Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политические доктрины раннего и зрелого буржуазного общества

Существенное развитие политические идеи получили в тру­дах мыслителей французского Просвещения. Его наиболее вид­ными представителями являются Монтескье, Вольтер, Руссо.

 

Социально-политическим вопросам Шарль Луи Монтес­кье (1689—1755) посвятил работы "Размышления о причинах величия и падения римлян" (1734) и "О духе законов" (1748). Возникновение политически организованного общества он рас­сматривал как исторический процесс, утверждая, что государ­ство — это общество, в котором есть законы1, и его главная задача — силой заставить членов общества выполнять эти за­коны. Закономерность общественной жизни Монтескье раскры­вает через понятие "общий дух нации"2. Согласно Монтескье существует три формы правления: республика, монархия и дес­потия.

Значительной новизной обладает учение Монтескье о разде­лении властей, где он: 1) соединил либеральное понимание свобо­ды с идеей конституционного закрепления механизма разделения властей; 2) включил в состав властей, подлежащих разграниче­нию, судебные органы (чего не было в концепции Дж. Локка) и ввел принцип независимости судей; 3) развил положение о соеди­нении республиканского правления с федерализмом, фактически выдвинув идею разделения центральной (федеральной) и мест­ной (муниципальной) власти.

Жан Жак Руссо (1712 — 1778) положил начало новому на­правлению политической мысли — буржуазному радикализму ("Об общественном договоре, или принципы политического права"3). Стремясь проследить возникновение и развитие общества, объяснить его внутреннюю динамику, Руссо приходит к выводу, что созданное для охраны частной собственности государство усу­губило имущественное неравенство. Он утверждал, что частная собственность — общественное право, никто не должен обладать неограниченным правом накапливать собственность.

Ядром политической программы Ж. Ж. Руссо является идея народного суверенитета как основополагающего принципа респуб­ликанского строя. Суверенитет народа проявляется в осуществ­лении им законодательной власти. Любая политическая власть имеет законную силу лишь благодаря воле народа как суверена, который в любой момент может отказаться от любого законода­тельного акта и принять новый. Народный суверенитет неотчуж­даем и неделим.

Руссо выступал против концепции разделения властей, пред­лагая четкое разграничение функций органов государства. Он был противником представительной системы, партий ("частных объе­динений"); по его концепции предпочтительнее теория неболь­ших государств.

Вольтер (1694—1778) считал своим политическим идеалом "просвещенную монархию", где просвещен не только монарх, но и его подданные.

Значительные заслуги в развитии политических идей при­надлежат немецким мыслителям И. Канту, И. Фихте, Г. Геге­лю.

Краеугольным принципом политической теории Иммануила Канта (1724—1804) является положение о том, что каждый чело­век обладает абсолютной ценностью и не может быть орудием осуществления каких бы то ни было целей. В гуманистическом трактате "К вечному миру" Кант разработал проект установле­ния "вечного мира" путем создания всеохватывающей федерации самостоятельных равноценных государств.

Социально-политическим вопросам И. Кант посвятил рабо­ты "Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане" (1784), "К вечному миру" (1795), а также большой трактат "Мета* физика нравов" (1797).

Кант характеризует правовые законы как своего рода пер­вую ступень (или минимум) нравственности. Для учения Канта характерно определение государства через право: "Государство (civitas) — это объединение множества людей, подчиненных пра­вовым законам". Кант рассматривает форму государства в зави­симости от двух признаков: количества лиц, осуществляющих верховную власть, и формы правления. По этим признакам он выделяет автократию, аристократию, демократию: "власть госу­даря, дворянства, народа"1. Кант считал, что в будущем произой­дет полное прекращение межнациональных и межгосударствен­ных распрей, будут ликвидированы войны и установлен всеобщий мир. Путь к прочному миру Кант видит в создании таких "ле­гальных" условий, которые объективно привели бы к созданию "федерации" всех народов нашей планеты, сохраняющих внутри нее свободу и политическую самостоятельность. Это был бы союз народов, который, однако, не должен быть государством наро­дов2.

Убежденность в острой необходимости либерализации поли­тического режима, отмены сословных привилегий, установления твердой законности, горячее сочувствие народным массам никогда не оставляли Иоганна Фихте (1762—1814). До последних дней жизни он был предан гуманистической идеологии Просвещения, оставался сторонником буржуазно-демократических преобразова­ний. Фихте стремился пресечь произвол абсолютистско-полицей­ской власти государства над своими подданными и, опираясь на естественно-правовую доктрину, утвердить политические права и свободы личности. Чтобы гарантировать свободу отдельного чело­века и совместить с ней свободу всех, нужна правовая общность людей. Стержнем такой правовой общности должен стать юриди­ческий закон, вытекающий из взаимоотношений разумно свобод­ных существ, а не из нравственного закона. Право функциониру­ет независимо от морали, регулируя исключительно область дей­ствий и поступков человека.

Георгу Гегелю (1770—1831) принадлежит заслуга в разра­ботке и разграничении категорий "гражданское общество" и "го­сударство"3. Он различал политическое государство и гражданс­кое общество, определяя последнее как сферу реализации особен­ных, частных целей и интересов отдельной личности. Гражданс­кое общество занимает как бы промежуточное положение между семьей и государством. Гегель изображал гражданское общество как раздираемое противоречивыми интересами антагонистическое общество, как войну всех против всех. Он отвергал народный су­веренитет как основание государства и вытекающую из него идею демократии. Верховная власть, по мнению Гегеля, не может выра­жать интересы народа, так как народ не только не знает, чего хочет "разумная воля", но и не знает даже того, чего он хочет сам.

Основными чертами гражданского общества, по Гегелю, явля­ются система потребностей, отправление правосудия, полиция и корпорация. Политическое же государство подразделяется на за­конодательную власть, правительственную власть и власть госу­даря. Тремя основными ступенями развития понятия права явля­ются: абстрактное право, мораль и нравственность.

Наряду с политическими идеями, обосновывающими возник­новение и утверждение капиталистических общественных отно­шений (либерализм) или отстаивающими старые общественные порядки (консерватизм), в XVI — первой половине XIX в. в За­падной Европе развивалось направление общественно-политичес­кой мысли, представители которого целиком отрицали и старый, феодальный, и новый, буржуазный, социально-политический строй, выступая защитниками интересов угнетенных народных низов. Это направление получило название утопического социализма. Его наиболее известными представителями являются англичане Т. Мор, Дж. Уинстенли, Р. Оуэн, итальянец Т. Кампанелла, фран­цузы Ж. Мелье, А. Сен-Симон, III. Фурье.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политическая мысль в эпоху Возрождения | Утопический социализм прошел в своем развитии несколько этапов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.