Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трудовые ресурсы

Темпы роста населения и другие показатели демографи­ческого процесса определяют количественные параметры трудо­вых ресурсов мира, играющих огромную роль в развитии мировой экономики. Под трудовыми ресурсами понимают часть населения в определенном возрасте, обладающую способностью к труду и зна­ниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности.

Основную часть трудовых ресурсов составляет экономически ак­тивное (или самодеятельное) население. Оно включает занятых и ищущих работу, т. е. это лишь основная доля ресурсов, так как ос­тальное трудоспособное население учится, занято только домаш­ним хозяйством пли проходит службу в вооруженных силах, не яв­ляясь кадровым составом армии. В официальных оценках в самоде­ятельное население не включаются участники так называемой теневой экономики. Сюда относятся иммигранты, работающие на подпольных предприятиях, пенсионеры, занимающиеся офици­ально не зарегистрированными подработками, студенты, практи­кующие нелегальное репетиторство, и др. Необходимо отметить также и участников торговли наркотиками, лиц, занимающихся другими подпольными спекуляциями, проституцией и т.д.

В конце 90-х гг. самодеятельное население мира оценивалось примерно в 3 млрд человек, что составляло около половины общей численности. Десятка стран, имеющих наибольшие размеры эко­номически активного населения, выглядела в это время следую­щим образом: Китай — 726 млн человек, Индия — 410, США — 110, Россия — 78, Бразилия — 74, Пакистан — 49, Нигерия — 47, Германия — 41, Мексика — 38, Франция — 29 млн человек самодеятель­ного населения.

В развитых странах активное население растет медленнее его об­щего прироста. Здесь отрицательно сказывается, прежде всего, рост безработицы и ряд других факторов. Недостаточно высокие темпы роста работающих, повышают демографическую нагрузку. Напри­мер, в последние годы на 1000 трудоспособных лиц в Италии при­ходилось 638 иждивенцев, в Великобритании — 629, США — 544, Германии — 478.

Самодеятельное население помимо количественных оценок име­ет качественные характеристики. Важнейшими среди них являются уровень образования кадров и их квалификация.

Трудно преувеличить в настоящее время экономическую роль об­разования. Речь идет не только об общем значении образования в условиях НТР, гигантских технологических изменениях, вызван­ных ей, возрастании объемов знаний, необходимых работникам. Высокий уровень квалификации рабочих, техников, инженеров не­обходим, чтобы выжить в условиях растущей конкуренции в совре­менной мировой экономике. Это требует создания более совершен­ной системы образования, не уступающей лучшим мировым образ­цам, и постоянного ее совершенствования.

В развитых странах в последние десятилетия происходят радикальные преобразования в организации и содержании деятельнос­ти системы образования.

По данным ОЭСР, в огромной степени возрастают расходы на образование. В конце 90-х гг. в развитом мире они достигли 1 трлн долл. в год. В системе образования развитых стран работа­ют 4 млн преподавателей и проходят обучение 80 млн студентов и учеников. Функционируют 320 тыс. образовательных учрежде­ний, в том числе 5 тыс. университетов и высших школ.

Необходимым условием нормального функционирования обра­зования, повышения его экономической и социальной роли стало систематическое расширение и усложнение материально-техни­ческой базы учебных заведений. Это потребовало значительного увеличения инвестиций. Первыми на этот путь вступили США, где за период 1950—1990 гг. капиталовложения в оснащение школ вы­росли более чем в 10 раз (с 1,25 до 13,1 млрд долл.). Соответствую­щие расходы в высших учебных заведениях увеличились почти в 40 раз (с 0,34 до 12,5 млрд долл.). Хотя в европейских странах и Японии это произошло на 5—7 лет позже, рост инвестиций в сфе­ру образования в Западной Европе и Японии по темпам был вполне сравним с американским опытом.

Расходы на образование, как правильно подчеркивают специ­алисты ЕС, приобрели «жизненно важное стратегическое значение для предприятий».

Изменения в сфере образования происходит и в развивающихся государствах. Так, даже в наименее развитых странах удельный вес грамотного населения повысился за последние 30 лет с 29 до 46%. Но, несмотря на это, и в настоящее время свыше половины граждан НPC остаются полностью неграмотными.

А в развитых странах совершенствование системы образования содействовало улучшению качества рабочей силы. Более высокая квалификация стала важным фактором роста производительности труда.

Большое влияние на современное развитие трудовых ресурсов оказывает сохранение и укрепление здоровья человека, что рас­сматривается как одна из важнейших экономических и обще-гума­нитарных проблем.

В годы после Второй мировой войны в ряде стран возникает раз­вернутая система социально-экономических и медицинских ме­роприятий, имеющая цель сохранить и повысить уровень здоровья каждого человека и населения в целом. Принят ряд законов, регули­рующих деятельность органов здравоохранения и условия пользования медицинской помощью. Совершенствуется страховая меди­цина, основой которой является принцип полной или частичной компенсации расходов граждан за медицинскую помощь. Растет число врачей и другого медицинского персонала, увеличивается ко­личество медицинских учреждений, улучшается их техническое ос­нащение.

Важным общим показателем роста здравоохранения является эволюция расходов на медицину. Совокупный бюджет здравоохра­нения США, лидирующих в этой сфере, а также в ряде стран Запад­ной Европы и Японии увеличивался практически в течение всех по­слевоенных лет, хотя и разными темпами. Удельный вес этих расхо­дов в стоимости ВВП вырос с 5% (1970г.) до 9-10% (2000г.). Расходы на медицину, приходящиеся в среднем па душу населения, превышают сейчас уровень начала 70-х гг. примерно в 3 раза.

Конечно, в сфере современного мирового здравоохранения сечь немало проблем. Важной среди них является социальная дифферен­циация медицинского обслуживания. Негативно влияет на здоровье людей большое потребление спиртных напитков, рост использова­ния наркотиков, все более широкое распространение СПИДа.

Но в целом успешное развитие системы здравоохранения в раз­витых и многих развивающихся странах позволяет сохранять и ум­ножать трудовые ресурсы общества. Расходы на укрепление здо­ровья людей обладают высокой экономической эффективностью, обеспечивают продление жизни и их работоспособности. По при­близительным расчетам, они приносят в 2—3 раза большие доходы, чем их собственные размеры. Известный французский демограф и экономист А. Сови справедливо указывал на необходимость по­стоянного роста затрат на здравоохранение. Мнение о том, что развитие медицины дает возможность сократить расходы на медицинское обслуживание, считал ученый, должно быть отвергнуто. «До­ля национального дохода, затрачиваемая на здоровье людей, будет все увеличиваться». И хотя, к примеру, во Франции она достигла вы­сокого уровня, но «все же, — отмечал Сови, — француз расходует больше на алкогольные напитки, чем на свое здоровье».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Естественное движение населения | Проблемы семьи
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.