Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В Древних Афинах




 

 

       
   
 

 


2,4

 

 

 

1. Первоначально законопроект попадает на обсуждение 1-го собрания года (Народного собрания).

2. Если законопроект одобрялся большинством голосов, то его отправляли в Совет 500.

3. Другой экземпляр выносился на всенародное обсуждение (вывешивался на площади).

4. А тем временем Совет 500 пишет решение по поводу предлагаемого законопроекта и отправляет его 3-е собрание года (Народного собрания).

5. В Народном собрании принимают, а затем уже отправляют в гелиэю, а именно: в коллегию номофетов (она состояла из 501 чел.), где перед ней стоял автор законопроекта и 5 оппонентов (из Народного собрания); они спорили, а коллегия номофетов слушала и разрешала спор необходимым путем: быть законопроекту законом или нет.

Таким образом, схема процедуры принятия законопроекта была достаточно сложной, что не позволяло законодательным путем изменять существующий строй. В механизме принятия законопроекта задействованы в равной степени все три ветви власти: законодательная (Народное собрание), исполнительная (Совет 500) и судебная (гелиэя). Это подтверждает существование в афинском государстве в V в. до н.э. системы разделения властей – важного элемента демократического правления.

Если говорить об элементах демократического правления, то целесообразно было бы вспомнить также принципы деятельности высших должностных лиц, а именно: проверка (докимасия), платность (кроме стратегов), отчетность, коллегиальность, срочность, отсутствие иерархии (кроме военных должностей), выборность (путем голосования).

Должностные лица избирались либо открытым голосованием на народном собрании либо посредством жребия. Должности, за некоторыми исключениями, избирались на 1 год. Избранию подлежали все военные должностные лица:

- десять стратегов; - два гиппарха; - таксиархи; - филархи и т.д.

Избирались также лица, ведавшие военной подготовкой молодежи. Путем выборов замещались и важнейшие должности в области финансового управления:

- государственных казначеев;

- военных казначеев и др.

Избирались также должностные лица, ведавшие водными источниками, строители судов, заведующие мистериями и другими празднествами. Выборам стратегов предшествовало предварительное рассмотрение кандидатов в Совете 500. Стратеги избирались первоначально по одному от каждой филы, позже их стали избирать от всего населения. Что касается должностей, замещавшихся по жребию, то первоначально в одних случаях избирали по жребию от отдельных фил (так избирались архонты); в других случаях выборы производились по демам. (Позднее во всех случаях избрание по жребию стали производить только по филам). Бросали жребий относительно всех желающих выставить свою кандидатуру, причем пользовались для жеребьевки бобами 2-х цветов: черными и белыми. Никто не мог занимать две должности одновременно или занимать одну и ту же (обязанность) должность дважды. Исключение составляли все военные должности.

Лица, избранные на должность голосованием или жребием, обязаны были подвергнуться особой проверке, т.н. докимасии, цель которой - выявление качеств кандидата и наличие или отсутствие у него условий, необходимых для занятия должности: возраст, ценз, отсутствие задолженности в пользу государства, а также другие обстоятельства, характеризующие общественное и политическое лицо кандидата.

Докимасия завершалась голосованием - открытым в Совете, закрытым - в гелиэе. Архонты подвергались докимасии перед Советом и судом. Остальные должностные лица - только перед судом. Перед вступлением в должность должностные лица, кроме того, приносили присягу.

Должности, как правило, были возмездными. Однако важнейшая должность стратега была безвозмездной. Это лишало малоимущих людей возможности занять ее. Кроме того, для ее замещения требовался ценз - обладание недвижимостью.

Коллегиальные должности преобладали над единоличными. Единоличными были наиболее древние из должностей (архонт-эпоним, базилевс, полемарх). Установление единоличных должностей наблюдается также в годы упадка афинской демократии (начиная с середины IV в.).

Между различными должностными лицами, как правило, не было непосредственного иерархического подчинения. Однако оно существовало в области военного управления.

Все должностные лица были подотчетны. В первом собрании каждой притании ставился вопрос о том, хорошо ли выполняют должностные лица свои обязанности. Происходила т.н. эпихейротония должностных лиц, которая приводила:

 

1. Либо к их утверждению

2. Либо к их смещению

3. И отдаче под суд.

