Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социоэтническая концепция Л.Н. Гумилева




НАЦИОНАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ И ОТНОШЕНИЯ

Древнегреческое слово «этнос» имеет около 10 значений: народ, толпа, племя, масса и т.д.

В этнографической литературе под «этносом» принято понимать устойчивую общность людей, проживающих, как правило, на отдельной территории, имеющих свою самобытную культуру, язык, обладающих самосознанием.

В советской социологии и этнографии традиционно считалось, что этническое деление есть разновидность социального и этносы представляют собой целостные системы, неразрывно связанные с социально-экономическими факторами. Следовательно, этнос - явление социальное.

Существуют два противоположных подхода к пониманию сущности этноса:

естественно-биологический,

социокультурный.

Истоки первого восходят к середине XIX века, и его представители относились к так называемой расово-антропологической школе в натуралистической социологии, о чем мы упоминали в наших предыдущих лекциях. Представители этого направления Ж.А. де Гобино, С. Аммон, Ж. Ляпуж считали, что этнокультурное разнообразие человечества обусловлено генетическими различиями.

Специфика социологического подхода к изучению этнических групп заключается прежде всего в том, что в отличие от этнографии, имеющей четко выраженный исторический и описательный характер, в социологии этнические общности рассматриваются как элементы социальной структуры общества, в тесной взаимосвязи с другими социальными группами -классами, стратами, территориальными общностями и различными социальными институтами.

Особую позицию в отношении происхождения и сущности этносов занимал наш выдающийся отечественный исследователь, человек интересной и нелегкой судьбы, оригинальный мыслитель Л.Н. Гумилев.

Этнос им рассматривался как биосферное явление, хотя социальные факторы при формировании и функционировании этноса им учитывались. С его точки зрения, этнос - специфическая форма существования Homo sapiens, а этногенез - локальный вариант внутривидового формообразования, определяющийся сочетанием исторического и ландшафтного факторов. Основные положения концепции Л.Н. Гумилева кратко можно свести к следующему:

1. Главную роль в формировании этноса играет ландшафт. Этносы всегда связаны с природным окружением благодаря активной хозяйственной деятельности, которая проявляется в двух направлениях: приспособлении ландшафта к себе и себя к ландшафту. Ландшафт определяет возможность этнического коллектива при его возникновении, подсказывает род занятий и определяет культуру возникшей этнической целостности. Коль скоро разнообразны ландшафты, разнообразны и народы. Ландшафт есть тот плавильный котел, который формирует сам этнос.

2.Этнос - коллектив особей, противопоставляющий себя другим
коллективам. Принципиальное различие этносов - в стериотипе поведения.
Структура этнического стереотипа - строго определенная норма отношений.
Эти нормы - в каждом случае своеобразные - негласно существуют. bо
всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе в каждой
отдельной эпохе как единственно возможный способ общежития, поэтому
для членов этноса они вовсе не тягостны. Сила этнического стериотипа
поведения огромна, потому что члены этноса воспринимают его как
единственно достойный, а все прочие как дикость.

Именно характер поведения определяет этническую принадлежность человека. А раз так, то возникновение нового этноса есть создание нового стериотипа поведения, отличного от предыдущих. Этот стериотип поведения возникает в результате безотчетной деятельности людей, к бессмысленно рассуждать, лучше он или хуже.

3.Этнос - это не просто скопище людей, похожих друг на друга, а
система различных по вкусам и возможностям личностей, продуктов их
деятельности, традиций, географической среды, этнического окружения
т.е. динамическая система, включающая не только людей, но и элементы
ландшафта, культурные традиции и взаимосвязи с соседями.

Первым коллективом после человечества в целом является
суперэтнос - группа этносов, возникающих одновременно в одном регионе
и представляющих мозаичную целостность: христианский и исламский
миры.

В структуру этноса как системной целостности входят субэтносы отличающиеся от прочих манерами, обхождением, способами выражени чувств и т.д., например, в состав русских входят поморы, камчадалы, русско устьинцы, яицские, донские, кубанские казаки; среди мордвы - эрьзя, мокша

4.Объединиться в этнос нельзя, так как принадлежность к нему
воспринимается субъектом непосредственно, а окружающими
констатируется как факт, не подлежащий сомнению. Следовательно,
основе этнической диагностики лежит ощущение. Это ощущение
формирует этническое поле. Ребенок, установивший связь с матерью с
первым криком и первым глотком молока, входит в ее этническое поле, которое потом лишь модифицируется вследствие общения ребенка с отцом, другими детьми и всем народом. Но поле в начале жизни слабо, и если ребенка поместить в иную среду, то оно перестроится.

5. Этнос - это не состояние, а природный процесс, наблюдаемый
этнос - фаза этногенеза. Этногенез продолжается в течение длительного
времени, примерно 1200-1500 лет, проходя четыре фазы: возникновение,
подъем, упадок, умирание.

6. Источником движения в этногенезе выступает открытая В.И.
Вернадским энергия живого вещества биосферы. Эффект этой энергии
применительно к этносу - пассионарность.

Пассионарность (страсть) - это способность отдельных особей -(пассионариев) поглощать из внешней среды больше энергии, чем необходимо для поддержания этноландшафтного равновесия организма со средой. Пассионарность - атрибут не сознания, а подсознания, важный признак, выражающийся в конституции нервной деятельности.

Это подсознательная тяга к деятельности ради собственных иллюзий в ущерб своей жизни. Рост числа пассионариев - это рост количества деятельности, числа событий. Новые люди убеждают своих соплеменников поклоняться новым богам, стремятся покорить новые народы обживают новые земли.

Они организуют строительство новых зданий, сочиняют и поют новые песни, пишут поэмы и новаторские научные труды. Все это изменяет не только их собственное поведение, но и поведение окружающих, которых иногда силой, иногда личным примером заставляют подчиняться новой поведенческой культуре.

Но со временем пассионарность убывает, энергия растрачивается, появляется все больше субпассионариев, т.е. особей, наделенных малой долей энергии. Если в результате завоевания соседями, разрушительной силы субпассионариев этнос не прекращает своего существования, он переходит в реликтовое состояние и доживает свой век спокойно, медленно угасая (возможно, в реликтовом состоянии находятся финские народы Поволжья - мордва, мари, история которых тонет в глубине тысячелетий).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 882; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.