Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1.5 Органы управления и организационная структура товарной биржи




Тема 1.4 Регулирование биржевой деятельности

Регулирование биржевой деятельностью – это совокупность конкретных способов и приемов по определенному упорядочению работы биржи и заключение биржевых сделок на основе установленных правил и требований.

Механизм биржевого регулирования включает: правовое, нормативное и информационное обеспечение.

Правовое обеспечение –это законодательные акты, постановления, указы.

Нормативное обеспечение – инструкции, нормативы, методические указания и разъяснения.

Информационное обеспечение – экономическая, коммерческая, финансовая информация.

Как любая система управления, система управления биржи включает две подсистемы: 1) Управляющая, основанная на использовании государственных и негосударственных (общественных) методов регулирования и 2) Управляемая.

Управляющая подсистема включает:

1. Государственные органы и саморегулируемые организации (биржи), осуществляющие на биржевом рынке законодательную, регистрационную и контрольную деятельность.

2. Законодательную инфраструктуру – постановления, указы и т.д.

3. Этику биржевого рынка (правила проведения биржевой торговли).

4. Традиции биржи.

Принцип саморегулирования заключается в том, что на каждой бирже существуют определенные внутрибиржевые нормативные акты: учредительный договор, устав, правила биржевой торговли.

 

Высшим органом биржи является – общее собрание учредителей и членов биржи.

Текущее управление биржи осуществляет биржевой комитет, который является контрольно-распорядительным органом (количественный состав – 15-20 человек).

К структурным подразделениям биржи относятся:

1. Ревизионная комиссия – осуществляет сплошную и выборочную проверку финансово-хозяйственной деятельности, торговых, расчетных и др. операций.

2. Арбитражная комиссия – рассматривает споры с заключением биржевых сделок.

3. Котировальная комиссия – котировка цен: фиксация, опубликация цен по итогам биржевых торгов.

4. Маклериат – обеспечивает осуществление биржевой торговли в биржевом зале. Маклериатом руководит главный маклер, который проводит торги и осуществляет контроль за выполнение обязательств сторонами.

5. Расчетно-клиринговая (расчетная палата) – регистрирует все сделки, регистрирует спрос и предложение на основе заявок, осуществляет расчеты.

6. Справочно-информационный отдел – обеспечивает получение, хранение всей информации, а также распространяет рекламно-аналитические публикации.

7. Комиссия по приему членов – рассматривает заявления о приеме новых членов.

8. Бюро товарных экспертиз – подготавливает товары, проводит экспертизы товаров.

9. Отдел рекламы – занимается привлечением клиентов на биржу.

10. Отдел маркетинга – изучает потенциальные возможности торговли новыми товарами.

11. Отдел экономического анализа – осуществляет контроль за конъюнктурой рынка, проводит анализ экономических, технических и др. факторов.

12. Комиссия по биржевой этике – занимается внутренними дисциплинарными вопросами биржи.

13. Тарифно-транспортный отдел - обеспечивает доставку купленной на бирже продукции

14. Отдел компьютеризации.

 

Членами товарной биржи могут быть, как физические так и юридические лица.

Членами не могут быть:

1, Служащие данной или какой-либо другой биржи.

2.Предприятия, если их руководители являются служащими данной биржи.

3. Высшие и местные органы государственной власти и управления.

4. Банки, кредитные учреждения, страховые компании и инвестиционные фонды.

5. Общественные, религиозные и благотворительные объединения.

6. Физические лица, которые согласно законодательству не могут осуществлять предпринимательскую деятельность.

 

Раздел 2. Биржевая торговля и ее роль

Тема 2.1 Биржевые сделки, их сущность и виды

 

Основные признаки биржевых сделок:

1. Место заключения – биржевое собрание.

2. Субъекты – члены биржи, аккредитованные брокеры, постоянные и разовые посетители.

3. Объект- биржевые товары.

4. Обязательная регистрация сделки в определенные сроки и в определенном порядке.

Если, сделки не подходят хотя бы по одному признаку - не являются биржевыми.

