Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ методологических принципов в теории С. Л. Рубинштейна




Профиль личностных свойств определяется следующим образом.

Определение профиля личностных свойств.

Подсчитываем число отмеченных (взятых в кружок)цифр отдельно по каждой вертикальной шкале. Результаты записываются в горизонтальную строку «Сумма». Цифры, которые будут проставляться в строке «Сумма» означают степень выраженности каждого из десяти параметров. Выделены четыре степени выраженности психологических свойств: номинальная (0-3 балла), потенциальная (5-7 баллов), перспективная (8-11 баллов) и суперзона (свыше 12 баллов)

Вначале подсчитываются по вертикале, сколько цифр взято в кружок, кроме цифр шкалы «достоверность». Например обведено 12 цифр. Она находится на границе между перспективной зоной и суперзоной. В этой же колонке, но в разделе «зоны» напротив цифры 12 ставится первая точка. Отмечаются остальные параметры алалогичным образом и соединяются точки прямыми линиями. Получается профиль выраженности десяти качеств личности.

В случае если профиль всех десяти параметров испытуемого не выходит за пределы номинальной зоны, можно предположить, что он либо не желает сотрудничать с экспериментом, либо это происходит из-за быстрого темпа чтения. Такой результат может появится из-за того, что испытуемый отмечал только хорошие, по его мнению, качества, обнаруживая тем самым сознательное приспособление к экспериментатору и конформность. Может быть, испытуемый испытуемый действительно имеет слабую выраженность испытуемых свойств. В последующей беседе с ним, как правило, выясняется подлинная причина рапределения исследуемых свойств личности в пределах только номинальной зоны.

На основе данных тестирования и определения профиля личности испытуемого результаты диагностики его качеств интерпретируются.

 

Протокол

ФИО __________________________

Возраст_________________________

Пол _____________________________

Профессия_________________________

Дата______________________________

Ключ к опроснику

шкалы                     Зона
свойства                         конфликтов
                   
                   
                   
                   
                        Промежуточ-ная
                   
                   
                   
                   
                        адаптивнаа
                   
                   
                   
                   
Сумма                      
Достовер-ность                      
Профиль личности
Степени выраженности психологических свойств                       суперзона
                     
                     
                     
                      перспективная
                     
                     
                     
                      потенцильная
                     
                     
                     
                      номинальная
                     
                     
                     
Качества личности Направлен-ность деловитость доминирование уверенность требовательность Упрямство, негативизм уступчивость зависимость Психологический такт отзывчивость зона

 

 

Начиная с 30-х гг., С. Л. Рубинштейн развивает принцип единства сознания и деятельности: человек и его психика формируются и проявляются в его деятельности (изначально практической), а потому изучаться они могут, прежде всего, через проявления в такой деятельности.

«Основной закон исторического развития психики человека заключается в том, что человек развивается, трудясь: изменяя природу, он изменяется сам; порождая в своей деятельности - практической и теоретической - предметное бытие очеловеченной природы, культуры, человек вместе с тем изменяет, формирует, развивает свою собственную психическую природу» (С. Л. Рубинштейн «Основы общей психологии», Т. 1, с. 167). С. Л. Рубинштейн предложил генетическую классификацию видов деятельности (игра, учение, труд), показал роль деятельности в формировании сознания.

Принцип единства сознания и деятельности реализуется в отечественной психологии в теории деятельности А. Н. Леонтьева, в периодизации психического развития Д. Б. Эльконина.

Детерминизм - учение о всеобъемлющей причинной материальной обусловленности природных, общественных и психических явлений. Принцип детерминизма требует истолковывать изучаемые явления (феномены) исходя из закономерного взаимодействия доступных эмпирическому контролю факторов.

Детерминизм может выступать в форме причинности; как системный детерминизм; как детерминизм обратной связи; как статистический детерминизм; как целевой детерминизм (предваряющая результат цель определяет процесс ее достижения).

С. Л. Рубинштейн стал развивать принцип детерминизма в 1948-49 гг. Предметом его исследования был, прежде всего, детерминизм в форме причинности.

Принцип детерминизма - любые внешние (в том числе педагогические) обстоятельства, влияния, причины и т. д. действуют только через посредство внутренних условий, представляющих собой основание развития, т. е. внешнее изначально всегда опосредуется внутренним.

Если сравнить подходы в психологии со стороны Л. С. Выготского и со стороны Л. С. Рубинштейна, то первый всегда делал акцент на внешней стороне (знак), а второй - на внутренней стороне (наследственность, психика, личность). С. Л. Рубинштейн развивает принцип единства сознания и деятельности, применительно к личности, переформулируя его в личностный принцип. Он рассматривает личность как основание связи сознания и деятельности (психика и сознание принадлежат субъекту).

Поскольку сознание выполняет регуляторную функцию, то не только бытие определяет сознание, но и само сознание детерминирует способ его бытия.

Таким образом, личностный подход Рубинштейна к психическим процессам перерос в детерминистский принцип рассмотрения самой личности. Рубинштейн выдвигает формулу «внешнее через внутреннее», которая вступает в противовес позиции школы Выготского-Леонтьева («внутреннее через внешнее», через знак).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 998; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.