Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация работы прокуратуры

Организация работы Высшего совета юстиции

Высший совет юстиции является коллегиальным и независимым органом ответственным за формирование квалифицированного судейского корпуса.

Организация работы и полномочия Высшего совета юстиции определяются ст. 131 Конституции Украины, Законом Украины "О Высшем совете юстиции" от 15 января 1998 года и регламентом Высшего совета юстиции.

Высший совет юстиции состоит из 20 членов. Состав формируется путем назначения Верховной Радой Украины, Президентом Украины, съездом судей Украины, съездом адвокатов Украины, съездом представителей юридических высших учебных заведений и научных организаций по три представителя, всеукраинской конференцией работников прокуратуры – 2 представителя. По должности в состав Высшего совета юстиции входят Председатель Верховного Суда Украины, Министр юстиции Украины и Генеральный прокурор Украины.

К полномочиям Высшего совета юстиции относятся:

1. Внесение представлений Президенту Украины о назначении судей на должность или об освобождении их с должности.

2. Рассмотрение дел и принятие решений по вопросам касающимся нарушения судьями и прокурорами требований о несовместимости.

3. Осуществление дисциплинарного производства относительно судей Верховного Суда Украины и судей высших специализированных судов.

4. Рассмотрение жалоб на решения о привлечении к дисциплинарной ответственности судей апелляционных, местных судов и прокуроров.

Прокуратура – государственный контрольно-надзорный орган, который призван осуществлять надзор за соблюдением и правильным применением законов на территории Украины.

Основные задачи органов прокуратуры, функции и направления деятельности, изложенные в Конституции Украины, Законе Украины “О прокуратуре”, Приказах Генерального прокурора Украины.

Систему органов прокуратуры составляют: Генеральная прокуратура Украины, прокуратура Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя (на правах областных) городские, районные, межрайонные, и другие приравненные к ним, а так же военные прокуратуры

В соответствии с Законом Украины “О прокуратуре” органы прокуратуры для обеспечения утверждения верховенства закона выполняют задачи, направленные на защиту от неправомерных посягательств:

· закрепленных Конституцией Украины независимости республики, общественного и государственного строя, политической и экономической систем, прав национальных групп и территориальных образований;

· гарантированных Конституцией, законодательными актами Украины, международными правовыми актами социально-экономических, политических, личных прав и свобод человека и гражданина;

· основ демократического устройства государственной власти, правового статуса местных Советов народных депутатов, органов самоорганизации населения (ст.4 Закона “О прокуратуре”)

Конституцией Украины (ст.121) ст. 5 Закона Украины "О прокуратуре" прокуратура представлена как единая система, на которую возложены следующие функции:

1. Поддержание государственного обвинения;

2. Представительство интересов граждан или государства в суде в случаях, предусмотренных законом;

3. Надзор за соблюдением законов органами, которые проводят оперативно-розыскную деятельность, дознание и судебное следствие;

4. Надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан.

Особое внимание необходимо обратить на то, что прокуратура не может осуществлять функции, которые не предусмотрены Конституцией Украины и Законом.

Принципы организации и деятельности прокуратуры заключаются в следующем:

1. Органы прокуратуры составляют единую централизованную систему, которую возглавляет Генеральный прокурор Украины, с подчинением нижестоящих прокуроров, вышестоящим.

2. Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия на основании соблюдения Конституции Украины и действующих на территории Украины законов.

3. Органы прокуратуры защищают в пределах своей компетенции права и свободы граждан на принципах равенства перед законом независимо от социального происхождения, образования, политических взглядов, служебного или имущественного положения и др.

4. Органы прокуратуры принимают меры по устранению нарушений закона, от кого бы они не исходили, восстанавливают нарушенные права и привлекают к ответственности лиц, которые допустили данное нарушение.

5. Органы прокуратуры действуют гласно, информируют государственные органы власти, общественность о состоянии законности и мерах по ее укреплению.

 

7. Организация работы других правоохранительных органов:органы внутренних дел, СБУ, Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказания,

7.1. Органы внутренних дел Украины.

Органы внутренних дел Украины занимают одно из центральных и значимых мест в системе правоохранительных органов, которые призваны обеспечивать охрану общественного порядка, защиту прав и интересов граждан, охрану законных интересов предприятий и организаций, независимо от формы собственности от противоправных посягательств, вести борьбу с преступностью и другими правонарушениями.

Систему органов внутренних дел возглавляет Министерство внутренних дел Украины (МВД), которое является центральным органом исполнительной власти. МВД обеспечивает реализацию государственной политики в области защиты прав, свобод и интересов граждан, общества и государства от противоправных посягательств. Наряду с этим МВД координирует и организует работу органов внутренних дел по борьбе с преступностью, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

С учетом возложенных задач МВД определяет основные направления работы органов внутренних дел, разрабатывает и обеспечивает реализацию комплексных мер по совершенствованию их деятельности, принимает активное участие в создании и выполнении государственных программ по борьбе с преступностью и повышению уровня охраны правопорядка.

Внутренняя структура Министерства внутренних дел состоит из Министра, который осуществляет руководство всей милицией Украины, его первого заместителя, министерских комиссий, главных управлений (отделов) и управлений. Главные управления подразделяются на главное следственное управление, главное управление охраны общественной безопасности (милиция), главное управление внутренних и конвойных войск, главное управление пожарной безопасности, главное управление учреждений, которые исполняют наказание, главное управление дорожной автомобильной инспекции, главное управление по борьбе с организованной преступностью, главное управление Министерства внутренних дел на транспорте, главное управление уголовного розыска, управление учебных заведений Министерства внутренних дел, управление отделов виз и регистрации, управление вневедомственной охраны.

Центральное место среди структурных подразделений органов внутренних дел занимает милиция, как единая система органов, входящих в структуру Министерства внутренних дел.

Милиция – вооруженный орган государственной, исполнительной власти, защищающий жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, природную среду, интересы общества и государства от противоправных посягательств (ст.1 Закона Украины “О милиции”).

Милиция выполняет следующие функции: административную, профилактическую, оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную, исполнительную и охранительную (на договорных началах). Выполнение указанных функций возлагается Законом Украины “О милиции” на следующие структурные подразделения:

¨ уголовная милиция;

¨ милиция общественной безопасности;

¨ транспортная милиция;

¨ государственная автомобильная инспекция;

¨ милиция охраны;

¨ специальная милиция.

 

7. 2. Таможенные органы Украины.

В систему правоохранительных органов Украины, на которые возложены задачи по защите экономического суверенитета и безопасности государства, входят таможенные органы Украины.

Деятельность таможенных органов направлена на обеспечение соблюдения таможенными, и иными государственными органами, субъектами внешнеэкономической и хозяйственной деятельности, а также гражданами прав и обязанностей в области таможенного дела. Таможенное дело в Украине развивается в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми в международной практике нормами и стандартами.

Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с Таможенным Кодексом, законами Украины и международными договорами. Украина создает собственную таможенную систему, которая является обязательной составной частью любого суверенного государства. Деятельность таможенных органов распространяется на определенную таможенную территорию, в которую входит территория Украины (в том числе и искусственные острова, установки и сооружения, которые создаются в экономической зоне).

Регулирование таможенным делом заключается в определении:

1.Верховной Радой Украины:

· основных направлений таможенной политики Украины;

· структуры системы органов государственного регулирования таможенного дела;

· размеров таможенных пошлин и условий таможенного обложения;

· специальных таможенных зон и таможенных режимов на территории Украины;

· перечня товаров, экспорт, импорт и транзит которых через территорию Украины запрещается.

2.Кабинетом Министров Украины:

· основных методов обеспечения осуществления таможенной политики Украины, в соответствии с действующим законодательством Украины;

· размеров таможенных сборов и платы за таможенные процедуры;

· координации деятельности министерств, государственных комитетов и ведомств по вопросам таможенного дела;

· порядка проведения переговоров и заключения международных договоров Украины по таможенным вопросам;

· порядка представления на рассмотрение Верховной Рады Украины предложений по системе таможенных органов Украины.

7.3. Служба безопасности Украины.

СБУ – государственный правоохранительный орган специального назначения, обеспечивающий государственную безопасность Украины (ст.1 Закона Украины “О службе безопасности Украины”). Этот орган обеспечивает защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних посягательств. К жизненно важным интересам относятся все потребности, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества в целом и Украинского государства.

Объектами защиты органами безопасности являются права, интересы и свободы граждан; материальные и духовные ценности общества; конституционный строй государства, его суверенитет и территориальная целостность.

