесообразным отказываться от идеи коллегиальной президентуры. Ограждение от авторитаризма (хотя это формально) (Китай, Мексика).

- выборы отсутствуют, отсутствуют условия выборов на кандидатуру президента, (стр.5 Л.4)

- нет разделения властей,

- имеет широкие полномочия глава правительства,

- в государственных органах присутствует однопартийность.

Для института президентства в Украине характерна единоличная форма президентуры, которая был усилена законом Украины «О представительстве Президента Украины» от 5 марта 1992 г., а также положения о местной государственной администрации: Указ Президента Украины об изменении в системе целенаправленных органов государственной исполнительной власти Украины от 13 ноября 1992 года.

Все это вело к усилению власти Президента, и явилось итогом столкновения исполнительной власти с законодательной. Следствием этого случая стало принятие в июне 1995 г. конституционного договора между Верховной Радой и Президентом Украины.

Начиная с 1995 г. и до 1996 происходит окончательное юридическое оформление основ института президентства в Украине. Так. В соответствии с Конституцией Украины и законов Украины «О выборе Президента Украины» от 5 марта 1999 г. и «О Центральной избирательной комиссии» от 17 декабря 1997 г. Президент избирается гражданином Украины на основе:

- общего права

- равного права

- прямого права

- путем тайного голосования

- сроком на 5 лет.

Конституция 1996 г. устанавливает, что Президентом может быть:

- гражданин Украины, достигший 35 лет;

- имеет право голоса;

- проживает в Украине на протяжении последних 10 лет перед выборами;

- владеет украинским языком;

- один и тот же человек не может быть избран Президентом Украины больше чем два срока подряд (1).

В зависимости от того, является ли государство президентской, парламентской или смешанной республикой, и от особенностей той или иной конституции существуют и разные способы избрания президента.

Вопросам классификации способов избрания президента республики уделяется должное внимание в работах по сравнительному конституционному (государственному) праву и в трудах, посвященных изучению статуса президента.

Наиболее емкое, концентрированное определение способов избрания президента изложил известный ученый в этой области В.Е. Чиркин. Он выделяет следующие способы избрания президента:

1. Голосование в парламенте (Чехия. Словакия, Венгрия, Турция, Албания и др.). Для первого тура выборов обычно требуется квали­фицированное или абсолютное большинство голосов, но при множе­ственности кандидатов такой результат достигается редко, голоса распределяются между разными кандидатами. В последующих турах требования снижаются, однако из-за партийной раздробленности обычно проводится много туров. В Турции накануне принятия кон­ституции 1982 года, снизившей требования, было проведено более 100 туров, в Италии в 1992 году - 16. В Словакии для избрания президе­нта, как и для смещения его парламентом, необходимы 2/3 голосов. Президент, избранный парламентом, обычно, хотя и не всегда, «сла­бый» президент: он получает свои полномочия не непосредственно от избирателей, а от представительного органа и не может противо­поставлять себя ему.

2. Голосование выборщиков. Избиратели голосуют за выборщи­ков, а последние, не собираясь вместе, избирают президента из чис­ла кандидатов, выдвинутых партиями (Аргентина, США до 90-годов Финляндия). При этом способе результаты выборов (имя будущего II президента) становятся известны до голосования выборщиков, как только подсчитана их партийная принадлежность: президентом будет тот, кто имеет за собой большинство выборщиков.

3. Избрание президента специальной избирательной коллегией. Федеральное собрание в Германии, состоящее из членов нижней палаты и такого же числа представителей земель; коллегия, состоящая из членов обеих палат парламента и делегатов областных советов в Италии; коллегия из избранных членов обеих палат парламента в индии и законодательных собраний штатов.

4. Избрание непосредственно избирателями. (Мексика, Украины, Франция и др.).

Следует отметить, что при выборах Президента бывшего СССР использовался такой вариант, как выборы съездом народных депутатов.

Нередко президентами провозглашает своих руководителей военная хунта, захватившая власть. В 1994-1995 годах в большинстве азиатский стран (Туркменистан, Узбекистан, Киргизия и др.) вместо выборов были проведены референдумы о продлении срока полномочий действующего президента до 2000 года (в декабре 1999 года парламент Туркменистана принял решение о пожизненном пребывании на посту президента республики действующего главы государства Ниязова).

Анализируя вышеприведенные способы избрания президента, можно увидеть что по сути действуют три системы избрания главы государства:

1. Прямые выборы:

2. Косвенные выборы:

На практике в подавляющем большинстве случаев применяются либо непосредственно избрание президента, либо его избрание парламентом. Остальные же способы избрания можно было бы счи­татьих модификациями.

Как видно, Украина относится к группе государств, в конституциях которых предусматривается избрание президента путем пря­мых выборов. В соответствии с Конституцией Украины (ст. 103) Пре­зидент Украины избирается гражданами Украины на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на пять лет. Более детально избирательный процесс закрепляется на уровне текущего законодательства, а именно Законом Украины «О выборах Президента Украины» от 5 марта 1999 года.

Законодательство Украины устанавливает демократический порядок организации и проведения выборов, что обеспечивает гражданам реальные возможности осуществленияих избирательных прав. Закон состоитиз следующих глав:

1. Общие положения.

2. Порядок и сроки назначения и проведения выборов.

3. Организация выборов.

4. Выдвижение и регистрация кандидатов в Президенты Украины.

5. Предвыборная агитация.

6. Гарантии деятельности кандидатов в Президенты Украины и иных участников выборов.

7. Проведение голосования, определение результатов выборов Президента Украины. -

8. Заключительные положения.

9. Итоговые положения.

Правовой основой орга­низации и проведения выборов является Конституция Украины, За­коны Украины «О выборах Президента Украины», «О Центральной избирательной комиссии».

Избирательный процесс осуществляется на принципах:

1. Многопартийности;

2. Свободы и равноправного выдвижения кандидатов в Прези­денты Украины;

3. Гласности и открытости, свободы агитации;

4. Равенства возможностей для всех кандидатов в проведе­нии избирательной кампании;

5. Непредвзятости к кандидатам со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц этих органов.

Участие граждан Украины в выборах является добровольным. Они назначаются Верховной Радой Украины и могут быть очередными, внеочередными и повторными.

Таким образом, можно выделить 3 этапа становления института президентства в Украине.

Этапы становления института президентства:

- 1990-1991: 12 марта 1990 г. – первым президентом стал Горбачев М.С.;

16 июля 1990 г. Украина принимает «Декларацию о государственном суверенитете Украины», что привело к пересмотру Конституции УССР 1978 г., и стало первым шагом введения в систему государственных органов Украины поста Президента; августовские события 1991 г. приводят к ликвидации реальной власти коммунистической партии, что тоже явилось одной из причин изменения механизма государственного аппарата Украины;

- 1991-1995: - этап юридического оформления института президентства в Украине;

- 1996 г. – принятие первой Конституции Украины, которая окончательно определила Президента Украины в системе государственных органов, а также предложение усовершенствования законодательной базы института президентства Украины.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Рассмотрение проекта в комитетах Верховной Рады | Лекция 5. Организация работы органов исполнительной власти Украины.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 572; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.