Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государство и право Древнего Вавилона

Вайшьи

(крестьяне, общинники, земле-

дельцы, торговцы, скотоводы)

 

«единождырожденные»
Шудры

(слуги, ремесленники, актеры)

 

К “неофициальной” варне относятся так называемые “непри-касаемые” - свободные люди, выполнявшие самые грязные работы: уборка мусора и других нечистот, кремация трупов, выделка шкур, ловля рыбы. Кроме того, с “неприкасаемыми” нельзя было пить воду из одного колодца, здороваться за руку, находиться вместе в одном обществе. Они ели лишь из битой посуды. По религиозным обычаям им запрещалось жить в городе или селе, поэтому они селились большей частью на кладбище. А если они собирались в какое-либо населенное место, то должны были об этом известить специальным колокольчиком, чтобы другие люди могли своевременно отвернуться и не осквернить свой взгляд. Но, несмотря на такое отношение к "неприкасаемым", "дваждырожденные" пользовались их услугами.

В современной Индии по закону 1955 г. официально запрещалось существование касты "неприкасаемых", но по давней традиции эта каста фактически продолжает существовать и насчитывает около 60 млн. человек (8 % населения страны).

Кроме свободных граждан, в Индии существовали рабы. Их работа использовалась в незначительных масштабах. Источниками рабства были войны, долговая кабала, наследственное рабство, продажа и проигрывание себя в кости. Более всего рабы работали в государственном хозяйстве, однако их имели и рядовые общинники. Частные рабы были домашней прислугой и выполняли нечистые работы (забивали скот, убирали нечистоты и т. п.) Среди них количественно преобладали рабыни-наложницы. В соответствии с Законами Ману рабы делились на 9 разрядов. За ними сохранялись привилегии той варны или касты, к которой принадлежали их хозяева. Так, раб, который належал к варне брахманов, использовался лишь на тех роботах, которые не унижали его варну.

В современной науке индологии существует очень много проблем, связанных, прежде всего, с вопросами о происхождении варн, о возможностях и разрешении перехода от одной варны к другой. Все эти проблемы очень сложные, но и по сей день они остаются актуальными. Некоторые ученые считают, что варновую систему образовали "арии" с целью отмежевания от коренного темнокожего населения и сохранения чистоты своей крови. Как аргумент этой мысли, они приводят один из вариантов перевода слова варна - "цвет". Но в старинных текстах про цвет кожи ничего не говорится. Известный ученый Г.М. Бонгард-Левин, наоборот, утверждает, что каждая варна имела свой символический цвет, который означал не цвет кожи, а этические нормы. Например, белый - моральную честность, красный - энергию, желтый - объединение честности и решительности, черный - порочность /4/.

В историографии советского периода доминировала концепция образования варновой системы для обеспечения общественной стабильности, так как в Индии существовали этнические, политические, религиозные, хозяйственные и прочие противоречия. Одним из представителей этой концепции был Е.М. Медведев, который обосновал свои мысли в научной работе "Очерки истории Индии до XIII века", М., 1990. Другие исследователи (прежде всего Л.Б. Алаев) утверждали, что возникновение варн связанно с формами собственности на землю. Существует интересная мысль, что концепций о происхождении индийских варн столько, сколько исследователей рассматривало эту проблему.

Не менее интересной стала проблема перехода из одной варны в другую. Сначала варна была абсолютно закрытой, браки заключались лишь в пределах варны, нарушения беспощадно наказывались (часто смертным наказанием). Но позднее в Маурийский период в варновой системе произошли значительные изменения. С развитием товарно-денежных отношений изменялось общественное положение вайшиев и шудр в сторону их сближения. Шудры обогащались благодаря торговле, а некоторые брахманы наоборот разорялись и нанимались слугами к шудрам, или просто пастухами и земледельцами. Параллельно с этим процессом варны начали делиться на мелкие джати (касты). Некоторые ученые уже их считали кастами, другие - лишь переходной формой от варн к кастам. Но в современной науке эта проблема остается не решенной.

Впервые о существовании варн упоминается в религиозном источнике Ригведы. А позднее в Законах Ману законодательно закреплялось существование варновой системы. Первые три варны назывались "дваждырожденными", так как лишь они могли получать знания, изучая священные книги - веды. Только шудры не имели права читать эти книги и считались один раз рожденными. Согласно Законов Ману, «Так, обучение Вед и изучение их, принесение жертв за себя и за других, а также дачу и получение /милостыни/ он установил для брахманов. Охрану подданных, а также дачу милостыни, жертвоприношение, изучение Вед и умеренность в утехах он указал для кшатриев и вайшиев».

