Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика тренировочной деятельности. Психическое состояние спортсменов в тренировочной деятельности

 

В ходе занятий спортсмены переживают и впервые узнают целую гамму психических состояний: депривацию, психическое пресыщение, тревогу, депрессию, гиперпроекцию, психомоторную персеверацию, атараксию, простракцию и т.п. Данные состояния оказывают на спортсмена, его мотивационную сферу и его конечное отношение к профессиональной деятельности очень большое влияние.

Переживания тренировки вызываются относительно слабыми, нодолговременными стресс-факторами и протекают на фоне утомления, которое должно восприниматься как обязательный атрибут тренировки, ее результат.

Тренер должен тщательно планировать тренировки еще до того, как он встретится с командой на площадке или в зале. В этом планировании должны быть отражены индивидуальные особенности и потребности различных спортсменов, сезон, в течение которого предполагается тренироваться, а также характер предстоящих соревнований. Составление точного и продуманного плана является важной частью работы тренера, хотя следует предусмотреть возможность внесения соответствующих коррективов при неожиданных изменениях ситуации (травмы, погодные условия и т. п.).

Независимо от вида спорта, при разработке тренировочных планов необходимо учитывать определенные общие требования, которые целесообразно учитывать при составлении планов, включают следующие положения:

1. В тренировке должна быть предусмотрена как физическая, так и психологическая разминка для подготовки к последующей более напряженной работе. В это время спортсмен может разминаться самостоятельно, общаться с товарищами по команде и привыкать к социальным и физическим условиям, в которых ему предстоит работать.

2. Ежедневные тренировки должны содержать по возможности что-то новое. - последовательность выполнения отдельных компонентов тренировки можно ежедневно варьировать, т. е. на одной тренировке сначала выполнять упражнения, а затем совершенствовать взаимодействие, на следующей - наоборот;

- один-два раза в неделю предлагать занимающимся совершенно другие упражнения.

3. До начала предполагаемой тренировки тренер должен информировать спортсменов об ее интенсивности и длительности. Когда спортсменов дезинформируют или вообще ничего не говорят о предстоящей работе, то в самом начале тренировки их усилия и старания будут скорее всего минимальными. В этом случае они мысленно настраиваются на самую тяжелую работу, на самую трудную тренировку. Даже хорошо зная об интенсивности работы, многие спортсмены тем не менее прилагают лишь умеренные усилия, чтобы быть в состоянии закончить всю тренировку. И только полная информация о предполагаемой работе сводит к минимуму этот эффект «раскладки».

4. Время, отводимое на игровые взаимодействия и отдельные упражнения на тренировках, должно быть сбалансировано.

Поведение тренера на тренировках должно быть деловым. Он должен обеспечивать необходимую поддержку спортсменам и давать им своевременную информацию. Эффективное обучение на тренировках предполагает учет индивидуальных различий в освоении материала и двигательных возможностях спортсменов.

 

27.3. Характеристика соревновательной деятельности. Психическое состояние спортсменов в соревновательной деятельности

 

Среди многих факторов, обеспечивающих продуктивность деятельности человека, одно из главных мест занимает уровень психического напряжения. В обыденной жизни он колеблется в довольно широких границах — от дремотных состояний до творческого вдохновения. Крепкий сон — это отсутствие сознательного психического напряжения. Максимум психического напряжения — это граница человеческих возможностей, когда реализуются подготовленность и резервы.

Но как определить: был ли это предел или многое осталось не вскрытым? Рекорды, по сути своей, показатели максимума.

Как-то принято разграничивать понятия физического и психического напряжения. Механизмы психического напряжения, активизирующие деятельность, сложны и многоплановы. Многие отрасли науки ищут ответ на вопрос, что же определяет количественные и качественные характеристики функционирования организма и личности в сложных условиях, в том числе в спорте, в целостном процессе психической регуляции деятельности личности отчетливо видны три ее главных компонента: интеллектуальный, эмоциональный и волевой.

Центральное место в психологии соревновательной деятельности спортсмена занимает исследование таких психических состояний, как психическое напряжение, эмоциональное возбуждение, стресс, предстартовое волнение. Эти состояния характеризуются как предрабочие в случаях значимой деятельности с неопределенным исходом.

В основе психического напряжения лежит взаимодействие двух видов регуляции в деятельности спортсмена: эмоциональный и волевой. Первый порождает переживание, второй — волевое усилие.

Рассмотрим динамику предсоревновательных психических состояний спортсмена в период, предшествующий старту, и в момент старта.

В обыденной жизни, при отсутствии экстремальных ситуаций, уровень психического напряжения находится в пределах нормы. За несколько дней до старта уровень напряжения сохраняется близким к норме. Если он остается таким до старта, то спортсмен находится в состоянии стартового безразличия.

В этом случае можно говорить уверенно, что этот спортсмен на соревнованиях продемонстрирует достигнутый уровень подготовленности, но его резервные возможности не реализуются. Обычно с приближением соревнования напряжение возрастает. Спортсмены, неустойчивые эмоционально, испытывают его за неделю и больше, эмоционально устойчивые - чаще всего только в день старта.

Наиболее благоприятным случаем считается тот, когда оптимальный уровень напряжения совпадает со временем старта. Возникающее в таких случаях состояние называют состоянием боевой готовности. Тогда на соревнованиях спортсмен максимально реализует свою подготовленность при большом воодушевлении и подъеме, используя все резервные двигательные, волевые и интеллектуальные возможности.

Оптимальный уровень психического напряжения может не совпасть со временем старта. Однако сохранить оптимальный уровень готовности к деятельности длительное время практически невозможно. В этих случаях психическое напряжение усиливается, переходя в напряженность, так что в результате спортсмен оказывается в состоянии стартовой лихорадки.

В этом состоянии его нервная система находится на грани возможностей выдержать концентрированное возбуждение. Некоторые спортсмены способны продолжительное время находиться в этом состоянии без ущерба для спортивного результата. Но есть и другие, которые быстро обнаруживают в поведении элементы торможения. Состояние стартовой лихорадки снижает надежность спортсмена и вероятность достижения им высокого результата, хотя и не обязательно результат должен быть низким.

Наихудший вид предстартового состояния возникает, когда уровень психического напряжения резко падает, — это состояние стартовой апатии.
Этот период обычно краток по времени. Как правило, апатия возникает в результате перехода от максимального психического напряжения к состоянию неподвижности (ступор) и является следствием острого перенапряжения в предсоревновательной ситуации.

Стартовая апатия — это снижение мотивации деятельности, волевой активности и чувства ответственности. Она не позволяет спортсмену реализовать даже достигнутый уровень подготовленности.

