Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель сравнительных преимуществ




Теория абсолютных преимуществ

Историческая эпоха, в которой жили Смит и Рикардо, значительно отличалась от меркантилистской эпохи. Капитал уже не ограничивается торговлей, но проникает в сферу производства. Появляются первые капиталистические мануфактуры и фабрики, производящие продукты только для продажи. Мануфактурное и фабричное разделение труда многократно повышают уровень производительности труда. Резкий рост объемов производства требовал расширения рынков сбыта, в том числе и за счет внешней торговли. Т.о., исходным пунктом в этом процессе обогащения является уже не торговля, а производство. Таким же был исходный пункт смитовской теории: богатство нации не в количестве накопленного золота, а в способности производить товары. Эта способность, в свою очередь, зависит от разделения труда и экономический свободы производителей. Политика laissez-faire (фр.) - «лэссэ-фер» - невмешательства государства в экономику и свободной конкуренции. «Предоставьте людям делать свои дела, предоставьте делам идти своим ходом» - лозунг свободной конкуренции.

Теория Смита основана на некоторых допущениях:

- единственным фактором производства является труд;

- имеет место полная занятость;

- модель международной торговли включает в себя две страны, торгующие только двумя товарами;

- цена товара выражается не в деньгах, а в количестве труда, затраченного на производство другого товара;

- транспортные издержки на перевозку товара из одной страны в другую равны нулю;

- внешняя торговля свободна от ограничений и регламентаций.

Основная идея Смита заключается в следующем: если страна производит хотя бы один товар дешевле, чем другие страны, ей будет выгодна международная торговля. Эта ситуация и получила название абсолютного преимущества, т.е. преимущества в абсолютной величине издержек на производство данного товара. При этом Смит предполагал, что таким преимуществом располагает каждая страна, хотя в действительности это далеко не так.

Модель А.Смита работает только при том условии, если каждая из двух стран обладает абсолютным преимуществом только по одному товару. Страна, которая не обладает преимуществом ни по одному из товаров, вообще исключается из международной торговли.

Если предположить, что страны Севера обладают абсолютным преимуществом по обоим товарам, то Юг, по Смиту, может только покупать оба товара, произведенные на Севере с меньшими издержками. Д.Рикардо («Принципы политической экономии и налогов». 1817) вышел за эти рамки, открыв закон сравнительных преимуществ. Основная идея Рикардо: сравнивать надо не абсолютные издержки, а соотношения издержек на производство разных товаров. Иначе говоря, значение имеет не столько абсолютная величина затрат на производство данного товара, сколько его относительная стоимость, т.е. количество другого товара, которое можно обменять на данный товар.

Какие выгоды получит каждая из стран, будет зависеть от уровня мировых цен на данные товары. Не зная потребительских предпочтений в каждой из стран и, следовательно, - соотношения спроса и предложения на мировом рынке, мы не можем точно определить уровень мировой цены. Но из простейшей модели международной торговли нам известно, что мировая цена складывается где-то в промежутке между минимальной и максимальной ценами у страны экспортера и страны импортера соответственно.

Неоклассические теории международной торговли.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.