Все должностные лица по окончании срока службы были обязаны давать отчет в своей деятельности и, главным образом, отчет денежный.

 

3. Основные черты Афинского права. Источники права

Афинское право представляло собой наиболее развитую в Древней Греции систему рабовладельческого права, оказавшую заметное влияние на правовые системы других полисов, особенно входивших в состав Афинского морского союза.

Как и в других греческих городах-государствах, древнейшим источником права были обычаи. В VIII-VII вв. до н.э. в процессе становления классового общества и государства многие старые обычаи получают новое толкование (прежде всего в пользу эвпатридов) в решениях ареопага и архонтов. С конца VII в. до н.э. основным источником права становится законотворческая деятельность верховных органов государства, хотя правовые обычаи продолжают играть важную роль.

Обширная законодательная деятельность связывается с именами Драконта и Солона.

Характерно, что такой пережиток родового строя, как кровная месть, был запрещен.

Законодательство Солона, относящееся к 594 г. до н.э., затрагивало широкий круг вопросов, связанных с организацией государственной власти и регулированием новых гражданско-правовых отношений (долговая реформа, закрепление частной собственности на землю и др.).

Активная законодательная деятельность в Афинах в V-IV вв. до н.э. привела к накоплению большого законодательного материала, порою противоречивого и в целом неупорядоченного. От законов отличались принятые Народным собранием постановления (псефизмы), касавшиеся отдельных лиц, но иногда содержавшие общие правовые нормы, как и законы. Однако основные институты права в Афинах не были разработаны в законодательстве с достаточной полнотой. Многие из них сохранили те или иные пережитки родового строя.

В афинском праве различались владение как фактическое обладание имуществом и собственность, так и владение с правом распоряжения. Самого же понятия права собственности как абсолютного права лица еще не было. В отличие от Спарты коллективная собственность господствующего класса имела ограниченное распространение, к ней относились: государственные имения, государственные рудники, храмовое имущество и др. Кроме государственной земли, сдаваемой преимущественно в аренду, существовали общественные земли фил и демов.

 

Имущество, находившееся в частной собственности, делилось

на

 

«видимое» (земля, дом, рабы и т.п.) «невидимое» (способное «ускользать» от налогообложения и конфискации - деньги, драгоценности)

 

Между государственной и частной земельной собственностью существовала органическая связь.

Земельная собственность имела двойственную форму – считалось, что частная собственность на землю вела свое происхождение от государственной, а государственная существовала и в форме частной собственности. Поэтому, несмотря на окончательное утверждение со времен Солона частной собственности, она носила еще отпечатки прежних коллективистских представлений об общности имущества и считалась предоставленной государством.

Так, архонты, вступая в должность, ежегодно объявляли о сохранении за гражданами принадлежащего им имущества. Само название земельных участков происходило от слова «жребий» (клерос), т.е. участок, полученный от общины в результате жеребьевки.

Существенным обременением, лежащим на частной собственности, была обязанность состоятельных граждан устраивать за свой счет пышные празднества (литургии) для афинян. Размер расходов на литургию определялся богатством обязанного лица. Во время войны на богатых возлагалась и триерархия - обязанность снаряжать за свой счет военный корабль.

Афинское право различало обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда («вольные» и «невольные» обязательства).

Основанием возникновения договоров считалось соглашение сторон, не требовавшее особых формальностей. Но наиболее важные договоры заключались, как правило, в письменной форме. В зависимости от характера договора соответствующий документ подписывается или обеими сторонами (договор купли-продажи), или одной (обязанной) стороной (договор займа).

Исполнение договора обеспечивалось задатком, поручительством третьих лиц и залогом (до реформ Солона договор займа обеспечивался и самозакладом должника).

Если от исполнения договора отказывался покупатель, он терял свой задаток, продавец же был обязан вернуть двойную сумму задатка. При поручительстве материальные гарантии исполнения договора брали на себя третьи лица. Заложенные движимые вещи находились во владении кредитора, который мог их продать, если должник не исполнил обязательство. Особое значение в истории Афин имел залог земли (ипотека). При ипотеке заложенная земля оставалась во владении и пользовании должника, лишенного, однако, права распоряжаться ею. При неисполнении обязательства должником заложенная земля переходила к кредитору.