Очень важно уметь «управлять» своим состоянием перед соревнованиями, регулировать его.

Опытный тренер уже по одному внешнему виду спортсмена могут определить состояние предстартового возбуждения. В этот период для спортсмена чаще всего характерно двигательное беспокойство (подчас маскируется волевыми усилиями), черты лица заострены, бледны или щёки покрыты пятнистым лихорадочным румянцем. «Горящие», глубоко запавшие глаза, сухая, «обжигающая» кожа, влажные ладони, неустойчивый сердечный ритм.

Перевозбуждение нервной системы, если его своевременно не увидеть и не принять меры, может смениться угнетением. У спортсмена наблюдаются вялость, сонливость в дневные часы и поверхностный сон с тревожными сновидениями ночью, ухудшается работоспособность, координация привычных технических действий и комбинаций, замедляется быстрота двигательной реакции, появляется неуверенность в своих силах. Чувствуя себя «не в своей тарелке», спортсмен ещё больше углубляется в самоанализ.

Всё это ещё больше ухудшает нервно – психическое состояние. Однако осуждать такого спортсмена и приклеивать ему обидную кличку «трус» или «мандражист» не следует.

Одно из основных требований в предсоревновательном периоде – максимально щадить нервную систему спортсменов.

Для успешного проведения предстартовой подготовки необходимы:

-изучение и рационализация повседневного режима спортсмена, условия быта, учёбы, работы и тренировки;

-диспансерные, этапные, контрольные и врачебные обследования с целью комплексной оценки состояния здоровья, нервнопсихических особенностей, уровня общей и специальной тренированности;

-перспективное, текущее и оперативное планирование многолетней тренировки спортсменов с учётом индивидуальных особенностей, типа высшей нервной деятельности и состояния здоровья;

- морально – волевая подготовка;

- обучение спортсменов управлять своим нервнопсихическим состоянием (внушение, самовнушение).

 

Часть III. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РЕКРЕАТИВНОЙ И РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Лекция № 28. Общая характеристика оздоровительной культуры

 

План лекции

28.1. Оздоровительная направленность как важнейший принцип системы

физического воспитания.

282. Содержательные основы оздоровительной физической культуры.

 

28.1. Оздоровительная направленность как важнейший принцип системы физического воспитания

 

Суть данного принципа заключается в том, что физическая культура должна содействовать укреплению здоровья. Понятию здоровье американский медик Г.Сигерист дал следующее определение: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». Способность организма адекватно изменять свои функциональные показатели и сохранять оптимальность в различных условиях – наиболее характерный критерий нормы, здоровья (Р.Баевский, 1979).

Наукой доказано, что здоровье человека только на 10-15% зависит от деятельности учреждений здравоохранения, на 15-20% - от генетических факторов, на 20-25% - от состояния окружающей среды и на 50-55% - от условий и образа жизни.

В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения и продолжительности жизни. По данным различных исследований, лишь около 10% молодёжи имеют нормальный уровень физического состояния и здоровья, продолжительность жизни сократилась на 7-9 лет, в результате снижается и производственный потенциал общества (Г.А. Кураев).

Тесная связь состояний здоровья и физической работоспособности с образом жизни, объёмом и характером повседневной двигательной активности доказана многочисленными исследованиями (Н.А. Агаджанян, Н.М. Амосов, В.А. Бальсевич, Л.П. Матвеев, Р.Е. Мотылянская и многие другие), которые убедительно свидетельствуют о том, что оптимальная физическая нагрузка в сочетании с рациональным питанием и образом жизни является наиболее эффективной в преодолении «коронарной эпидемии», предупреждением многих заболеваний и увеличением продолжительности жизни.

Чтобы физическая культура оказывала положительное влияние на здоровье человека, необходимо соблюдать определённые правила:

1) средства и методы физического воспитания должны применятся только такие, которые имеют научное обоснование их оздоровительной ценности;

2) физические нагрузки обязаны планироваться в соответствии с возможностями учеников;

3) в процессе использования всех форм физической культуры необходимо обеспечить регулярность и единство врачебного, педагогического контроля и самоконтроля. Периодичность и содержание врачебно-педагогического контроля зависят от форм занятий физическими упражнениями, величины физической нагрузки и других факторов.

Принцип оздоровительной направленности обязывает специалистов по физической культуре и спорту так организовывать физическое воспитание, чтобы оно выполняло и профилактическую и развивающую функции. Это означает, что с помощью физического воспитания необходимо:

- совершенствовать функциональные возможности организма, повышая его работоспособность и сопротивляемость неблагоприятным воздействиям;

- компенсировать недостаток двигательной деятельности, возникающей в условиях современной жизни.

Ведущая роль в оптимизации физкультурно- оздоровительного процесса отводится проектированию различных физкултурно-оздоровительных систем на основе научно обоснованных и адекватных соотношений внешних и внутренних факторов развития человека.

В настоящее время к целому ряду авторских программ оздоровительной направленности - (контролируемые беговые нагрузки (система Купера), режим 1000 движений (система Амосова), 100000 шагов каждый день (система Михао Икаи), бег ради жизни (система Лидьярда) и др., появились новые направления оздоровительной физической культуры. К ним можно причислить оздоровительную аэробику и её разновидности: степ, слайд, джаз, аква – или гидроаэробику, акваджогинг, шейпинг, стретчинг и др. Основные их достоинства – доступность, простота реализации и эффективность.

Выбор той или иной методики занятий физическими упражнениями с оздоровительной направленностью соотносится с реальной обстановкой, возможностями, запросами, иногда является делом индивидуального вкуса и интереса.

Оздоровительный эффект физических упражнений наблюдается лишь только в тех случаях, когда они рационально сбалансированы по направленности, мощности и объёму в соответствии с индивидуальными возможностями занимающихся. Занятия физическими упражнениями активизируют и совершенствуют обмен веществ, улучшают деятельность центральной нервной системы, обеспечивают адаптацию сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма к условиям мышечной деятельности. Не менее положительное влияние регулярные занятия физическими упражнениями ускоряют процесс вхождения в работу и функционирования систем кровообращения и дыхания, а также сокращают длительность функционального восстановления после сдвигов, вызванных физической нагрузкой, а также на органы пищеварения и выделения.

Таким образом, регулярное применение физических упражнений и закаливающих факторов повышает жизненный тонус организма занимающихся, его естественный иммунитет, улучшает функции вегетативных систем, работоспособность и предупреждение старения.

 

28.2. Содержательные основы оздоровительной физической культуры

 

В системе оздоровительной физической культуры выделяют следующие основные направления: оздоровительно-рекреативное, оздоровительно-реабилитационное, спортивно-реабилитационное, гигиеническое.