Биржевые сделки подразделяются на:

1. Сделки с реальным товаром:

- Сделки с наличным товаром.

- Форвардные сделки.

- С залогом на покупку.

- С залогом на продажу.

- Простые с премией.

- Двойные с премией.

- Сложные с премией.

- Кратные с премией.

- Бартерные сделки.

- Условные сделки.

2. Сделки без реального товара:

- Фьючерсные сделки

- Опционные сделки.

 

Сделки с реальным товаром – сделка, при которой продавец передает покупателю товар на оговоренных в договоре между ними условиями и оплачивает его в момент поступления в собственность покупателя. (сдача-приемка товара на биржевом складе).

Сделки с наличным товаром – которая совершается на товар, находящейся во время торга на территории биржи, на складах, или находящейся в пути; на товар отгруженный или готовый к отгрузке. Исполнение сделки начинается с момента ее заключения. Немедленная поставка товара может продолжаться от1 до 5 дней.

Форвардная сделка – сделка на товар, который передается продавцом в собственность покупателя в установленный договором определенный срок в будущем.

Сделка с залогом – это договор, в котором одна сторона выплачивает другой определенную стоимость предлагаемого к сделке товара. Залогом может быть как сам товар, так и денежный взнос.

Сделка с залогом на покупку – это сделка, при которой продавец обязуется передать в собственность, а покупатель принять и оплатить товар. Плательщиком залога является покупатель, и залог обеспечивает интересы продавца. Покупатель уплачивает залоговую сумму, которая обеспечивает требования продавца в части оплаты товара, а также неустоек, штрафов, связанных за невыполнение договоров.

Сделка с залогом на продажу – это сделка, при которой продавец обязуется передать в собственность, а покупатель принять и оплатить товар. Плательщиком залога является продавец, а залог обеспечивает интересы покупателя.

Сделка с премией – это договор, в котором одна сторона, уплачивая другой стороне определенную премию, приобретает право отказаться от выполнения контракта в случае его невыгодности или теряет определенную сумму в случае исполнения контракта. И т.д.

В настоящее время наиболее эффективными и ликвидными торговыми механизмами являются фьючерсные рынки, которые представляют собой организованное место для заключения срочных сделок и для большей ликвидности имеют стандартизированные условия.

Фьючерсная сделка – основной вид сделок на товарной бирже, которые представляют собой взаимную передачу прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку товара.

Фьючерсные сделки являются логическим продолжением форвардных сделок, но в отличии от последних не предусматривают обязательства сторон поставить или принять реальный товар, а предлагают куплю продажу прав на товар, которые оформлены в фьючерсным контрактом.

Фьючерсный контракт – это стандартный биржевой договор купли-продажи биржевого актива в определенный момент в будущем по цене, установленной сторонами сделки.

Фьючерсные контракты – это те же форвардные контракты, но обладают рядом дополнительных свойств:

1. Это биржевые контракты, которые заключаются только на бирже (форвардные могут заключаться вне биржи).

2. Это стандартные контракты и не только по своей типовой форме, но и по содержанию (стандартизирован по содержанию, кроме цены).

3. Исполнение и все расчеты по фьючерсному контракту гарантированы биржей и расчетным органом.

4. Форвардный контракт заключается для того, чтобы купить (продать) биржевой товар, и не выполнение контракта может обернуться крупными штрафами. Фьючерсный контракт благодаря механизму возможного досрочного прекращения обязательств по нему любой из сторон имеет своей целью куплю-продажу биржевого товара, а получение прибыли от сделок на фьючерсном рынке.

5. Форвардные контракты могут заключаться на любые биржевые товары, а фьючерсные – на ограниченный круг биржевых товаров.

Как уже отмечалось, фьючерсный контракт – это соглашение продавца и покупателя о поставке товара в будущем. Каждый фьючерсный контракт имеет две стороны: 1) покупатель, или сторона, имеющая длинную позицию; 2) продавец, или сторона, имеющую короткую позицию.

Покупатели выигрывают от повышения цен, так как они могут получить товар по цене ниже текущей. Продавцы выигрывают от падения цен, если они заключили контракт по цене выше текущей.

Каждый фьючерсный контракт имеет стандартное, установленной биржей количество товара, которое называется единицей контракта (Пример: по сахару – 50 т, кофе – 5 т.).

Способы котировки цен на товары определяются обычаями и физическими особенностями товара. Так, золото и платина котируются в долларах и центах за унцию. Зерновые – в долларах, центах и четвертых долях центов за бушель.

Исходя из единицы контракта и цены за единицу можно подсчитать стоимость контракта:

 

Стоимость контракта = Единица контракта * Цена за единицу.

 

Продавец должен известить покупателя о началах поставки (выписывает нотис).

Существуют переводимый и непереводимый нотисы о поставках. Когда держатель длинной позиции получает переводной нотис – даже если по контракту не идет торговля, он должен его принять. Если он не хочет принимать товар, т.е. он должен закрыть длинную позицию, т.е. продать фьючерсный контракт и передать нотис новому покупателю.

Отличительной особенностью фьючерсных контрактов является наличие двух способов их урегулирования (ликвидации): путем поставки товара или заключении обратной сделки.

Подавляющее число фьючерсных контрактов ликвидируется путем совершения обратной сделки. Для ликвидации обязательств по контракту участник сделки дает брокеру приказ на совершение обратной сделки:

1. Держатель длинной позиции дает приказ на продажу такого же контракта.

2. Держатель короткой позиции – на покупку такого же контракта..

Разница в стоимости контракта в момент его заключения и в момент ликвидации составляет прибыль (убыток) участника:

 

Финансовый результат = (Текущая котировка на рынке - Цена исполнения сделки) * количество товара.

 

Для держателя длинной позиции прибыль возникает при повышении цен, напротив, при падении цен прибыль получает держатель короткой позиции.

 

На фьючерсных рынках кроме получения прибыли от изменения цен можно извлечь выгоду из спрэда, т.е. разница цен при одновременной покупке и продаже двух разных фьючерсных контрактов на один и тот же товар. Начиная такую операцию, участник торгов учитывает в большей мере соотношение цен на два контракта, чем абсолютные их уровни. Контракт расценивается как дешевый, он покупает, дорогой – продает.

Понятие опциона можно определить как право, но не обязательство купить или продать определенную ценность (товар или фьючерсный контракт) на особых условиях в обмен и на уплату премии.

Опционная сделка – это особая биржевая сделка, содержащая условие, в соответствии с которыми один из участников (держатель опциона) приобретает право покупки или продажи определенной ценности по фиксированной цене в течении установленного периода, выплачивая другому участнику (подписчик опциона) денежную премию за обязательство обеспечения при необходимости реализации этого права. Держатель опциона может либо исполнить контракт, либо не исполнить, либо продать его другому лицу.

Объектом опциона может быть как реальный товар, так и ценные бумаги или фьючерсные контракты.

Опционы не фьючерсные контракты:

1. Опцион с правом покупки или не покупку.

2. Опцион с правом продажи или не продажу.

3. Двойной опцион.

Опцион на покупку дает его покупателю право, но не обязывает купить определенный фьючерсный контракт по соответствующей цене в течении срока действия этого опциона в обмен на уплату премии.

Опцион на продажу дает его покупателю право, но не обязывает продавать определенный фьючерсный контракт в течении срока этого опциона в обмен на уплату премии.

Двойной опцион – это комбинация опционов на покупку и продажу.

Размер премии зависит от срока действия опциона: чем он продолжительнее, тем премия больше.

В этом случает продавец опциона подвержен большему риску, а для покупателя такой опцион имеет большую страховую ценность.

Как и любая сделка, опцион предполагает наличие двух сторон: продавца и покупателя.