Среди договоров важное место занимали купля-продажа, получившая большое распространение в связи с широким развитием торговли как в самой Греции, так и с соседними странами; заем в том числе у ростовщиков под большие проценты (до 20 %); имущественный наем движимости (в т.ч. и рабов); имущественный наем недвижимости (особенно домов метеками, не имевшими или имевшими ограниченное право приобретать дома); личный наем и некоторые другие.

В частности, был известен и договор товарищества, по которому несколько лиц вносили средства в общее имущество для достижения каких-либо целей (торговые, религиозные и иные товарищества).

Доходы и убытки товарищества распределялись между его участниками так, как это было обусловлено договором, или пропорционально сделанному взносу.

Обязательства из причинения вреда возникали при нанесении ущерба имуществу (повреждение или истребление имущества, причинение убытков и т.п.).

Они влекли за собой возмещение ущерба. Вред, причиненный сознательно, возмещался в двойном размере. Ответственность возникала и тогда, когда вред был результатом действий подвластных лиц - детей рабов.

В последнем случае раб мог быть передан потерпевшему в компенсацию за причиненный ущерб. При причинении вреда личности (а в некоторых случаях и имуществу) возникала ответственность за преступление. Безбрачье в Афинах морально осуждалось. Брак заключался посредством договора между женихом и главой семьи невесты. Жених был обязан уплатить за невесту, приданое же невесте давалось не во всех случаях. Многоженство не допускалось.

После замужества женщина находилась и под властью отца, и под властью мужа. Положение ее было приниженным. Развод для мужчины был совершенно свободным, для женщины весьма затруднен. Власть отца над детьми до Солона была почти неограниченной (отец мог продать детей в рабство). Со временем она ослабела, но оставалась значительной. Дети были обязаны подчиняться отцу, он мог лишить сына наследства за неповиновение, а дочь выдать замуж по своему усмотрению.

Афинское право различало преступления, направленные против государства, и преступления против личных интересов. Однако граница между ними зачастую была условной. И в том и другом случае обвинение возбуждалось или самими потерпевшими, или гражданами, считавшими себя заинтересованными в привлечении виновного к ответственности.

Наиболее тяжкими преступлениями считались:

- государственная измена,

- обман народа,

- внесение противозаконных

предложений в Народное собрание,

- оскорбление богов,

- безбожье,

- кража храмового имущества.

К серьезным преступлениям относились также: убийство, телесные повреждения, клевета, оскорбление, плохое обращение детей с родителями (престарелыми), измена жены, похищение девушки. Близки к ним были и имущественные преступления (кража, поджог), которые также могли рассматриваться как преступления против государственных интересов (кража в общественном месте) или как преступления против личных интересов.

Характер наказания зависел прежде всего от тяжести преступления. При преступлениях против личных интересов речь чаще всего шла о возмещении вреда и штрафе (обычно в двойном размере от ущерба).

При преступлении против интересов государства - речь шла о наказании как таковом.

За наиболее тяжкие преступления (измена, безбожье, умышленное убийство) грозила смертная казнь. Вора-рецидивиста обращали в рабство. Широко были распространены штрафы и конфискация имущества. Телесные наказания применялись только к рабам, ответственность которых за преступления была более тяжкой, чем свободных граждан.

Широкое распространение получила атимия (бесчестье), лишавшая осужденного политических прав (на участие в Народном собрании, занятие государственных должностей).

За ложное обвинение в политическом преступлении доносчик (сикофанг) мог быть передан суду.

 

Контрольные вопросы

1. Определите механизм принятия законопроекта в Афинах в V в. до н.э.

2. Какие причины привели к объединению племен по реформе Тезея?

3. Почему реформа Солона имела компромиссный характер?

4. Что такое сисахфия? Кто и когда её ввел?

5. Что такое остракизм? С какой целью проводилась эта процедура?

6. Назовите основные функции Народного собрания в Афинах.

7. Чем был обусловлен упадок Афинской демократии?

 


Возникновение и развитие государства в Древнем Риме

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.