Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Б. На уровне предприятия

А. На уровне государствасм. схему.

СТРУКТУРА ОХРАНЫ ТРУДА.

Структура охраны труда см.схему

Охрана труда это система законодательных актов, социально-экономических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических и организационных мероприятий, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Каждая составляющая этой системы требует налаженного управления на уровне государства и структурного подразделения предприятия.

3. УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА НА УРОВНЕ ГОСУДАРСТВА И ПРЕДПРИЯТИЯ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ.

Кабинет Министров Министерства

Центральные органы государственной исполнительной власти;

Местная государственная администрация

Местные Советы народных депутатов

Ассоциации, концерны, корпорации и другие объединения предприятий,

Госгорпромнадзор

На работающем предприятии или после создания предприятия работодатель (собственник) должен решить, кто же конкретно из должностных лиц будет организовывать охрану труда на предприятии – какая численность инженеров по охране труда, а может эту должность кто-то будет совмещать с основной работой или выполнит обязанности инженера по охране труда лицо, которое будет работать по трудовому соглашению со стороны.

Работодатель (собственник) и инженер (или несколько инженеров) по охране труда составляют службу охраны труда на предприятии, организации, учреждении.

Служба охраны труда (в количестве 1 и более человек, работающих на полную ставку) создается на предприятиях, учреждениях, организациях независимо от формы собственности и видов деятельности с числом работающих 50 человек и больше. В организациях с меньшим количеством работающих эту службу может представлять инженер, назначенный по совместительству.

Численность инженеров по охране труда определяется в зависимости от количества работающих на предприятии.

На предприятии с количеством работающих меньше 20 лиц для выполнения функций службы охраны труда могут привлекаться посторонние специалисты по трудовому соглашению, которые имеют соответствующую подготовку.

При количестве работающих на предприятии 50 человек и больше, численность службы охраны труда определяется согласно с "Рекомендацией относительно структуры и численности службы охраны труда", что является дополнением к Типовому положению о службе охраны труда.

Работники службы охраны труда должны иметь высшее специальное образование по охране труда, а также практический опыт в соответствующей отрасли производства. За важностью деятельности и оплатой труда они приравниваются к работникам ведущих отделов и служб предприятия или учреждения.

В ст. 13 Закона ОБ ОХРАНЕ ТРУДА приведен перечень обязанностей работо­дателя по организации соответствующих служб, разработке и утверждению нормативных актов об охране тру­да, необходимых для конкретного предприятия, осуществлению контроля за соблюдением работниками их требований. Здесь же подчеркнуто, что именно работо­датель непосредственно отвечает за нарушение этих требований. Цель всего этого — не допустить перекладывания от­ветственности.

Служба охраны трудаявляется одним из органов самоконтроля, который создается на предприятии любой формы собственности,. Для под­нятия статуса службы охраны труда Закон подчинил ее именно работодателю, и только он, в лице свое­го органа управления, может отменить ее предписания.

Для разработки собственного положения о службе охраны труда по-прежнему придется пользоваться "старым" Типовым по­ложением о службе охраны труда. Его можно взять за основу и разработать Положение о службе ОТ применительно к конкретному предприятию.

За состояние охраны труда в конкретных производственных подразделениях, участках, отделах отвечают соответственно руководители этих структур, например, начальник цеха, зав.фермой, зав.мастерской, зав.ветпунктом, главный агроном, главный зоотехник и т.д.

4. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ, КОТОРЫЕ РАЗРАБАТЫВАЕТ И ВОПЛОЩАЕТ СЛУЖБА ОХРАНЫ ТРУДА (ст.15 Закона об ОТ):

1. Создание эффективной СУОП, которая способствовала бы усовершенствованию деятельности каждого структурного подразделения и каждого должностного лица.

2. Осуществление оперативно-методического руководства работой охраны труда.

3. Разработка вместе со структурными подразделениями мероприятий по обеспечению норм безопасности, гигиены труда и производственной среды или их повышения, если они достигнуты, а также подготовка раздела "Охрана труда" в коллективном договоре.

4. Разработка методики и проведение инструктажа по вопросам охраны труда.

5. Обеспечение работающих правилами, стандартами, нормами, положениями, инструкциями и другими нормативными актами.

6. Проведение паспортизации цехов, участков, рабочих мест относительно соответствия их требованиям охраны труда.

7. Осуществление оперативного и текущего контроля за состоянием охраны труда предприятия.

8. Расследование, учет, анализ несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий, а также расчет вреда от этих событий.

9. Участие в подготовке и составлении статистических отчетов предприятия по вопросам охраны труда,

10. Разработка перспективных и текущих планов работы предприятия относительно создания безопасных и безвредных условий труда.

