Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешняя форма изъяснения как способ повышения отдачи языковой словарной статьи

Лингвострановедческая семантизация фонов

РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО

КАК ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ

ЛЕКСИКА, ФРАЗЕОЛОГИЯ, АФОРИСТИКА

Слова, фразеологизмы и афоризмы изоморфны друг другу, т.е. одинаково «устроены».

  • все они имеют материальное, произносимое означающее.
  • семантическая сфера этих трех единиц членится на семантические доли.
  • слова, фразеологизмы, афоризмы наряду с номинативной функцией, имеют еще и кумулятивную функцию, т.е. они обладают фоном.

 

Семантизация -любая процедура описания, направленная на выявление смысла, значения некоторой языковой единицы.

Лингвострановедческая семантизация содержит не только толкование номинативной сферы языковой единицы, но и изъяснение ее фоновой семантики.

 

Балалайка, - и, ж.

Русский народный, струнный щипковый музыкальный инструмент.

Первое упоминание о балалайке относится к началу 18 века. В 18 – 19 веках она была в России одним из самых распространенных и любимых народных инструментов. На ней аккомпанировали пению и пляске, исполняли музыкальные импровизации – наигрыши. Балалайка часто упоминается в русских народных сказках, песнях, частушках.

Корпус у балалайки треугольный, на длинном грифе натянуты три струны. Когда играют на балалайке, бряцают (ударяют) указательным пальцем правой руки по всем струнам сверху вниз и обратно, а также защипывают отдельные струны. Балалайка звучит негромко, но звонко.

 

Балалайка, - и, ж.

Русский народный, струнный щипковый музыкальный инструмент.

Первое упоминание о балалайке относится к началу 18 века. В 18 – 19 веках она была в России одним из самых распространенных и любимых народных инструментов. На ней аккомпанировали пению и пляске, исполняли музыкальные импровизации – наигрыши. Балалайка часто упоминается в русских народных сказках, песнях, частушках*.

Корпус у балалайки треугольный, на длинном грифе натянуты три струны. Когда играют на балалайке, бряцают (ударяют) указательным пальцем правой руки по всем струнам сверху вниз и обратно, а также защипывают отдельные струны. Балалайка звучит негромко, но звонко.

 

Внешняя форма изъяснения проявляется в том, что словарная статья по-особому размечена. С помощью шрифтовых выделений внимание читателя в них привлекается к визуальным способам выражения внеязыкового содержания.

— фон слова определяет тематические связи, которые выделяются полужирным строчным шрифтом.

— фон слова определяет также его глагольную сочетаемость.

Словосочетания предикативной природы выделяются разрядкой.

Таким образом, иностранец, изучающий русский язык, одновременно овладевает как планом содержания, так и планом выражения; он узнает, что сказать и как сказать.

 

(1) ЛЕЗТЬ НА РОЖОН

(2) Идти/переть на рожон / против рожна; напороться на рожон.

(3) Рожон, - жна, - заостренная большая длинная крепкая палка (кол), шест. Слово и сейчас

известно в рус. говорах: рожном погоняют крупных домашних животных (волов, быков).

Выражение восходит к приему русской медвежьей охоты: будили в берлоге спящего медведя,

охотник упирал тупой конец рожна в землю, а острый выстав­лял перед собой, разъяренный

медведь лез на рожон и погибал.

(4) Предпринимать что-л. рискованное, с очень небольшими шансами на успех или заведомо

безуспешное, особенно необдуманно, сгоряча, забыв о последствиях и в ситуации, когда

противодействие велико, непреодолимо.

Выражение разг.-быт., а некоторые его варианты (переть/напороться на рожон) даже грубы.

Говорится неодобрительно, с целью удержать человека от необ­думанного поступка или

осудить его действия.

(5) На площадке он только и занимался тем, что демонстрировал свою отвагу. Он лез на

рожон, пытался прорваться в одиночку к чужим воротам, ввязывался во всякую драку

(М). Для чего в боксе установлены весовые категории?­ Потому что сила удара у боксера

легкого веса значительно меньше, чем у тяжеловеса. Выступать легковесу против

тяжеловеса бы идти на рожон.

(6) Идти против течения, идти напролом.

(7) Против рожна не попрешь.

 

1 - заголовочная единица. Указывается наиболее употребительная форма фразеологизма (или соответственно афоризма), а также наименее окрашенная стилистически.

2 – варианты. Редкие и заведомо устаревшие речения не указываются.

3 - толкование слов. Изъяснение прототипа отражает ту интерпретацию, которая лучше согласуется с массовым языковым сознанием.

4 – семантизация идиоматичного смысла составляется достаточно подробно.

5 – цитаты призваны наглядно продемонстрировать ситуацию говорения, типичную и повторяющуюся.

6 – синонимия (фразеологическая, если имеется). Лексическая синонимия (в этом случае ее не оказалось; (У черта на куличках = далеко; задать баню = отругать) указывается в разделе «Семантизация фразеологизма».

7 - (по возможности) сопряженные с заголовочной единицей пословицы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Национально-культурная семантика фразеологического фона | Групповые способы семантизации фонов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 710; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.