Первые три варны резко противопоставлялись варне шудр, которые имели лишь одну обязанность - служить трем высшим варнам с усмирением. Шудра не имел почти никаких прав. Согласно с Законами, если родившийся один раз обзывает страшным бранным словом «дваждырожденных», то ему необходимо отрезать язык, так как он - самого низкого происхождения. Шудры были не только отдалены от религии (им запрещалось даже слушать Веды), но и не служили упанаяну - военный обряд инициации, согласно которому посвященные носили особый пояс и шнур, который разрешал их приравнивать к «дваждырожденным». Брахман мог присваивать имущество шудры, так как согласно Законам он не имел никакой собственности, и его имущество забиралось хозяином. Самой привилегированной варной считались брахманы. «Из всех существ наилучшими считаются одушевленные, с одушевленных - умные, из умных - люди, из людей – брахманы», - так провозглашено в источниках /І, 96/. По закону брахман занимал высшее место на земле как властитель всех существ. Все, что существует в мире - это собственность брахмана, так как он божественного происхождения. Сравнительно с другими варнами, они имели особые привилегии, а также занимали высокие должности в государственном аппарате (например, в паришаде).

Варна кшатриев (воинов) была также привилегированной. Правители - раджи часто происходили из этой варны. Главной функцией кшатриев была охрана. По Законам «Когда люди, которые не имели царя, рассеялись во всех направлениях от страха, Владыка создал царя для охраны всего этого /мира/» /VІІ,3/. Варна вайшиев почти не имела привилегий. Они занимались торговлей, земледелием, ремеслами, занимали незначительные административные должности, но на политическую жизнь никакого влияния не имели. Кроме того, они составляли основную группу населения, которая подлежала налогообложению (брахманы и кшатрии, как калеки и женщины, налог не платили). Переход из одной варны в другую запрещался законом, но в реальной жизни все было намного сложнее. Соблюдение каждой варной только своей дхармы (правила поведения) вело к «высочайшему блаженству. Если правила нарушаются, мир погибнет от смешения каст», - так говорится в Законах.

Законы Ману (II в. до н.э.) являются важнейшим сборником религиозных предписаний. Правовые нормы не выделялись из общих религиозных и этических правил, а также, наряду с нормами общественного поведения, рассматривались вопросы мировоззрения, медицины и т.д.

Из Законов Ману следует, что в рассматриваемый период уже получила развитие частная собственность, хотя право частной собственности на землю было неразвитым.

В ст. 115 гл. 10 отмечены семь законных способов приобретения имущества: наследование, дарение, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, получение приношений. Первые три способа были доступны для всех варн, четвертый - только для кшатриев, пятый и шестой - для вайшиев, а седьмой являлся привилегией брахманов.

В Индии существовали три экономических сектора: государственный, общинный и частный. Но источники не устанавливают соотношения между ними. Наблюдалась тенденция к расширению частного землевладения за счет уменьшения государственного и общинного. В индийском обществе преимущественно использовали работу свободных людей (крестьян и ремесленников). Также использовался наемный труд. Наемники работали в течение договоренного с хозяином срока и получали договорное жалованье. Нанимались не только бедные люди, но и согласно дхармы своей касты. За любую вину наемника разрешалось бить, держать в тюрьме, калечить и прочее.

В брачно-семейном праве также последовательно проводился касто-варновый принцип, по которому запрещались или ограничивались смешанные браки. Представители высших варн первый брак должны были заключать с женщиной своей варны. Например, ст. 13 главы 3 гласит: “Для шудры предписана жена шудрянка, для вайшия - те обе и своей варны, для брахмана те три, а также своей варны”. Семья в Индии была построена на патриархальных отношениях. Законы Ману освящали детские браки, женщину отдавали замуж еще ребенком. Древние тексты упоминали восемь способов заключения брака: от благороднейшего (отдача дочери замуж по ее согласию) до самого унизительного (брак по умыканию и изнасилованию). За свою жизнь женщина должна была трижды подчиняться мужчинам: до брака - отцу, во время брака - мужу, если становилась вдовой - сыновьям. Муж мог продать свою жену, проиграть ее в кости, а если она ему не родит детей, то и вообще прогнать из дома. Развод допускался лишь для низших каст. Со временем стала распространяться жестокая традиция самосожжения вдовы на похоронном костре ее мужа, так называемое сати. Это касалось почти всех слоев общества. В Индии существовали также и публичные дома, из которых взимали специальный налог. Индийские проститутки жили при царском дворе и обслуживали царских гостей.

Касто-варновые отношения древнеиндийского общества наиболее четко отражены в уголовно-правовых нормах. По Законам Ману за одно и то же преступление разным представителям варн следуют совершенно разные наказания. (Например, ст. ст. 268, 269, 270, 279, 280 гл. 8 и ст. 127 гл. 11).

Варновые различия влияли также на размеры штрафов. Вследствие все большей дифференциации общества принцип “талиона” заменялся принципом “композиции” (вместо наказания “равное за равное” вводился штраф). Например, вайшья, обругавший брахмана, штрафовался на сумму в 2,5 раза большую, чем кшатрий. Шудра же, “поносящий ужасной бранью дваждырожденных”, подвергался обрезанию языка.

В судопроизводстве не было четкого различия между гражданским и уголовным процессом. Судебные дела возбуждались по инициативе лица, а не государственным органом. Рассмотрение дел в судах носило состязательный характер. Стороны в процессе должны были сами вести свое дело, состязаясь перед судьей. Стороны сами представляли вещественное доказательство и приводили свидетелей. Если доказательства отсутствовали, прибегали к суду ордалий или божьему суду.

Таким образом, варновая система пронизывала всю общественную жизнь в Индии. От варновой принадлежности зависели тяжесть наказаний, размер владения имуществом, процент договорного займа, род занятия, одежда и прочее.

 

Древневавилонское государство возникло в южной части долины между реками Тигр и Евфрат. В начале третьего тысячелетия до новой эры в результате социальной дифференциации возникли первые государства в форме “городов-государств”, которые объединяли несколько общин. Число таких государств достигало 40, с населением по 40-50 тыс. в каждом. Многочисленные мелкие государства вели между собой бесконечные войны за верховенство.

В конце III тыс. до н.э. начинается возвышение нового центра - аккадского города Вавилона. В начале II тыс. до н.э. Вавилон становится столицей нового государства, образованного вторгшимися в северную часть Двуречья аморейскими племенами. Особо высокого положения он достигает при царе Хаммурапи (1792 -1750 гг. до н.э.). В результате захвата Аккада и Шумера и других территорий возникло могучее древневавилонское государство, просуществовавшее до конца XVI в до н.э.

Особенностью древневавилонского общества являлось, во-первых, превращение государства в лице царей в крупнейшего землевладельца. Царь стремился увеличить свой земельный фонд (что естественно способствовало укреплению его власти) за счет превращения храмовых земель в государственные, захвата и скупки общинных земель.

Во-вторых, несмотря на рост царского и частного землевладения, сохранялся общинный строй, что было обусловлено ирригационнной системой земледелия.

Правовое положение общества закреплено в Законах Хаммурапи. Общество делилось на свободных и рабов. Свободные люди делились на два сословия - на “авилум” (муж, человек) и “мушкенум” (“склоняющийся ниц”). И те, и другие могли быть богатыми и бедными, но в правовом отношении между ними проводилось различие, в основе которого лежало владение землей в общине. Это владение делало человека, независимо от его служебного и социального положения, полноправным. По Законам Хаммурапи авилумами называли полноправных членов общины, которые владели частью общинной земли. Мушкенумы имели меньше прав в обществе, чем авилумы. Например, в Законах за оскорбление мушкенума предполагалось меньшее наказание, за воровство его имущества накладывался меньший штраф, в других случаях правовая защита была также не на его стороне. Окончательно на сегодняшний день не установлено, кем были мушкенумы. Но известно, что они, если имели деньги, могли купить землю и стать полноправными членами сельской общины. В советской историографии к ним относили бедных крестьян и представителей других социальных групп, которых объединяла служба царю.