11. Планирование и контроль расходов средств на охрану труда из фонда охраны труда.

12. Пропаганда и агитация безопасных и безвредных условий труда путем проведения консультаций, конкурсов, бесед, лекций, наглядной агитации и работы методического кабинета.

13. Организация учебы, повышение квалификации и проверки знаний по вопросам охраны труда должностных лиц,

14. Участие в работе комиссии по вопросам охраны труда предприятия и помощь в проработке необходимых материалов и реализации ее рекомендаций.

15. Участие в комиссиях по введению в действие цехов, участков, нового оборудования или после его капитального ремонта.

16. Обеспечение работающих коллективными и индивидуальными средствами защиты от вредных и опасных факторов производства, лечебно-профилактическим питанием, моющими средствами, санитарно-бытовыми помещениями, предоставления предусмотренных законодательством льгот и компенсаций, связанных с тяжелыми и вредными условиями труда.

17. Контроль за соблюдением требований трудового законодательства относительно использования труда несовершеннолетних, инвалидов и женщин, прохождением первичных, периодических, ежегодных обязательных и других предусмотренных соответствующими документами медицинских осмотров работниками предприятия,

18. Контроль за соблюдением действующего законодательства, межотраслевых, отраслевых и других нормативных актов, выполнения должностных инструкций, проведения инструктажей на рабочем месте, выполнения предписаний органов государственного надзора, приказов, распоряжений, а также мероприятий к устранению причин несчастных случаев и аварий, которые отмечены в актах их расследований.

19. Контроль за соответствием нормативным актам об охране труда: машин, механизмов, оборудования, транспортных средств, технологических процессов, средств противоаварийной коллективной и индивидуальной защиты работающих, наличии технологической документации на рабочих местах.

Для выполнения вышеуказанных функций служба охраны труда должна иметь соответствующую информационную базу, средства связи, современную оргтехнику, компьютерное обеспечение и высококвалифицированный инженерный состав работников. Кроме того, служба охраны труда должна иметь средства влияния на производственную деятельность предприятия. Такое влияние предусмотрено "Положением о службе охраны труда".

Работники службы охраны труда имеют право выдавать руководителям предприятий, учреждений, организаций и их подразделам обязательные для выполнения предписания относительно устранения имеющихся недостатков. Предписание специалиста из охраны труда, в том числе об остановке работ, может упразднить в письменной форме лишь должностное лицо, которому подчиненная служба охраны труда.

Должностные лица службы охраны труда должны требовать устранения от работы работников, которые не прошли медицинский осмотр, обучение, инструктаж, проверку знаний по охране труда, или не имеют допуска к соответствующим работам, или нарушают нормативные акты об охране труда, предлагать руководителю предприятия представления о привлечении к ответственности работников, которые нарушают требования относительно охраны труда.

Кроме административных мероприятий рекомендуется принцип материального поощрения работников, которые добросовестно относятся к выполнению производственных обязанностей и активно участвуют в повышении безопасности и улучшении условий труда.

Положение о материальном поощрении разрабатывается службой охраны труда и утверждается руководителем предприятия {работодателем}. Работники службы охраны труда не могут вовлекаться в выполнение функций, не предусмотренных Законом "Об охране труда" и "Типовым положением о службе охраны труда".

7. КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ ОХРАНЫ ТРУДА НА УРОВНЕ ПРЕДПРИЯТИЯ..

Эффективно управлять охраной труда можно, но только при наличии полной, своевременной достоверной информации о состоянии охраны труда. Получить такую информацию, обнаружить возможные отклонения от норм безопасности, а также проверить выполнение планов и управленческих решений можно только на основании регулярного и объективного контроля. Поэтому контроль состояния охраны труда является наиболее ответственной и трудоемкой функцией процесса управления.

Основными формами контроля за состоянием охраны труды являются:

- оперативный контроль;

- контроль, который проводится службой охраны труда предприятия;

- общественный контроль;

- административно-общест­венный трехступенчатый контроль;

- ведомственный контроль высших органов.

Необходимо отметить, что кроме контроля, осуществляется надзор за охраной труда со стороны государственных и профсоюзных инспекций.

Оперативный контроль со стороны руководителей работ и под­разделений предприятия проводится в соответствии с утвержденными должностными обязанностями.

Служба охраны труда контролирует выполнение требований безопасности труда во всех структурных подразделениях и службах предприятия.

В деле создания здоровых и безопасных условий труда значительная роль отводится общественному контролю, который осуществляется комиссией по вопросам охраны труда предприятия и общественными инспекторами по охране труда.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ЛЕКЦИЯ № 1. А. На уровне государства | Ответственность специалистов ветеринарной медицины за выполнение требований техники безопасности работниками животноводства и ветперсоналом.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.