Оздоровительно-рекреативная физическая культура – это отдых, восстановление сил с помощью средств физического воспитания (занятия физическими упражнениями, подвижные и спортивные игры, туризм, охота, физкультурно- спортивные развлечения). Термин рекреация (от лат. recreatio) означает отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда, тренировочных занятий или соревнований. Чтобы оттенить специфический смысл этого термина в сфере физической культуры, часто говорят «физическая рекреация».

Основными видами физической рекреации являются туризм (пеший, водный, велосипедный, конный), пешие и лыжные прогулки, купание, плавание, всевозможные массовые игры и многое другое.

По количеству занимающихся рекреационные занятия могут быть индивидуальными и групповыми.

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура – это специально направленное использование физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановлении функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомлений или других причин.

Общее представление о лечении с помощью физических упражнений основывается на факте оздоровления организма, обусловленного улучшением циркуляции крови и снабжением кислородом как больных, так и здоровых тканей, повышением мышечного тонуса, сокращением жировых запасов и т.д. В зависимости от возрастной градации людей восстановление происходит в одних случаях за счёт нормализации функций и систем организма, в других – за счёт преимущественного развития компенсаторных реакций.

Оздоровительно-реабилитационной физической культуре значительно возрастает роль таких методических принципов, как принцип индивидуализации и постепенного повышения нагрузок.

Оздоровительно-реабилитационное направление в нашей стране представлено в основном тремя формами:

1) группы ЛФК при диспансерах, больницах;

2) группы здоровья в коллективах физической культуры и т.д.;

3) самостоятельные занятия.

При самостоятельных занятиях, без непосредственного медицинского контроля максимальная ЧСС во время нагрузок не должна превышать 130 уд./ мин для людей моложе 50 лет и 120 уд./мин для лиц старше 50 лет (Н.Амосов и др., 1975).

Большую роль подготовки спортсмена играет спортивно-реабилитационная физическая культура. Она направлена на восстановление функциональных и приспособительных возможностей организма после длительных периодов напряжённых тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно при перетренировке и ликвидации последствий спортивных травм.

Гигиеническая физическая культура – это различные формы физической культуры, включённые в рамки повседневного быта (утренняя гимнастика, прогулки, физические упражнения в режиме дня, не связанные со значительными нагрузками). Её основная функция – оперативная оптимизация текущего функционального состояния организма в рамках повседневного быта и расширенного отдыха.

 

 

Лекция № 29. Теоретико-методические основы оздоровительной физической культуры

 

План лекции

29.1. Основы построения оздоровительной тренировки.

29.2. Характеристика средств специально оздоровительной направленности.

29.3. Характеристика физкультурно-оздоровительных методик и систем.

29.4. Оценка состояния здоровья и физической подготовленности занимающихся оздоровительной физической культурой.

 

29.1. Основы построения оздоровительной тренировки

 

Оздоровительная тренировка имеет определённые отличия от спортивной. Если спортивная тренировка предусматривает использование физических нагрузок в целях достижения максимальных результатов в избранном виде спорта, то оздоровительная – в целях повышения или поддержания уровня физической дееспособности и здоровья. Основная направленность оздоровительной физической культуры – повышение функционального состояния организма и физической подготовленности. Однако, чтобы добиться выраженного оздоровительного эффекта, физические упражнения должны сопровождаться значительным расходом энергии и давать длительную равномерную нагрузку системам дыхания и кровообращения, обеспечивающим доставку кислорода тканям, т.е. иметь выраженную аэробную направленность.

Эффективность физических упражнений оздоровительной направленности определяется периодичностью и длительностью занятий, интенсивностью и характером используемых средств, режимом работы и отдыха.

Для того чтобы физкультурные занятия с оздоровительной направленностью оказывали на человека только положительное влияние, необходимо соблюдать ряд методических правил (Н.М.Амосов, И,В.Муравов, 1985).

1. Постепенность наращивания интенсивности и длительности нагрузок.

2. Разнообразие применяемых средств.

3. Систематичность занятий.

Эффективным средством, способствующим повышению функциональных возможностей систем организма, тормозящим развитие процесса старения, является активный двигательный режим. В оздоровительных целях рекомендуется следующий недельный объём двигательной активности для людей разного возраста (ВНИИФК, 1984):

- дошкольники – 21-28 ч;

- школьники – 14-21 ч;

- учащиеся колледжей и студенты – 10-14 ч;

- рабочие с служащие – 6-10 ч.

В отечественных и зарубежных исследованиях выявлены ранние симптомы и жалобы, возникающие у практически здоровых лиц с небольшой

двигательной активностью.

 

Таблица 73

Различия в состоянии сердечно-сосудистой системы тренированных

и нетренированных людей (по Д.М,Аронову, 1982)

 

Показатели Тренированные Нетренированные
Анатомические параметры: - вес сердца - объём сердца Физиологические параметры: - частота пульса в покое - объём крови в покое (мин) - давление Состояние сосудов: - эластичность в 55 и старше лет - наличие капилляров на периферии Подверженность заболеваниям: - атеросклерозу - грудной жабе - инфаркту миокарда - гипертонии   350-500 г 900-1400 мл   Менее 60 уд./мин Более 5 л/мин 120/80   Эластичны Большое количество   Слабая Слабая Слабая Слабая   250-300 г 600-800 мл   70-90 уд./мин 3-5 л/мин 140-160/90-100   Теряют эластичность Небольшое количество   Выраженная Выраженная Выраженная Выраженная

 

Постепенное увеличение времени, выделяемое для оздоровительной тренировки, - вот главная тенденция, которая должна определять двигательный режим человека до самой глубокой старости. В возрасте 60-74 лет нужно затрачивать на физкультурные занятия больше времени, чем в возрасте до 60 лет, а после 75 лет – ещё больше. Интенсивность нагрузок с возрастом следует снижать, увеличивая при этом время, отводимое для упражнений.

 

Двигательная активность, физические нагрузки вызывают ряд эффектов, ведущих к тренировке, к совершенству адаптационно-регуляторных механизмов (В.В.Фролькис, 1988):

1) экономизирующий эффект (уменьшение кислородной стоимости работы, более экономная работа сердца и др.);

2) антигипоксический эффект (улучшение кровоснабжения тканей, большой диапазон лёгочной вентиляции, увеличение числа митохонжрий и др.);

3) антистрессовый эффект;

4) генорегулирующий эффект (активация синтеза многих белков, гипертрофия клетки и др.);

5) психоэнергетизирующий эффект (рост умственной работоспособности, преобладание положительных эмоций и др.).

