КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Моделирование дискретной случайной величины
End. Begin Begin Var Begin Begin Var p:real; {вероятность отказа прибора} r1,r2,r3:real; {случайные числа, моделирующие вероятность отказа блоков} i:integer; {счетчик цикла } n:integer; {число испытаний} m:integer; {счетчик числа отказов прибора} write('Введите значение числа испытаний n '); readln(n); m:=0; for i:=1 to n do r1:=random; r2:=random; r3:=random; if (r1<1/6) OR (r2<1/6) OR (r3<1/6) then m:=m+1; end; p:=m/n; writeln('Вероятность отказа прибора равна',p)
Рассмотрим применение метода статистических испытаний для нахождения числа π. Пример 35.3. Нахождение числа π методом статистических испытаний. Решение: 1. Поместим круг радиусом ½ в центр квадрата со стороной 1. 2. Будем случайным образом выбирать точки внутри этого квадрата (применяя генератор случайных чисел) – п точек. 3. Подсчитываем число точек, попавших внутрь круга (т). 4. Вероятность попадания точки внутрь круга есть р ≈ т/п. С другой стороны, в силу геометрического определения вероятность события находится как На плоскости мерой является площадь, следовательно, вероятность попадания внутрь круга равна отношению площади круга к площади квадрата, т.е. р= = (R – радиус квадрата, R=1/2; а – сторона квадрата, а=1). Тогда р=. Получили, что. Расчет числа π будет тем точнее, чем большее количество точек п будет выбрано. Блок схема нахождения числа π имеет вид:
Составим программу реализации данного алгоритма на языке Turbo Pascal: program pi; pi:real; {значение числа π } x,y;real; {координаты случайных точек внутри квадрата} i:integer; {счетчик цикла } n:integer; {число испытаний} m:integer; {счетчик числа точек, попавших в круг} write('Введите значение числа испытаний n '); readln(n); m:=0; for i:=1 to n do x:=random; y:=random; if (х-1/2)*(х-1/2)+(у-1/2)*(у-1/2)<=1/4 then m:=m+1; end; pi:=4*m/n; writeln('Приближенное значение пи равно',pi) Контрольные вопросы: 1. Какой процесс называют моделированием? 2. В чём заключается сущность метода статистических испытаний? 3. Какой прибор в ЭВМ называют физическим генератором? 4. Какую последовательность чисел называют псевдослучайной? Приведите пример одного из методов её получения. 5. Решите задачу: Составьте блок-схему алгоритма (программу на языке Turbo Pascal) нахождения определенного интеграла, если при х [0;1] методом статистических испытаний. Указание: Значение интеграла равно площади соответствующей криволинейной трапеции.
При использовании метода статистических испытаний для решения различных задач необходимо уметь моделировать случайные величины с различными законами распределений. Рассмотрим принцип моделирования дискретной случайной величины. Дискретная случайная величина задается законом распределения:
где в верхней строке даны значения случайной величины xi, а в нижней – соответствующие вероятности pi (). Рассмотрим единичный отрезок. Разделим его на п частей, длины которых равны р1, р2, р3…рп соответственно.
С помощью генератора случайных чисел будем получать значения случайной величины из промежутка [0;1]: r1, r2, r3…rk. Если случайная величина попадает в i- й промежуток, то считаем, что дискретная случайная величина принимает значение хi. Рассмотрим моделирование ДСВ на примере.
Пример 36.1. Выполните моделирование дискретной случайной величины, заданной следующим законом распределения:
Решение: Разделим единичный отрезок на п частей, длины которых равны 0,2; 0,3 и 0,5 точками 0,3 и 0,5.
С помощью генератора случайных чисел будем получать значения случайной величины из промежутка [0;1]: r1, r2, r3…rk. Если 0≤ ri <0,3, то Х =0; 0,3≤ ri <0,5, то Х =1; 0,5≤ ri <1, то Х =2 (аналог интегральной функции распределения). Блок-схема алгоритма и программа на языке Turbo Pascal будут выглядеть следующим образом: program DSV;
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |