Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общества. Закономерности развития политической системы

Закономерности развития политической системы

Характеристика развития политической системы (включая аспекты ее возникновения, функционирования, структуры и непос­редственного развития) сквозь призму критериев означает началь­ный этап категориального уровня познания данного процесса. Здесь обеспечивается фиксация количественных и качественных изме­нений, переход от низших к высшим формам движения, проверя­ется соответствие теоретических позиций исторической практике. Следующий этап предполагает более углубленное изучение этого процесса — вычленение и классификацию закономерностей раз­вития политической системы общества.

Закономерности развития политической системы — это объективные, устойчивые, повторяющиеся связи, характеризующие сущностное единство и динамизм политических явле­ны на различных этапах бытия. Они в конечном счете есть объек­тивные результаты субъективной общественно-исторической дея­тельности людей, выстраивающиеся сквозь множество случайнос­тей и отклонений в конкретные устойчивые тенденции.

Политическая система, как и любое сложное явление, состоит из противоположных сторон, находящихся в отношениях проти­воречия. Разрешение, преодоление таких противоречий и состав­ляет внутренний источник ее саморазвития.

Важное значение для процесса развития имеют внутренние противоречия объективного плана, имманентные любой полити­ческой системе. Разрешение такого рода противоречий означает не их ликвидацию путем устранения одной из противоположных сторон, а обретение последними каждый раз качественно новой, более высокой формы движения. Примером может служить дея­тельность демократического государства по преодолению одного из основных противоречий классового общества — между госу­дарством и гражданином. По мере своего развития государство под воздействием демократических институтов гражданского об­щества создает комплекс политических и правовых институтов и режимов регулирования, обеспечивающих свободу и развитие лич­ности. Этот процесс получает отражение в конституциях и дру­гих правовых актах. Идет постоянная борьба по изменению соот­ношения между потребностями граждан в самоуправлении и про­тиводействием этому бюрократического аппарата государства в сторону возрастания степени участия народных масс в управле­нии государственными делами.

Противоречия субъективного плана, вызванные несовпаде­нием идейно-политических, психологических и правовых устано­вок отдельных личностей, организаций с господствующей в обществе моралью, законностью и правопорядком, разрешаются или путем уничтожения, искоренения негативных проявлений, или путем достижения консенсуса между заинтересованными сторо­нами. Появление и разрешение противоречий в политической сфере жизнедеятельности общества — реальный процесс, соот­носящийся с временными, пространственными и иными парамет­рами внутреннего и внешнего порядка. Это процесс, обусловли­вающий кристаллизацию закономерностей развития политичес­кой системы.

Среди всех многообразных оснований классификации поли­тических закономерностей, выработанных наукой, наиболее общее значение имеют такие критерии, как институционалъностъ, глу­бина и универсальность их исторического действия, распрост­раненность, социально-классовая структурированность.

Можно выделить общеисторические закономерности, действу­ющие в рамках политической истории человечества и характери­зующие прошлое, настоящее и будущее политических форм дви­жения социальной материи вообще. Это обусловленность полити­ческих явлений экономическими и социально-классовыми факто­рами; усиление политической структурированности общества; вза­имодействие политических и правовых институтов; повышение роли права в жизни общества и др.

Межформационные закономерности присущи двум или не­скольким общественно-экономическим формациям. Например, политическим системам всех типов присущи социально-классо­вые, межнациональные, расовые конфликты и переходы от одного типа системы к другому через социальные революции, перевороты мирным и немирным путем.

Закономерности в пределах одной общественно-экономичес­кой формации отражают сущностные, устойчивые связи полити­ческих систем одного типа. Для политических систем рабовла­дельческого общества характерным было полное политическое бесправие значительной части населения (рабов). Политические институты феодального строя имели клерикальный и сословно-представительный характер. Политические системы буржуазных стран строятся на принципах плюралистической демократии, мно­гопартийности, разделения властей. Для политических систем со­циалистических стран в качестве закономерностей выступали ус­тановление диктатуры пролетариата и руководящей роли проле­тарской партии, бюрократизация и сращивание партийного и го­сударственного аппарата, декларация демократии и самоуправле­ния.

Можно различать закономерности развития политических систем планетарного характера, взятые на определенном исто­рическом отрезке времени. Например, закономерным в услови­ях ядерной эпохи является мирное сосуществование различных типов политических систем, функционирование универсальной международной организации (ООН). Сюда же следует отнес­ти и общеисторические закономерности. Межрегиональные и ре­гиональные устойчивые связи проявляются в создании общепо­литических межгосударственных организаций (Совет Европы и др).

В политической системе конкретного общества: можно выде­лить общесистемные, характеризующие систему в целом, и внутриорганизационные закономерности, выражающие связи между ее структурными элементами и компонентами. Это неизбежность экономической интеграции всех составных частей системы, обус­ловленность формирования политических партий социальным расслоением общества, непрерывный рост и бюрократизация государственного аппарата и постоянная борьба за его сокращение и т. д.

При этом надо иметь в виду следующее. Во-первых, назван­ные закономерности (общеисторические, межформационные, формационные, планетарные, региональные) так или иначе, преломля­ются в собственных закономерностях конкретной политической системы. Во-вторых, закономерности отдельных элементов и ком­понентов системы не могут противоречить общесистемным зако­номерностям, но их взаимодействие не складывается только на основе соотношения части и целого, а выражает сложную диалек­тику различных горизонтальных и вертикальных, внутренних и внешних связей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общества. Понятие, структура и виды политической системы | Государство в политической системе общества
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.