К субъектам, подлежащим защите органами безопасности относятся государство, объединения граждан, общественные и другие организации и граждане, которые обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с действующим законодательством. Характер внутренней и внешней безопасности определяется реальной и потенциальной угрозой объектам безопасности, которая исходит от внутренних и внешних источников.

Государство призвано обеспечивать безопасность субъектов защиты на территории Украины, а за ее пределами оно гарантирует покровительство и защиту прав и свобод. Обеспечение безопасности осуществляется через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Чтобы на должном уровне была обеспечена безопасность в Украине, разрабатывается система правовых норм и предписаний, которые регулируют отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной исполнительной власти, формируется механизм системы контроля и надзора за их деятельность. Выполнение задач по обеспечению безопасности государства, общества и личности возлагается на государственные органы обеспечения безопасности, которые образуются и действуют в системе органов исполнительной власти.

Основными задачами, которые возложены государством на органы СБУ по обеспечению безопасности в Украине являются:

1. Защита конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета;

2. Защита экономического, научно-технического и оборонного потенциала Украины;

3. Защита прав граждан и законных интересов государства от разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб, отдельных организаций, групп лиц и граждан;

4. Предупреждение, пресечение, выявление и раскрытие преступлений против мира и безопасности человечества, терроризма, коррупции и организованной преступной деятельности в сфере управления экономикой.

В соответствии с Законом “О службе безопасности Украины” органы Службы безопасности Украины представляют единую централизованную систему, в которую входят:

¨ Центральное управление СБУ;

¨ Региональные органы Службы безопасности Украины;

¨ Службы безопасности автономной Республики Крым;

¨ Органы военной контрразведки;

¨ Учебные и научно-исследовательские учреждений СБУ.

За деятельностью органов Службы безопасности Украины, соблюдением ею законодательства установлен постоянный контроль. Он осуществляется Комиссией Верховной Рады Украины по вопросам обороны и государственной безопасности, Президентом Украины и уполномоченными им государственными органами. Служба безопасности Украины ежегодно представляет отчет о деятельности органов безопасности Верховной Раде Украины, регулярно информирует Президента, членов Совета национальной безопасности Украины и должностных лиц, специально назначенных Президентом, по основным вопросам своей деятельности, о случаях нарушения законодательства, а также по их требованию должна предоставить другие необходимые сведения.

Надзор за соблюдением и применением действующего законодательства Службой безопасности Украины осуществляет Генеральный прокурор Украины и уполномоченные им прокуроры.

 

Литература

 

1. Про Конституційний Суд України: Закон України від 16 жовтня 1996 р. // Відомості. 1996. № 49. Ст.272.

2. Про прокуратуру: Закон України від 5 листопада 1991 р. // Відомості. 1991. № 53. Ст. 793; 1993. № 22. Ст. 229; № 50. Ст. 474; 1995. № 11. Ст. 71; № 43. Ст. 313.

3. Про службу безпеки України: Закон України від 25 березня 1992 р. // Відомості 1992. № 27. ст..383.

4. Про статус суддів: Закон України від 10 жовтня 1993 р. // Відомості 1993. № 8. ст. 56; 1994.№ 26. ст. 203.

5. Про внесення змін до закону України “Про судоустрій України” Закон України від 21 червня 2001 р. № 2531 – III.

6. Про внесення змін до закону України “Про арбітражний суд” Закон України від 21 червня 2001 р. № 2538 – III.

7. Указ Президента України від 11 липня 2001 р. № 511/2001 “Про утворення апеляційних господарських судів та затвердження мережі господарських судів України”.

8. Про внесення змін до Закону України “Про органи суддівського самоврядування” Закон України від 21 червня 2001 р. № 2535-III.

9. Закон України “Про Вищу раду юстиції” від 15 січня 1998 р. № 22/98-ВР.

10. Стефаник В. Судова реформа в Україні // Право України. 1998. № 1. с. 20.

11. Мичко М. До питання про загально-наглядову діяльність прокуратури // Право України. 2000. № 4. с. 50-51.

12.Сухонос В. Місце прокуратури в системі органів державної влади України, її розвиток та правове забезпечення гарантій діяльності// Право України. 2000. № 6. с. 10-13.

13.Чебан В. До нової концепції прокурорського нагляду // Вісник прокуратури. 2000. № 2. с. 83-85.

 

 

Схема 1.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организация работы хозяйственных судов | Лекция 8. Методы организационно-управленческой деятельности органов государственной власти и самоуправления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.