Весь этот комплекс эффектов повышает надёжность, устойчивость организма и способствует увеличению продолжительности жизни, предупреждению ускоренного старения.

Переход от более высокого к более низкому уровню двигательной активности влечёт за собой развитие детренированности и связан с атрофией мышц от бездеятельности и, наоборот, перетренированность может вызвать гипертензию мышц.

По данным физиологов, наиболее эффективны треноровки с оздоровительной направленностью при нагрузках, которые повышают ЧСС от 170-180 уд./мин в зависимости от возраста и состояния человека.

 

Таблица 74

Рекомендуемая частота сердечных сокращений при занятиях физкультурой для людей разного возраста и состояния здоровья (уд./мин)

 

Возраст, лет Состояние здоровья
Без нарушений С некоторыми нарушениями
18-35 35-60 60-75 120-180* 100-150 100-130 110-15- 100-13- 90-110

 

* После 30 лет доводить пульс до 180 уд./мин могут лишь те люди, которые регулярно занимаются физическими упражнениями.

 

 

Для проведения контроля за интенсивностью нагрузки каждому занимающемуся необходимо знать свою нижнюю и верхнюю границы пульса, а также оптимальную для себя величину колебания ЧСС.

Нижняя граница пульса определяется по формуле:

220 – возраст (в годах) х 0,6.

Верхняя граница пульса определяется по формуле:

220 – возраст (в годах) х 0,7.

Колебания ЧСС очень индивидуальны, однако можно считать, что ЧСС 120-130 уд./мин являются зоной тренировки для новичков. У пожилых и ослабленных людей, пульс во время занятий не должен превышать 120 уд./мин.

Тренировка при ЧСС 130-140 - уд./мин обеспечивает развитие общей выносливости у начинающих и её поддержание у более подготовленных. Максимальный тренировочный эффект для развития аэробных возможностей и общей выносливости наблюдается во время тренировки при ЧСС от 144 до 156 уд./мин.

В практике оздоровительной физической культуре нагрузки дозируют по ЧСС, т.к. регламентация по другим показателям весьма затруднительно.

 

 

Таблица 75

Определение степени физической нагрузки по частоте пульса (уд./мин)

 

Мощность работы Возраст, лет Опасность перенапряжения Тренировочный эффект
30-39 40-49 50-59 60-69
Супермаксимальная Более 187-189 Более 178-180 Более Более Высокая Сомнитель-ный
Максимальная 175-188 167-178 160- 170 154-163 Повышенная Отличный
Субмаксимальная 153-175 148-167 141-160 138-154 Нужна осторожность Отличный
Большая 128-153 127-148 122-141 120-138 Нужна осторож- ность для нетре- нированных Хороший
Средняя 100-128 100-127 100-122 98-120 Незначительная Удовлетвори-тельный
Лёгкая 100 и менее 100 и менее 100 и менее 98 и менее Отсутствует Незначитель- ный

Частота пульса отражает не только интенсивность работы сердечно-сосудистой системы, но и напряжение практически всех систем организма, в том числе и энергообмена. Между частотой пульса и расходом энергии существует прямая зависимость. Зная частоту пульса и количество времени, затраченное на выполнение физических упражнений, можно подсчитать сделанные энерготраты.

 

Таблица 76

Расход энергии и потребление кислорода в зависимости от частоты пульса*

 

Частота пульса уд./мин Расход энергии, ккал Потребление кислорода мл/мин Частота пульса уд./мин Расход энергии, ккал Потребление кислорода, Мл/мин
за 1 мин за 20 мин за 1 мин за 20 мин
  1,2 1,7 2,0 2,4 2,8 3,2 3,5 4,5 5,5 6,5 7,5 8,2     3,5 4,2 6,0 7,2 8,3 9,5 10,5 13,3 16,3 18,5 21,0 22,8 Более 180 8,8 9,4 10,0 10,7 11,3 11,9 12,5 13,1 13,8 14,4 15,0 Более 15 Более 300 24,5 26,3 28,0 29,8 31,5 33,3 35,0 36,8 38,5 40,3 42,0 -

 

*Данные получены при обследовании нетренированных мужчин.

 

Специалисты считают, что для получения желаемых результатов минимальный расход энергии во время занятий должен составлять 300-500 ккал. Оздоровительные программы, предлагающие меньший калорийный расход, оказываются неэффективными или почти неэффективными.

Дозирование по числу повторений физических упражнений колеблется в диапазоне 6-20. Способ дозирования упражнений предусматривает учёт максимального числа повторений (МП) в течении определённого промежутка времени (15-30 с). В оздоровительной тренировке дозировка нагрузки находится в диапазоне 20-25% МП.

В оздоровительной тренировке для повышения физической работоспособности в молодом возрасте следует отдавать предпочтение упражнениям, совершенствующим различные виды выносливости (общую, скоростную, скоростно-силовую). В среднем и пожилом возрасте важна стимуляция всех двигательных качеств на фоне ограничения скоростных упражнений.

Для лиц среднего и выше среднего уровня физического состояния рациональными являются трёхкратные занятия в неделю. Молодым лицам с высоким уровнем физического состояния также целесообразно заниматься три раза в неделю. В зрелом и пожилом возрасте при достижении высокого уровня физического состояния для его поддержания необходимы двукратные занятия в неделю.

Таблица 77

Примерный расход энергии (ккал) при выполнении физических упражнений (для человека весом 70 кг)

 

Вид упражнений Скорость, км/ч Расход энергии
ккал/час
Ходьба 3,0-4,0 4,0-5,0 5,0-6,5 200-240 240-300 300-390
Бег 6,0-6,5 9,0-10,0 11,0-13,0 480-500 600-650 800-1000
Плавание 0,5-0,6 1,0-1,5 1,8-3,0 200-250 300-350 400-700
Ходьба на лыжах 7,0-8,0 8,0-9,0 9,0-10,0 10,0-15,0 450-500 500-600 600-700 700-1100
Езда на велосипеде 4,0-5,0 8,0-9,0 10,0-12,0 14,0-15,0 18,0-20,0 180-200 240-250 300-350 350-400 500-600
Гребля 3,0-3,5 4,0-4,5 5,0-5,5 250-320 370-500 550-650
Катание на коньках - 300-500
Игры оздоровительного характера: волейбол бадминтон настольный теннис теннис футбол баскетбол     - - - - - -     250-300 300-350 250-300 400-450 450-500 550-600

 

29.2. Характеристика средств специально оздоровительной направленности

 

Наиболее часто профилактико-оздоровительный эффект физической тренировки связывают с применением упражнений умеренной (аэробной направленности) интенсивности (К.Купер, 1979). В связи с этим получили широкое распространение рекомендации к использованию с оздоровительной целью циклических упражнений (бег, ходьба, езда на велосипеде, ходьба на лыжах, плавание, гребля и др.). Циклические упражнения вовлекают в работу наиболее крупные мышечные группы (1/5-1/2 и более мышечного массива), требующие значительного количества кислорода и поэтому развивающие преимущественно сердечно-сосудистую и дыхательную системы. А хорошее состояние этих систем составляет основу здоровья человека. Большинство специалистов рекомендуют преимущественное (до 90-100%) использование в программах оздоровительной тренировки упражнений на выносливость.