Так покупатель опциона уплатив продавцу оговоренную премию не должен предпринимать никаких действий, пока не решить использовать опцион, т.е. будет выжидать выгоду. Выгода для покупателя опциона на покупку будет в том случае, если текущие цены фьючерсного контракта выше цены исполнения опциона. А при покупке на продажу это произойдет, если цена фьючерсного контракта – ниже цены опциона. В случае реализации опцион становиться обычным фьючерсным контрактом. Таким образом, у покупателей опционов убытки не превысят размеров премии, прибыль может быть неограниченной. Напротив, у продавцов прибыль не может быть величины премии, а убытки возможны любые.

Если текущие цены фьючерсных контрактов совпадают с ценой исполнения, то такой опцион называют нулевым или паритетным.

 

Тема 2.2 Хеджирование

В практике биржевой торговли разделяют хеджирование и спекуляцию. Хеджирование - это биржевое страхование от неблагоприятного изменения цены, основывающееся на различиях в динамике цен реальных товаров и цен фьючерсных контрактов на этот же товар или цен на «физическом» и фьючерсном рынках.

Биржевая спекуляция - это способ получения прибыли в процессе биржевой фьючерсной торговли, базирующийся на различиях в динамике цен фьючерсных контрактов во времени, пространстве и на разные виды товаров.

В политико-экономическом смысле и хеджирование, и биржевая спекуляция представляют собой просто спекуляцию, т.е. способ получения прибыли, основывающийся не на производстве, а на разнице в ценах. Хеджирование и биржевая спекуляция - две формы спекуляции на бирже, сосуществующие и дополняющие друг друга, но в то же время и отличающиеся между собой. Это две стороны одной медали. Хеджирование невозможно без биржевой спекуляции и наоборот.

Хеджирование на бирже осуществляют, как правило, предприятия, организации, частные лица, которые одновременно являются участниками рынка реальных товаров: производители, переработчики, торговцы.

Биржевой спекуляцией обычно занимаются члены биржи и те, кто желает (обычно частные лица) сыграть на разнице в динамике цен фьючерсных контрактов.

На практике нет строгого разграничения между субъектами, занимающимися хеджированием, и субъектами, деятельность которых связана с биржевой спекуляцией, так как участники рынка реальных товаров тоже занимаются биржевыми спекуляциями, ибо в рыночной хозяйстве главное - это получение прибыли независимо от того, за счет каких биржевых операций эта цель достигается.

Хеджирование преследует цель - компенсировать за счет прибыли убытки, полученные от реализации на рынке реального товара.

В целом биржевая торговля для всех организаций и лиц, участвующих в этой торговле, представляет собой особую форму коммерческой деятельности с целью получения наибольшей прибыли наряду с другими существующими формами коммерции. Хеджирование в связи с двойственным характером, т.е. одновременной опоры на цену реального товара и на цену фьючерсного контракта на этот же товар, имеет важное практическое значение. Оно обеспечивает косвенную связь биржевого рынка фьючерсных контрактов с рынком реального товара.

Хеджирование выполняет функцию биржевого страхования от ценовых потерь на рынке реального товара и обеспечивает компенсацию некоторых расходов (например, на хранение товаров). Техника хеджирования состоит в следующем. Продавец наличного товара, стремясь застраховать себя от предполагаемого снижения цены, продает на бирже фьючерсный контракт на данный товар (хеджирование продажей). В случае снижения цен он выкупает фьючерсный контракт, цена на который тоже упала, и получает прибыль на фьючерсном рынке, которая должна компенсировать недополученную им выручку на рынке реального товара (см. условный пример 1).

Приведем еще два примера (см. условные примеры 3, 4), иллюстрирующих технику хеджирования.

Условный пример 3. Хеджирование продажей фьючерсного контракта («короткий хедж»)

Предприятие производит товар (например, алюминий) и продает его. Текущая цена на наличном рынке удовлетворяет предприятие, но предполагается, что через 3 месяца цена может снизиться и тогда товар станет убыточным. Чтобы застраховаться от возможного падения цены, предприятие продает трехмесячный фьючерсный контракт на поставку алюминия. Предположим, что прогноз оправдался. Цены на наличном и фьючерсном рынке снизились.

Через 3 месяца предприятие продает свой товар на наличном рынке и выкупает свой фьючерсный контракт на бирже.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 858; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.