Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прибыль в производственной фирме: факторы ее образования




Прибыль - это доход фирмы, выступающий в виде прироста примененного капитала. Прибыль образуется неодинаково в разных областях экономики - в производстве, торговле и банковском деле. Сейчас мы выясним, как образуется доход в фирмах-изготовителях продукции. Об остальных видах прибыли - речь впереди.

Как известно, в большинстве случаев фирмы, действующие в сфере производства, создают товары в массовом масштабе. Затем, как правило, они продают свою продукцию торговым посредникам оптом (крупными партиями) по определенной оптовой цене. Фирма-изготовитель получает прибыль, если оптовая цена изделия (Цо) выше себестоимости товара (Сс) - затрат на его производство.

Стало быть, прибыль производителя (Пп) - это разница между оптовой ценой и себестоимостью продукции:

Пп = Цо - Сс.

Отсюда следует вывод: величина прибыли, получаемой с каждой единицы продукции, зависит от двух основных факторов: а) уровня себестоимости продукции и б) высоты оптовых цен. Рассмотрим детальнее эти факторы.

1-й фактор, определяющий величину прибыли, - себестоимость изделий: расходы бизнесмена на производство товаров. Прежде всего важно заметить отличие себестоимости от стоимости товара. Как нам известно, стоимость товара (Ст) включает стоимость затраченных средств производства (Сп) и добавленную (новую) стоимость (Сд). В свою очередь, добавленная стоимость распадается на заработную плату (Зп) и валовую прибыль (Пв). Соотношение основных составных частей стоимости (соответственно цены) изготовленных товаров изображено на рис.11.1.

Теперь мы можем перейти к анализу величины себестоимости единицы продукции. Она может изменяться в зависимости от вида производственных затрат. В связи с этим различают два вида расходов: а) прямые и б) косвенные - затраты в расчете на единицу продукции.

А. Прямые расходы на производство (или переменные затраты) зависят от объема выпуска изделий. К ним относятся:

расходы на заработную плату работников, непосредственно занятых изготовлением товаров;

затраты на сырье, материалы, другие предметы труда.

Общая величина таких затрат изменяется, как правило, в прямой пропорции с масштабами выпуска товаров. В этом случае себестоимость единицы продукции не изменяется по своей величине.

Б. Косвенные (или условно постоянные) расходы мало или совсем не зависят от масштабов выпуска продукции. К ним мы причисляем:

аренду здания,

заработную плату служащим,

страховку имущества,

обслуживание машин (их амортизация и ремонт),

коммунальные услуги (телефон, электроэнергия, отопление и т.п.),

затраты на реализацию продукции (ее транспортировка, сбыт, реклама и др.),

выплаты по процентам на заем.

Общая сумма этих расходов практически не меняется при увеличении или уменьшении объема выпуска изделий. Поэтому при увеличении размеров производства себестоимость единицы продукции снижается. Отсюда видна экономическая выгода от расширения масштабов изготовления товаров.

2-й фактор, влияющий на величину прибыли, - уровень цен, по которым фирма сбывает свою продукцию. Здесь возможны пять основных вариантов в соотношении цен, стоимости и себестоимости изделий (рис. 11.2).

Во-первых, цена (Ц) может устанавливаться ниже себестоимости изделий, в результате чего они реализуются в убыток. Во-вторых, денежная выручка за товар (Цд) совпадает с издержками предприятия, что обеспечивает лишь самоокупаемость производства. В-третьих, если цена (Ц,) выше себестоимости и ниже стоимости, то предприятие получает прибыль в меньшем размере, чем величина заключенной в товаре прибыли. В-четвертых, когда цена (Ц^) совпадает по своей величине со стоимостью, то бизнесмен получает всю прибыль, заключенную в товаре. Наконец, если рынок позволяет получать за товар больше денег (Ц;), чем величина стоимости, то бизнесмен получает сверхприбыль, а общая величина его дохода оказывается больше созданной прибыли.

Так дело обстоит с прибылью, полученной в расчете на одно изделие. Между тем предпринимателя интересует в еще большей степени вся масса - абсолютная величина - валовой прибыли, полученной от продажи всех товаров.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.