В Древнем Вавилоне не получило развития крупное частное рабовладение. Основными производителями материальных благ были свободные крестьяне-общинники и ремесленники, (см. Приложение, схема 5). Законы Хаммурапи много внимания уделяли рабовладельческим отношениям. Основными источниками рабства были войны, наследственное рабство, долговое рабство, правонарушения и прочие. Законы разрешали убивать рабов, разыскивать рабов-беглецов, наказывали за укрывательство чужого раба, и за уничтожение рабского клейма. Судебных процессов между рабами и их хозяевами уже не существовало. В Законах существуют статьи, где идет речь об использовании наемного труда, но ничего не говорится об использовании рабского.

Особое правовое положение имели воины (редумы и баирумы). Если воин попадал в плен, его выкупали за государственные средства. По Законам запрещалось у воинов отбирать долг ли покупать его имущество. Так, в ст. 35 говорится, если человек купит у редума крупный или мелкий скот, который дал редуму царь, то он потеряет серебро. За такую защиту воины должны были нести верную службу. А если редум или баирум не пойдет в поход, а пришлет вместо себя наемника, то по закону его надо убить (ст. 26).

По форме государственного устройства Древний Вавилон был относительно централизованным государством, а по форме правления - древневосточной деспотией. Власть царя Вавилона, как и во всех странах Древнего Востока, не была абсолютной и ограничивалась со стороны аристократии. Хотя в Законах Хаммурапи отмечалось, что царская власть являлась божественной, (“земля и люди отданы царю в управление верховными богами”). Царь был верховным руководителем религиозного культа, осуществлял верховное руководство ирригационным хозяйством. Управление государством осуществлялось через сложный централизованный чиновничий аппарат, назначаемый царской властью и ответственный перед ней (см. схемы 6,7).

Центром административного управления являлся царский дворец и чиновники, ведавшие дворцовым хозяйством, одновременно являвшимися высшими должностными лицами государства. Они руководили ирригационными, финансовыми, военными и другими государственными делами.

Высшим царским чиновником был управитель царского дворца (нубанда). Под его руководством находился огромный штат чиновников (различных надсмотрщиков, контролеров, кладовщиков, счетоводов и т.д.)

Все государство было разделено на области, во главе которых были поставлены царские наместники. Кроме того, было назначено два главных наместника - на севере и на юге. Главной функцией наместников было поддержание в порядке ирригационных сооружений и рытье новых каналов. Они также следили за сбором царских доходов и отправкой их царю, осуществляли полицейские функции по поддержанию общественного порядка, следили за ведением хозяйства царскими воинами, собирали военное ополчение.

Сохранились и органы общинного управления. Органом общинного управления являлся общинный совет, однако, его глава (рабианум) назначался царем. К его ведению относилось разрешение земельных споров, сбор налогов, наблюдение за исполнением царских повинностей, а также исполнение судебно-полицейских функций.

Ценнейшим и уникальным правовым источником в XVIII в. до н. э. считались Законы царя Хаммурапи, благодаря которому мы сегодня можем изучать и исследовать характер общественных, политических, экономических и правовых отношений. Законы были найдены французскими археологами в Сузах, а перевел их французский ученый В. Шейл. На двухметровой базальтовой стелле был изображенный бог Шамаш, который давал эти законы преклоненному на колени царю Хаммурапи, а также вычеканенные статьи этих законов.

Ученые по-разному трактуют Законы Хаммурапи, считая его, кто моральным кодексом, кто действующим законодательством, кто отчетом царя перед богами. А некоторые ученые вообще называют Законы Хаммурапи казуистической памяткой, так как они отображали лишь спорные случаи, когда требовалось решение царя или его чиновников. Очевидное то, что Законы не могут быть названы кодексом, так как в них нет систематизации правовых норм и четкого расположения правовых норм по отраслям права. Это лишь сборник обычного права, который юридически защищает собственность и закрепляет правовое оформление использования чужой труда. Но в отличие от других законов, которые также существовали в Вавилоне, в законах Хаммурапи прослеживается группирование по правовым отраслям. Так, первые 5 статей посвящаются процессуальным нормам и основным принципам вавилонского правосудия; с 6 по 25 - охране государственной и частной собственности; с 26 по 41 - имуществу, полученному от царя за службу; с 42 по 50 - регулированию недвижимого имущества; с 50 по 126 - торговым отношениям; с 127 по 195 - нормам семейного права; с 196 по 214 - наказанием за совершение телесных повреждений. Такое группирование, конечно, способствовало удобному использованию правовых норм.

