Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Загрузка...

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причины демографического взрыва




Рождаемость, смертность и уравнение роста населения

Сравнивая темпы при­роста население в разных странах, на­селение обычно деляг на группы по 1000 человек и рассчитывают среднее число рождений и смертей на 1000 человек в год. Эти показатели называют общими коэф­фициентами рождаемости (ОКР) и смерт­ности (ОКС) соответственно. «Общий» здесь означает, что данные цифры не учи­тывают, какую часть населения страны составляют пожилые и молодые люди, мужчины и женщины факторы, как уже отмечалось выше, серьезно сказывающи­еся на будущем нации. Вычитая ОКС из ОКР, получают естественный прирост (или убыль, если смертность выше рождаемо­сти) населения, который следует отличать от изменений численности, вызываемых иммиграцией и эмиграцией.

Темпы прироста (или убыли) можно выразить в процентах: для этого резуль­тат делят на 10.

ОКР - ОКС = (Изменение на 1000 чел.): 10 = = Изменение на 100 чел., т. е. процент.

В группе высоко­развитых стран ОКР в среднем равен 15, а ОКС – 9; значит, прирост населения – 0,6% в год:

15 – 9 = 6 (на 1000 чел.), 6: 10 = 0,6%.

При современной численности 1,2 млрд. человек такой прирост приводит к еже­годному увеличению населения развитых стран на 7 млн. человек. В то же время в группе слаборазвитых стран ОКР равен 31, а ОКС - 10, что дает прирост 2,1 % в год. Его более высокие темпы при более высокой исходной численности (на сегод­няшний день 3,9 млрд. человек) приводит к ежегодному увеличению населения этих стран примерно на 83 млн. человек. Темпы прироста на­селения в некоторых высокоразвитых странах бывают даже отрицательными (Германия), тогда как у наций со средним и низким доходом они всегда довольно высокие.

Обычно принято оценивать рост на­селения по времени удвоения, т.е. по пе­риоду, необходимому для удвоения его численности при современных темпах при­роста. Это означает, что за то же самое время жилищный фонд, сельскохозяйствен­ная продукция, число рабочих мест, про­изводство энергии, водоснабжение, систе­ма очистки сточных вод, школьная сеть, система здравоохранения и т. п. должны также вырасти вдвое просто для сохране­ния прежнего уровня жизни. А чтобы он повысился, все это должно расти быстрее.

Время удвоения вычисляется делением 70 на темпы прироста в процентах. Так, население высокоразвитых стран при современных темпах прироста удвоится через 117 лет (70:0,6= 117), а развива­ющихся стран через 33 года. В некото­рых случаях время удвоения будет еще короче. Например, ОКР и ОКС в Кении равны соответственно 53 и 13. При таком соотношении темпы прироста составляют 4% в год, и, если они сохранятся в даль­нейшем, население этой страны удвоится всего через 17,5 лет:



53 -13 = 40; 40 : 10 = 4%; 70 : 4 = 17,5.

У всех видов есть репродук­тивный потенциал, который приведет к популяционному взрыву, если высокий процент потомства доживет до половой зрелости и размножится. Рост природных популяций сдерживается сопротивлением среды, т. е. факторами, приводящими к гибели значительной доли молоди до на­ступления репродуктивного возраста. Примерно до XIX в. так обстояло и с че­ловеческой популяцией.

Еще в конце 1800-х гг. не было ничего необычного в том, что родители заводили по 7-10 детей, из которых только 1-3 доживали до половой зрелости. Эпидемии заболеваний типа оспы, ветрянки, дизентерии, дифтерии, скарлатины, кори, кок­люша уносили множество детских жиз­ней. После эпидемии большая некогда семья нередко оставалась вовсе без детей. Иными словами, рождаемость была вы­сокой – ОКР достигал 40 – 50, но из-за вы­сокой смертности в детском возрасте ОКС был почти таким же*. Следователь­но, население, если и росло, то медленно.

В середине 1800-х гг. работы Луи Пастера и других ученых показали, что эпидемии вызываются микроорганизма­ми. Эти открытия привели к разработке эффективных мер профилактики и лече­ния заболеваний. Особенно важными но­вовведениями были вакцинация против большинства детских инфекций и значи­тельное улучшение санитарных условий, предотвращающее заражение питьевой воды и/или пищи патогенами из сточных вод. Затем в XX в. открытие антибио­тиков привело к появлению лекарств, казавшихся в то время чудом. Важней­шим результатом всего этого было резкое снижение младенческой и детской смертности. Сегодня в развитых странах ре­бенок очень редко умирает от болезни, тогда как 100 лет назад такие случаи считались обычными.

Снижение младенческой и детской смертности можно рассматривать как по­вышение выживаемости. Это показатель того, сколько живет группа из 1000 ново­рожденных. Кривая выживаемости стро­ится на основе статистических данных о возрасте умерших людей. График А на рис. 5.10 типичен для ситуации, предше­ствовавшей появлению современной ме­дицины. Он отражает высокую смерт­ность в младенческие и детские годы: лишь около половины рождающихся де­тей достигает двадцатилетнего возраста. Затем кривая постепенно снижается до пределов продолжительности жизни чело­века. Кривая Б на рис. 5.10 типична для современной ситуации: свыше 95% ново­рожденных доживают до 40 лет и более; быстрое повышение смертности начина­ется не раньше 50-летнего возраста.

Рис. 5.10. Кривые выживаемости начинаются в точке, соответствующей численности населе­ния 1000 человек, и показывают, сколько из них доживают до каждого возраста. А. Выживае­мость цветных мужчин в США в 1902 г., типичная для эпохи, предшествовавшей по­явлению современного здравоохранения. Б. Выживаемость населения США в 1976 г. (по Небелу, 1993)

После второй мировой войны большинство бывших колоний стало независимыми государствами. С помощью созданных в это же время ме­ждународных организаций они предприняли энергичные усилия по улучшению жизни населения. Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в короткие сроки, за одно–два десятилетия, удалось резко снизить детскую смертность, улучшить общее санитарное состояние жизненной среды населения этих стран (полнее обеспечить его питьевой водой, ле­карствами, средствами гигиены и т. п.). Правительства ряда стран Азии и Латинской Америки при поддержке Организации Объединенных Наций по проблемам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО) предприняли успешные меры по повышению продуктивности сельского хозяйства, получившие звучное название — «зеленая революция». Ор­ганизация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) налаживала в развивающихся странах систему об­разования детей.

Следствием этого явилось изменение демографической ситуации в развивающихся странах. Высокий преж­де уровень смертности резко снизился (ОКС сократился с 40 – 50 на 1000 человек в год до приблизительно 10, причем это число соответствует доле умерших пожилых людей), а высокий уровень рождаемости остался почти неизменным (на уровне 40 – 50 на 1000 человек в год). Рост численности мирового населения резко увеличился.





Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.81.82.181
Генерация страницы за: 0.18 сек.