 

Таблица 78

Расход энергии в зависимости от скорости ходьбы

(для человека весом 70 кг) (по В, Сергееву)

 

Скорость ходьбы км/час Темп ходьбы, шаг/мин Энерготраты, ккал/час
3,0 4,0 5,0 6,0    

 

 

Таблица 79

Частота пульса у мужчин при ходьбе (уд./мин)

 

Время ходьбы, мин Возраст, лет
20-29 30-39 40-49 50-59 60-69
  145-155 140-150 135-145 130-140 135-145 130-140 135-145 120-130 125-135 120-130 115-125 110-120 110-120 105-115 100-110 95-105 100-110 95-105 90-100 85-95

Примечание. Для женщин показатели надо увеличить на 5-7 ударов.

 

 

Таблица 80

Частота сердечных сокращений в зависимости от интенсивности нагрузки у людей разного возраста при ходьбе на лыжах (по В.Е.Капланскому)

 

Возраст, лет Оптимальная зона ЧСС, уд./мин Зона больших нагрузок ЧСС уд./мин Максимальный пульс, уд./мин
       

 

29.3. Характеристика физкультурно-оздоровительных методик и систем

 

Аэробика – система упражнений в циклических видах спорта, связанных с применением выносливости (ходьба, бег, плавание и т.п.), направленная на повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

При занятиях аэробикой выделяют четыре фазы (К.Купер, 1989): разминку, аэробную фазу, заминку, силовую фазу.

Ритмическая гимнастика – это разновидность гимнастики оздоровительной направленности, основным содержанием которой являются

общеразвивающие упражнения, бег, прыжки, танцевальные элементы, исполняемые под эмоционально-ритмическую музыку преимущественно поточным методом (почти без пауз и остановок для объяснения упражнений.

Комплекс ритмической гимнастики состоит из вводной, основной и заключительной частей, длительность которых составляет приблизительно 20, 70 и 10% времени.

Шейпинг (от англ. shaping – придавать форму, формировать) – это система физических упражнений (преимущественно силовых) для женщин, направленная на коррекцию фигуры и улучшение и функционального состояния организма. Его суть в сочетании аэробики с атлетической гимнастикой. Шейпинг взял всё лучшее из того и другого: из аэробики – музыку, динамические нагрузки, позволяющие укреплять сердечно-сосудистую систему, убирать излишние жировые запасы; из атлетической гимнастики – возможность влиять на локальные мышечные группы.

Калланетика – это программа из 30 упражнений для женщин, выполняемых в основном в изометрическом режиме и вызывающих активность глубоко расположенных мышечных групп. Рекомендуется выполнять упражнения в тишине и глядя на себя в зеркало.

Программа предусматривает выполнение физических упражнений в течении 1 ч два раза в неделю.

Комплекс упражнений состоит из четырёх частей:

1) разминка (6 упражнений);

2) красивый живот (4 упражнения; стройные ноги (4 упражнения); ягодицы и бёдра (5упражнений);

3) растягивание мышц (6 упражнений);

4) «Танец живота» (3 упражнения); укрепление мышц ног (2 упражнения).

Аквааэробика – это система физических упражнений в воде, выполняемых под музыку, сочетающая элементы плавания, гимнастики, стретчинга, силовые упражнения.

Дыхательная гимнастика – это специальные упражнения для развития дыхательной мускулатуры.

 

29.4. Оценка состояния здоровья и физической подготовленности занимающихся оздоровительной физической культурой

 

Основной целью оздоровительной тренировки является увеличение работоспособности сердца и кровообращения. Поскольку сердце – самое уязвимое звено в тренирующемся организме, то наблюдение за его состоянием особенно важно. Во-первых, знание резервных возможностей своего сердца позволяет сделать безопасными и эффективными используемые нагрузки. Во-вторых, контроль за развивающимися в процессе занятий изменениями в сордечно-сосудистой системе позволяет выяснить, насколько успешно эта задача решается.

Перед началом систематических занятий физическими упражнениями надо

проверить исходный уровень тренированности. Уровень подготовленности организма определяется работоспособностью сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Для их оценки существуют достаточно много точных методов и функциональных проб.

Наиболее доступным показателем деятельности сердечно-сосудистой системы является пульс (ЧСС).

По пульсу в положении сидя (в покое) можно приблизительно оценить состояние сердца. Если у мужчин он реже 50 уд./мин – отлично, реже 65 – хорошо, 65-75 – удовлетворительно, выше 75 – плохо. У женщин и юношей эти показатели примерно на 5 уд./мин выше.

Для оценки состояния тренированности по показателям ЧСС существуют следующие пробы:

- лестничная проба;

- проба с приседанием I;

- проба с подскоками;

- проба с приседанием II;

- ортостатическая проба;

- клиностатическая проба.

Важным показателем, характеризующим функцию сердечно-сосудистой системы, является уровень артериального давления (АД), который измеряется специальными приборами. На уровень АД влияют масса и рост, возраст,ЧСС, характер питания, занятия физическими упражнениями.

Нормальные величины артериального давления (систолического и диастолического) определяется по следующим формулам:

мужчины: АДсист = 109+0,5 х возраст + 0,1 х масса тела;

АДдиаст = 74 + 0,1 х возраст + 0,15 х масса тела;

женщины: АДсист = 102 = 0,7 х возраст = 0,15 х масса тела;

АДдиаст = 78 = 0,17 х возраст = 0,1 х масса тела.

Зная цифры артериального давления и пульса, можно подсчитать, конечно приблизительно, минутный объём крови. Делается это так: из максимального значения артериального давления вычитается минимальное. Разница умножается на частоту пульса. В норме минутный объём крови равен 2600. При утомлении и перетренировке этот показатель возрастает.

По формуле Кваса можно вычислить коэффициент выносливости: частота пульса умножается на 10 и результат делится на величину пульсового давления (разность максимального и минимального давления). Нормальным считается коэффициент, равный 16. Его возрастание – признак ослабления деятельности сердечно-сосудистой системы.