Основными источниками Законов Хаммурапи были законы царства Ларси (конец XX в. до н. э.), Эшнунны (сер. XX в. до н. э.), Исины (кон. XX в. до н. э.).

К основным особенностям этого документа относились:

1. Отражено сословное деление общества.

2. Казуистичность норм права.

3. Тесная связь права с ритуалом.

В Законах более ста статей посвящалось регулированию имущественных отношений. Орудие труда, скот и рабы стали объектом собственности. Все это можно было продавать, передавать по наследству, дарить. Раба, который сбежал, необходимо было возвратить его собственнику. Ст. 16 подтверждает "Если человек спрячет в своем доме беглого раба, который принадлежит дворцу или мушкенуму, и не выведет его на призыв глашатая, - этого домохозяина следует убить".

Право собственности на землю имели царь, церковь, общины и частные лица.

Наиболее развитыми были такие виды договоров: купли-продажи, займа, найма, поручения, хранения и аренды.

Договор займа предусматривал уплату процентов (с должника взимались в ряде случаев до 33,5 % от суммы долга). При таких тяжелых условиях займа в Вавилоне пожизненная долговая кабала была распространенным явлением.

Хаммурапи вынужден был внести изменения в режим долговой кабалы:

1) пожизненная долговая кабала заменялась тремя годами (ст. 117);

2) запрещено отдавать в кабалу хозяина;

3) самовольное изъятие кредитором долга влекло для него потерю претензий к должнику (ст. 113).

Кроме того, он разрешил кредитору забирать у должника лишь часть имущества, которая покрывала одолженную сумму и годовые. Если выдавался неурожайный год, то взыскание долга переносилось к лучшим временам. А если должник, работая на кредитора, умер из-за плохого содержания, кредитор мог отдать за это свою жизнь. Так должно было быть по закону, но в действительности все было, к сожалению, иначе. Это существенно изменило разрушающее экономическое положение государства. Статьи, регламентирующие отношения купли-продажи, способствовали обеспечению стабильного торгового оборота и гарантировали защиту интересов покупателя. Защита интересов собственника стояла на первом месте и в договоре хранения. Хранитель нес ответственность за сохранность хлеба, серебра и других вещей. Так, пропавшее имущество, даже если это происходило не по вине хранителя, должно было быть возмещено собственнику в двойном размере.

С развитием торговли и ростовщичества в общине перестали ограничивать сдачу собственниками своей земли в аренду. Арендные отношения развивались активно. В аренду сдавали не только землю, но и скот, сады. По закону в аренду сдавалось поле сроком на 1-2 года, целину - на 3 года, сад - на 5 лет. Плата за аренду поля составляла треть собранного урожая, сада - две трети. Кроме того, закон устанавливал размер арендной платы одинаковый, как в неурожайный год, так и в урожайный.


Регламентации брачно-семейных отношений в Законах посвящалось более 70 статей. Семейные отношения имели четко выраженный патриархальный характер. Брак укреплялся договором между женихом и отцом невесты. Жених платил задаток (библум), а потом тархатум - выкупную плату за невесту. После такой покупки муж мог полностью распоряжаться своей женой, а именно мог продать ее и детей даже в рабство. Браки в Вавилоне были ранними. Девушку могли отдать замуж в 12-14 лет. Но, несмотря на общий патриархальный характер брачно-семейных отношений, все-таки женщина имела некоторые преимущества, а именно: в некоторых случаях имела право на развод, выйти вторично замуж и, кроме того, социальный статус определялся не по мужу, а по жене. Например, сын свободной женщины и раба считался свободным, и, наоборот, рабыни и свободного - рабом. Об этом свидетельствуют статьи Законов (170 - 171, 175). Развод был возможен для мужчин в случаях бесплодия жены, ее измены и если она разрушает дом; для жены - если "муж уходит из дома и очень позорит ее" и если муж попадал в плен.

Наследование происходило только в пределах семьи. Приданое принадлежало жене, а если она разводилась, то забирала его себе, присоединяя и часть общего имущества.

В законах Хаммурапи еще нет определений понятий преступления и наказания. Кроме того, отсутствуют статьи, регламентирующие преступления против царской власти. Вероятно, выдача таких преступников считалась обязательной. Законы предусматривали различные виды преступлений и наказаний.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Государство и право Древней Индии | Виды преступлений Виды наказаний
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1979; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.