Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общество как социокультурная система




При социологическом анализе социального взаимодействия как основы общественной жизни обычно обращают внимание на два важнейших аспекта:

1) групповой характер общественной жизни;

2)поведение людей в группах, которое регулируется, направляется
и упорядочивается определенной системой ценностей, норм, идей и правил.

Эти два аспекта социальной жизнедеятельности людей теснейшим образом взаимосвязаны, ибо социальное взаимодействие людей регулярно воспроизводит как структуру социальных групп, так и систему ее ценностно-нормативных регуляторов.

Отмеченные два аспекта общественной жизни в социологии принято обозначать двумя популярными понятиями - общество (социальная система) и культура (система культуры).

Отметим наиболее общие моменты, которые отличают общество (социальную систему) от культуры. В свое время, в конце 60-х годов, этот вопрос подробно обсуждался в работах отечественных социологов. Но затем складывающаяся плодотворная тенденция обсуждения методологических вопросов взаимоотношений культуры и общества в работах Э.С. Маркаряна, Э.В. Соколова, О.И. Генисаретского была официально запрещена партийными органами, усмотревшими в этой тенденции «тлетворное влияние буржуазной социологии».

В работах указанных авторов, базирующихся на позитивных разработках западных социологов, различие между культурой и обществом, сводилось к тому, что:

1)социум и культура являются двумя взаимосвязанными
подсистемами общественной жизни;

2)особенность социальной системы выражает форму социальных
отношений между людьми, которая представлена различными социальными
группами и отношениями внутри и между группами.

Под культурой предлагалось понимать содержательные аспекты человеческой деятельности, определяемые ценностями, идеалами, нормами и т. д.

Сходное толкование взаимоотношений понятий "общество" и "культура" имеется и в трудах ведущих западных социологов, которые, начиная с М. Вебера, подчеркивают важную роль ценностных стандартов в понимании общественного развития. Достаточно упомянуть ту роль, которую отводил Э. Дюркгейм «коллективным представлениям», или вспомнить, как М. Вебер объяснял развитие капитализма в Европе влиянием религиозно-этнических норм протестантизма. В современной западной социологии, начиная с 30-х годов, в трудах Т. Парсонса и его школы, а также в работах культур-антропологов А.Л. Кребера, К. Клакхона, Р. Линтона, Дж. Г. Мида и других было дано более строгое теоретическое и эмпирическое обоснование разделения понятий "обществ" и "культура", при этом подчеркивалась решающая роль культуры в плане как методологическом, познавательном, так и содержательном - в качестве решающего фактора эволюции и изменения общества.

Особенность социологического подхода к пониманию культуры заключается в том, что культура рассматривается как механизм регуляции

поведения человека, социальных групп, функционирования и 'развития общества в целом.

При самом общем социологическом подходе к пониманию культуры обычно отмечаются три ее характеристики:

1) культура представляет собой общеразделяемую систему
ценностей, символов и значений;

2) культура - это то, что постигает человек в процессе своей
жизнедеятельности;

3)культура - это все то, что транслируется от поколения к поколению.
Таким образом, можно дать следующее определение: культура представляет собой систему социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

Говоря о многообразии культурных форм и ценностей в современном мире, принимающих иногда форму конфликта, следует различать два уровня в системе культурных ценностей:

1) фундаментальный уровень общеразделяемых ценностей,
принимаемых обществом в целом;

2) уровень локальных ценностей (в западной социологии
обозначаемый термином «beliefs», переводимым обычно как верования или
идеологии), служащий основой деятельности различных социальных групп
и общностей, образующих субкультуры данного общества.

5.2. Культура и нормативная регуляция поведения

Нормативный уровень культуры находится в центре внимания социологов, так как именно он обеспечивает регуляцию и управление поведением человека и социальной группы.

В самом общем виде этот уровень представлен двумя основными формами регулирования социальных действий людей:

институциональный;

неинституциональный.

К первому относятся нормы и правила поведения, которые официально одобрены обществом и его институтами. Эти нормы имеют важное значение для общества, и их выполнение строго контролируется различными социальными институтами с помощью специальной системы мер - социальных санкций, которые бывают как положительными, так и отрицательными, позднее в том случае, если человек нарушает принятые в обществе, социальной группе нормы поведения.

Каждое общество стремится воспитать в людях и поощряет в первую очередь поведение, соответствующее принятым нормам и правилам. Такой тип поведения принято называть конформистским.

К неинституциональным нормам следует отнести такого рода правила поведения, которые в большей мере опираются на силу общественного мнения, обычаи, моральные заповеди, традиции, нравы, привычки.

Понятие "социальная норма" включает в себя три основных признака:

1) набор правил поведения в данной ситуации;

2) эталонный образец поведения, предписываемый индивиду или
группе применительно к данной ситуации;

3) экспектации - основу механизма действия норм образуют, т.е.
ожидание со стороны окружающих относительно нормативного поведения
человека.

Сферы действия неинституциональных норм поведения в современном обществе весьма разнообразны, но в целом они могут быть сведены к двум областям:

1) обычаям и привычкам, включая такую важную их разновидность,
как мода;

2) общественным нравам или, «общественной морали».

Особо следует остановиться на нормативных функциях современной моды. Мода выступает как норма, образец массового поведения, который не остается стабильным, а периодически заменяется новым. Ее влияние в современном мире не ограничивается стилем одежды, прически, домашнего убранства, а имеет гораздо более широкие масштабы, охватывая многие области жизни - искусство, литературу, техническое производство и т.д.

Сам термин «модный стиль» является одним из симптомов -современного динамично меняющегося общества. В моде отмечаются прежде всего ее культурные и нормативные аспекты: она является способом идентификации личности с определенной социальной группой. Для многих людей, особенно тех, кто идет впереди моды, она служит важным способом повышения социального статуса и престижа.

Еще в начале XX века известный американский социолог Т. Веблен описал феномен «престижного потребления», присущий представителям богатых слоев общества, многие из которых приобретали дорогие вещи не по причине их полезности, утилитарности, а с целью демонстрации своего высокого положения.

Социальные нормы могут варьироваться как по масштабу их применимости, так и по характеру воздействия на личность. Различают нормы универсальные, применимые ко всем членам общества без ограничения, и нормы специальные, регулирующие деятельность отдельных групп.

Универсальные нормы опираются на предписания и требования, непосредственно связанные с общеразделяемой системой ценностей, и часто имеют правовою, законодательную базу.

К специальным нормам относятся нормы поведения определенных социальных и профессиональных групп (молодежи, врачей, учителей и т.д.).

Своеобразие нормативной регуляции поведения человека в современном обществе в значительной мере определяется наличием альтернативных норм, позволяющих индивиду выбирать определенное поведение.

Тот факт, что человек рождается в определенной группе, обладающей специфической культурой, является основой этноцентризма. В своей известной работе «Народные обычаи» У.Г. Самнер пытался выяснить роль народных обычаев, нравов и социальных институтов в интеграции общества. Он обратил внимание на то, что члены группы относятся уважительно и стремятся приспособиться к ценностям и нормам своего общества, относясь в то же время с большим недоверием и даже враждебно к культурным ценностям других народов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.