Важнейшим показателем, характеризующим функциональные возможности лёгких, или так называемого внешнего дыхания, является жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ). Это количество воздуха, которое способен выдохнуть человек после максимального вдоха. У здорового мужчины эта величина равна обычно 3-5 л, у женщин – 2-3 л, у детей 1,2 – 3,2 л. У занимающихся спортом она увеличивается на 1-2 л.

Чтобы оценить фактическую величину ЖЕЛ, её необходимо необходимо

сравнить с должной для конкретного человека величиной ЖЕЛ. Рассчитать её можно по формуле Людвига (в мл):

а) должная ЖЕЛ (для мужчин) = (40 х рост в см) = (30 х вес тела в кг) – 4400;

б) должная ЖЕЛ (для женщин) = (40хрост в см) + (10 х вес тела в кг) – 3800.

В процессе занятий физическими упражнениями важно следить за частотой дыхания. В покое она составляет 10-16 раз в неделю. Под влиянием физической нагрузки число дыханий увеличивается: при умеренных нагрузках – до 25-30 раз в мин, при более высоких – до 30-40 в мин.

Кроме врачебного контроля занимающимся физическими упражнениями необходимо самостоятельно контролировать своё здоровье, переносимость физических нагрузок с помощью ежедневных записей в дневнике самоконтроля.

 

Часть IV. УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ (УИРС)

 

Лекция № 30. Научно исследовательская работа

 

План лекции

30.1. Подготовка к исследованию.

30.2. Проведение исследования.

30.3. Обработка результатов исследования.

30.4. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов.

 

Тренер – педагог должен не только разбираться в вопросах научно-исследовательской работы, но и обладать навыками исследователя: уметь анализировать литературные источники, вести педагогические наблюдения, анализировать и обобщать опыт практической деятельности, проводить тестирование различных сторон подготовленности занимающихся, уметь обрабатывать фактический материал.

В научном исследовании обычно выделяют следующие этапы:

1) подготовка к исследованию;

2) проведение исследования;

3) обработка результатов исследования и их литературно-графическое оформление (Б.А.Ашмарин, 1978).

 

30.1. Подготовка к исследованию

 

Она включает: 1) выбор темы; 2)определение задач; 3) разработку гипотезы; 4) составление плана исследования; 5) выбор методов исследования; 6) подбор испытуемых; 7) организацию условий исследования.

Выбор темы. Тема должна быть актуальной, непосредственно связана с практикой и отвечать проблематике основных направлений научно - исследовательской работы в спорте.

При выборе темы целесообразно учитывать личные наклонности и способности исследователя, уровень его теоретических знаний, а также условия исследования и технические возможности.

Определение задач. Каждая тема может иметь несколько аспектов решения. Поэтому надо конкретизировать исследование, т.е. определить задачи. Их может быть несколько, но каждая должна быть чётко сформулирована и отражать идею научной работы, раскрывая ту сторону темы, которая подлежит изучению. Все задачи должны быть взаимосвязаны. Каждая задача должна быть решена в исследовании и отражена в выводах.

Разработка гипотезы. Гипотеза позволяет определить предмет конкретного исследования, найти пути от теории к практике.

Источниками разработки гипотезы являются:

- обобщение педагогического опыта;

- анализ уже существующих научных данных;

- дальнейшее развитие научных теорий.

Гипотеза должна объяснить тот круг вопросов, которые составляют сущность исследования. И хотя гипотеза как предположение носит вероятностный характер, подобная вероятность должна быть логически обоснованной.

План исследований. Он должен включать в себя следующие пункты: 1) проблема исследования; 2) тема исследования; 3) задачи исследования; 4) начало и конец работы; 5) краткое обоснование темы; 6) объекты исследования; 7) методы исследования; 8) календарный, поэтапный план; 10) смета расходов.

Подбор испытуемых зависит от задач исследования; при этом принимается во внимание их возраст, квалификация, однородность и величина выборки (количество испытуемых). В сравнительных экспериментах выявляют достоверность различий контрольной и экспериментальной групп.

Организация условий исследования предусматривает создание совершенно одинаковой обстановки при повторном тестировании и сравнительных экспериментах.

Важную роль в успехе исследования играет тщательная подготовка необходимого инвентаря, оборудования и научной аппаратуры. Условия должны соответствовать задачами исследования.

 

30.2. Проведение исследования

 

Исследование осуществляется на основе изучения литературных источников и документальных материалов, анкетирования, педагогических наблюдений, хронометрирования, тестирования и педагогических экспериментов.

Изучение литературных источников должно быть целенаправленным. При прочтении литературного источника оценивают фактический материал, собирают наиболее типичные факты и сравнивают с уже известными. Завершая работу с литературным источником, следует записать его основное содержание. Формы записи могут быть различными: в виде цитат, конспекта, тезисов, библиографии. Важное значение имеет изучение документальных материалов. Например, на основании анализа дневников и журналов тренеров и спортсменов можно получить объективную информацию о построении тренировочного процесса, которую можно существенно дополнить, изучив планы и отчёты тренеров.

Анкетирование, беседы, интервью – методы получения письменной и устной информации респондентов. Их эффективность зависит от продуманности и целенаправленности системы вопросов.

Анкета должна иметь три части – вводную, основную и демографическую. Вводная часть представляет собой обращение к респондентам. Основная часть, наиболее сложная и ответственная, состоит из вопросов. Демографическая часть анкетирования включает вопросы, определяющие паспортную характеристику респондента (фамилия, имя, отчество, пол, возраст, спортивный разряд и т.д.).

Педагогические наблюдения представляют собой метод исследования тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов и тренеров, основанный на невмешательстве исследователя в ход этого процесса. Педагогические наблюдения отличаются от простого наблюдения конкретностью и специфическими приёмами регистрации наблюдаемых явлений и фактов с последующей их регистрацией и анализом.

К достоинствам метода педагогических наблюдений следует отнести:

1) возможность судить о деталях реального педагогического процесса в динамике;

2) фиксацию событий непосредственно в момент их протекания;

3) получение фактических сведений самим исследователем, а не с использованием мнений других.

К недостаткам педагогических наблюдений относятся:

1) возможность появления элементов субъективизма в оценке наблюдаемых фактов;

2) недоступность некоторых сторон деятельности наблюдаемых;

3) небольшая выборка;

4) невмешательство исследователя в ход процесса, что не позволяет активизировать те его стороны, которые являются объектом изучения, в отличие от эксперимента.

Для педагогических наблюдений используют следующие способы: протоколирование, словесное описание, графическую регистрацию с помощью различных условных обозначений, стенографирование, видеозапись, наговаривание на диктофон.

