Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трудовая адаптация персонала




Вопрос 35.

В профориентации сотрудника прежде всего принимают участие руководитель соответствующего структурного подразделения, а также менеджер по управлению персоналом.

Они выполняют следующие функции:

- составление программы профориентации;

- ознакомление новичков с фирмой и историей, кадровой политикой, условиями труда и правилами;

- объяснение задач и требований к работе, расшифровка функций новых работников;

- введение работников в рабочую группу;

- поощрение помощи новичкам со стороны опытных работников.

1. Понятие и сущность трудовой адаптации персонала

2. Цели трудовой адаптации персонала

3. Задачи трудовой адаптации персонала

4. Проблемы трудовой адаптации

5. Типы трудовой адаптации

6. Факторы, влияющие на адаптацию

7. Общая программа трудовой адаптации сотрудника

8. Специальная программа трудовой адаптации сотрудника

1. Трудовая адаптация персонала — это взаимное приспособление нового сотрудника и организации друг к другу, сопровождающееся постепенным привыканием сотрудника к профессиональным, экономическим, организационным и социальным условиям труда, существующим в данной организации.

Для успешного взаимодействия с новым организационным окружением каждый вновь принятый сотрудник должен изучить и в дальнейшем соблюдать систему ценностей, норм, правил и поведенческих стереотипов, характерных для организации.

2. Трудовая адаптация способствует достижению следующих целей:

- снижение степени неопределенности у новых сотрудников;

- снижение текучести рабочей силы;

- сокращение стартовых издержек;

- экономия времени руководителя и сотрудников;

- появление и развитие позитивного отношения к работе, чувства удовлетворенности работой и мотивации к труду.

3. На этапе адаптации сотрудника в новом организационном окружении необходимо решить следующие основные задачи:

- скорректировать или разрушить прежние поведенческие нормы, если они не соответствуют нормам, принятым в организации;

- заинтересовать сотрудника в новой работе;

- привить ему устоявшиеся в данной организации нормы поведения.

Ускорению адаптации способствуют беседы с руководителем, а также объединение новичков в неформальные группы под покровительством кадровых сотрудников.

4. Адаптация человека в организации может сопровождаться необходимостью решения сопутствующих проблем:

- коррекция поведения новых сотрудников;

- модификация организационной структуры в случае приема большого числа новых сотрудников;

- при необходимости — корректировка установленных правил и обычаев, принятых среди давно работающих сотрудников.

5. Выделяют следующие типы адаптации:

- отрицание (неприятие никаких норм и ценностей);

- конформизм (полное принятие всех норм и ценностей);

- мимикрия (соблюдение вспомогательных норм и ценностей, маскирующее отрицание основных);

- адаптивный индивидуализм (полное соблюдение основополагающих норм и ценностей при частичном принятии или отрицании вспомогательных).

В случае отрицания или мимикрии успешная адаптация сотрудника в организационном окружении становится невозможной, что рано или поздно приводит к конфликту и разрыву связей с организацией.

Конформизм и адаптивный индивидуализм позволяют сотруднику адаптироваться и включиться в производственную деятельность. Конформизм лучше воспринимается в корпоративной организации, а адаптивный индивидуализм рассматривается как наилучший способ восприятия сотрудником норм и ценностей организации, где работа узко специализирована и индивидуализирована.

В зависимости от объектов, к которым адаптируется сотрудник, выделяют:

- производственную;

- непроизводственную адаптацию

Производственная адаптация подразумевает:

- профессиональную;

- социально-психологическую;

- организационно-административную;

- психофизиологическую;

- экономическую;

- санитарно-гигиеническую адаптацию. Внепроизводственная адаптация может включать адаптацию:

- к внепроизводственному общению с коллегами;

- к бытовым условиям.

6. Процесс адаптации определяется следующими факторами:

- предыдущее место работы (новый сотрудник легче принимает нормы и ценности организации, имея предыдущий опыт работы в организации, аналогичной по ценностям, нормам и поведенческим стереотипам; и напротив, если сотрудник приходит из среды с существенно отличными ценностями и нормами поведения, это существенно затрудняет процесс адаптации);

- характер и содержание труда в данной профессии;

- уровень организации и условия труда;

- профессиональная структура коллектива;

- размеры заработной платы;

- организационная структура организации;

- нормы взаимоотношений в коллективе;

- система организации труда;

- правила трудового распорядка;

- состояние производственной и технологической дисциплины;

- степень готовности рабочего места к трудовому процессу;

- наличие баз отдыха, поликлиники, библиотеки, спортивно-культурных заведений;

- способы распределения и возможности получения жилья, мест в детском саду;

- формы общения в нерабочее время.

7. Для наиболее быстрого и успешного прохождения адаптации сотрудником в организации разрабатываются соответствующие программы, которые могут быть:

- общими;

- специализированными.

Общая программа адаптации касается в целом всей организации и включает следующие аспекты:

- общее представление об организации:

 

• знакомство с тенденциями развития, целями, приоритетами, проблемами предприятия, традициями, нормами, продукцией и ее потребителями;

• характеристика видов деятельности, структуры организации, коммуникаций;

• предоставление необходимой информации о высшем руководстве и внутренних отношениях;

- оплата труда в организации;

- социальные блага, предоставляемые организацией:

• дополнительные льготы;

• страхование;

• выходные пособия и др.;

- особенности трудовых отношений:

• сроки и условия найма, назначения, перемещения, продвижения;

• права и обязанности работника;

• влияние профсоюзов;

• трудовой распорядок;

- охрана труда и техники безопасности:

• правила техники безопасности;

• противопожарной безопасности;

• поведения при несчастных случаях;

- быта и отдых:

• организация питания;

• комнаты отдыха;

• отпуска и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.