Хронометрирование – это определение времени, затрачиваемого испытуемым на выполнение каких-либо действий. В тренировочном процессе оно ведётся в процессе наблюдения за одним спортсменом, лучше средним, когда определяют общую и моторную плотность, на основе чего можно судить о величине нагрузки и качестве занятия. Для объективности и оперативности хронометрирования используют различные технические средства.

Тестирование (контрольные испытания) помогает: 1) выявить уровень развития отдельных двигательных качеств; 2) оценить степень технической и тактической подготовленности; 3) сравнить подготовленность спортсменов и группы в целом; 4) провести отбор спортсменов; 5) проводить объективный педагогический контроль; 6) выявить недостатки и преимущества тех или иных средств и методов тренировки; 7) более объективно управлять тренировочным процессом.

Тестирование осуществляется на основе тестов, т.е. контрольных упражнений, проверенных на информативность (валидность) и надёжность.

Для повышения объективности и оперативности измерения используют различные инструментальные методики.

Педагогический эксперимент. Его характерная особенность как метода исследования – запланированное вмешательство экспериментатора в изучаемое явление.

Любой эксперимент может дать объективные результаты, если будет вестись тщательный контроль за факторами, влияющими на эффективность педагогического процесса – экспериментальными (причинными) и сопутствующими (уравниваемыми и спонтанными).

Экспериментальные факторы – это те, которые вводятся искусственно в соответствии с гипотезой. Например, новый метод развития силы, который проверяется в эксперименте, будет причинным экспериментальным фактором, а фактор качественного сдвига вследствие введения первого – следственным.

В теории и практике исследований определилось несколько видов педагогических экспериментов:

1) преобразующий, предусматривающий разработку нового в науке и практике педагогики в соответствии с выдвинутой рабочей гипотезой (например, исследование эффективности программированного обучения);

2) констатирующий, предполагающий проверку уже имеющихся данных о факте или явлении.

По условиям проведения эксперименты бывают:

1) естественные, т.е. проходящие почти в обычных условиях, открытые и закрытые. В закрытом эксперименте испытуемые не знают о его проведении;

2) модельные, которые предполагают изменение обычных условий занятий с исключением побочных явлений (чтобы исключить влияние техники движений на результат, например, прибегают к жиму штанги лёжа);

3) лабораторные, которые характеризуются стандартизацией условий, позволяющих максимально изолировать исследуемых от изменений условий окружающей среды.

По направленности эксперименты могут быть абсолютными и сравнительными. В абсолютном изучается состояние занимающихся в данный момент (например, определяется уровень развития силовых качеств с использованием соответствующих тестов). В этом случае полученные данные сравниваются с каким-либо стандартом. Сравнительные эксперименты подразделяются на исследовательские и параллельные. В последовательном проверяется (сравнивается) эффективность нового метода на одной и той же группе. Сравнивают до введения нового метода и после него.

В параллельных экспериментах одна группа (экспериментальная) занимается по экспериментальной методике, другая – контрольная.

 

30.3. Обработка результатов исследования

 

Результаты исследования желательно обрабатывать сразу после его окончания. Полученные данные нужно привести в определённую систему, подвергнуть исчерпывающему анализу, после чего можно сделать соответствующие выводы. В процессе анализа должны быть отброшены случайности и выявлены закономерности. При анализе какого-либо явления или педагогического эффекта следует оперировать качественными и количественными показателями. С этой целью используется математическая статистика.

Результаты обработки собранных данных в конечном счёте должны или подтвердить выдвинутую гипотезу или опровергнуть её, или оказаться нейтральными. При нейтральном ответе причину надо искать в несовершенстве проведённого исследования.

Об обработке результатов исследований методами математической статистики подробно изложено в методических пособиях Б.А. Ашмарина (1978), В.Ю. Урбах (1963), Ф.П. Рокитского (1968), Н.А. Масальгина (1974).

Существуют определённые требования к оформлению любой исследовательской работы. Это делает её более доступной для читателя, позволяет сравнивать её с другими исследованиями и, что самое важное использовать в своей практике.

Требования к оформлению исследовательских работ (курсовых и дипломных). Заполняется только одна сторона белой бумаги стандартного размера А4. Межстрочный интервал – 1,5 компьютерного варианта с соблюдением полей (верхнее -25 мм, нижнее – 25 мм, левое – 35 мм, правое – 10 мм). Тип шрифта – Times Roman Cyr. Размер шрифта – 14 point. Номера страниц печатаются вверху по центру.

Нумерация страниц должна быть сквозной: первой страницей является титульный лист, второй – оглавление.

Библиографический список помещается в конце исследовательской работы строго по алфавиту с указанием количества страниц в литературном источнике.

Более подробная информация по правилам написания курсовых работ отражена в методическом пособии для студентов и преподавателей Сиротина О.А. «Выпускная квалификационная работа по физической культуре и спорту», Челябинский Государственный Университет физической культуры, 2006.

 

30.4. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов

 

В настоящее время в подготовке высококвалифицированных специалистов-тренеров значительное место занимает учебно-исследовательская (УИРС) и научно-исследовательская работа студентов (НИРС). Она не только стимулирует развитие творческих способностей, но и помогает студентам овладевать более полно и глубоко своей будущей специальностью.

УИРС проводится систематически и используется в лекционных, семинарских, лабораторных, методических, практических занятиях. На лекционных и семинарских занятиях изучают теоретические основы ведения исследовательской работы, анализируют и обобщают различные научные данные, изучают способы обработки фактического материала.

На лабораторных занятиях изучают различные методы и методики исследования.

На методических и практических занятиях проводятся различные исследования: педагогические наблюдения и хронометрирование соревнова –

тельной и тренировочной деятельности, тестирование и педагогический эксперимент. Полученные данные обрабатываются методами математической статистики. Результаты обработки фактического материала обсуждаются и делаются соответствующие выводы.

Научно-исследовательская работа студентов проводится по линии студенческого научного общества института (НСО) во внеаудиторное время. Она включается в план научно-исследовательской работы кафедры и института.

Существуют различные формы её проведения, основные из них: работа в студенческих научных кружках при кафедрах (НСК); участие студентов в разработке кафедрой госбюджетных и хоздоговорных исследовательских тем; выполнение научных заданий в период практики; курсовых, лабораторных и дипломных работ.

В НСК студенты более глубоко изучают методики исследования, составляют рефераты и аннотации по отечественной и зарубежной литературе, проводят исследовательскую работу, связанную с тематикой исследования кафедры, овладевают навыками проведение различных экспериментов, выступают с научными сообщениями на кафедральных, общеинститутских, межвузовских и всероссийских конференциях.

 

ОБЪЁМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

 

Часть I. ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

1. Физическая культура как общественное явление: основные компоненты и формы физической культуры. Функции физической культуры.

2. Понятие о средствах формирования физической культуры личности (их классификация и краткая характеристика). Характеристика физических упражнений как основного специфического средства физического воспитания (определение понятия «физическое упражнение»); содержание и форма физических упражнений: факторы, определяющие воздействие физических упражнений, на организм занимающихся.

3. Техника физических упражнений (определение понятия, основы, главное звено, детали техники, фазы двигательных действий). Кинематические характеристики двигательных действий (пространственные, временные, пространственно-временные), динамические, ритмические, качественные характеристики двигательных действий, их педагогическое значение.

4. Классификация физических упражнений (их значение и виды).

Многосторонность и обусловленность влияния физических упражнений на организм занимающихся.

5. Нагрузка (определение; «внешняя» и внутренняя» стороны нагрузки; её объём и интенсивность; приёмы дозирования и регулирования нагрузки). Отдых как компонент физической нагрузки; виды отдыха; интервалы отдыха.

6. Методы строго регламентированного упражнения (общая характеристика и структура; разновидности методов, их назначение, применение примеры из практики).

7. Методы разучивания двигательного действия в целом и по частям (развид-

ности, их содержание, назначение, методические особенности, примеры).

8. Методы стандартного и переменного упражнения (разновидности, их назначение, содержание, методические особенности, конкретные примеры).

9. Комбинированные методы упражнения. Круговая тренировка как организационно- методическая форма занятий (характеристика, разновиднос-

ти, применение, методические особенности, конкретные примеры).

10. Игровой и соревновательный методы, их значение, особенности использования, достоинства и недостатки.

11. Методы использования слова (формы использования, их характеристика,

требования к применению) и методы обеспечения наглядности (группы и подгруппы методов наглядного воздействия в физическом воспитании, их характеристика, требования к применению.

12. Содержание и правила реализации общих принципов физического воспитания.

13. Содержание и правила реализации методических принципов физического воспитания.

14. Общая характеристика и правила реализации специфических принципов физического воспитания.

15. Структура процесса обучения двигательным действиям.

16. Двигательные умения и навыки как результат обучения в физическом воспитании.

17. Этап начального разучивания (цель, задачи, особенности методики и контроля, дозирование нагрузки, основные ошибки и пути их исправления).

18. Этап углублённого разучивания (цель, задачи, особенности методики контроля, дозирование нагрузки оценка, типичные ошибки и пути их исправления).

19. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования.

20. Силовые способности (формы и режимы проявления силы; критерии и способы оценки, факторы, определяющие уровень развития и проявления, основные направления в методике воспитания).

21. Основные направления в методике воспитания силовых способностей: использование непредельных отягощений с предельным числом повторений; использование предельных и околопредельных отягощений; использование изометрических напряжений (направленность метода и решаемые задачи, применение, величина отягощений, кол-во подходов и повторений).

22. Скоростные способности (определение, формы проявления, факторы, определяющие уровень развития и проявления, критерии и способы их оценки).

23. Методика воспитания быстроты простых и сложных двигательных реакций, быстроты одиночного движения и частоты движений: задачи, требования к составу скоростных упражнений, основные методы и методические приёмы.

24. Методика развития комплексных форм проявления скоростных способностей: задачи, требования к составу скоростных упражнений, основные методы и методические приёмы, предупреждение и преодоление «скоростного барьера».

25. Методика развития скоростно-силовых способностей (определение, задачи и критерии оценки; средства и методика воспитания скоростно -силовых способностей).

26. Выносливость (понятие, формы проявления, факторы, определяющие уровень развития и проявления, критерии и способы оценки, средства воспитания выносливости).

27. Методика развития анаэробной выносливости (определение, задачи и критерии оценки; методы и средства, интенсивность и продолжительность нагрузки и интервалов отдыха, число повторений).

28. Методика развития аэробной выносливости (определение, задачи и критерии оценки; методы и средства, интенсивность и продолжительность нагрузки и интервалов отдыха, число повторений).

29. Координационные способности (понятие, формы проявления, факторы, определяющие уровень развития; задачи по их воспитанию, методы и методические приёмы, структура нагрузок и отдыха, критерии оценки и контроля развития).

30. Средства и методика воспитания координационных способностей: задачи и пути совершенствования способности сохранять равновесие; способности преодолевать нерациональную мышечную напряженность; способности к оценке и регуляции пространственно-временных параметров движения.

31. Гибкость (понятие, формы и режимы проявления, факторы, определяющие уровень развития и проявления, контроль и оценка развития гибкости).

32. Развитие гибкости: задачи, средства, методы и методические приёмы развития гибкости; использование упражнений на растягивание в отдельном занятии и в серии смежных занятий.

33. Характеристика оптимальной осанки; средства и методы формирования, закрепления и коррекции осанки; контроль за осанкой.

34. Регулирование массы тела: возможности и задачи регулирования массы тела в процессе физического воспитания: методика занятий упражнениями, стимулирующими увеличение мышечной массы; методика занятий упражнениями, способствующими уменьшению массы тела.

35. Формирование личности в процессе физического воспитания; возможности и значение самовоспитания. Задачи, содержание и пути интеллектуального, нравственного, эстетического, морально-волевого и трудового воспитания занимающихся физическими упражнениями.

36. Формы построения занятий физическими упражнениями, различные формы занятий, их общие и отличительные черты; основа структуры занятий; педагогический аспект построения занятий.

37. Занятия урочного типа. Их отличительные способности, классификация уроков физического воспитания. Содержание и структура урочных занятий. Соотношение и последовательность отдельных частей занятия, порядок распределения материала, плотность занятий.

38. Занятия неурочного типа (отличительные особенности, классификация, формы).

39. Понятие о планировании в физической культуре (назначение, методические требования, виды, содержание и документы).

40. Контроль в процессе занятий физическими упражнениями. Требования к контролю, характеристика видов контроля в физическом воспитании. Понятие об учёте. объекты учёта, документы учёта при контроле.

 

Часть II. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТА

 

1. Определение понятия «Спорт» _ в широком и узком смысле. Термины «Подготовка спортсмена», «Спортивная тренировка», «Спортивное соревнование», «Спортивное достижение».

2. Многообразие видов спорта и их классификация.

3. Социальные функции спорта (специфические и неспецифические).

4. Основные стороны и формы спортивного движения.

5. Спортивные достижения и факторы их определения.

6. Общая характеристика системы спортивной подготовки.

7. Понятия «спортивное соревнование», «спортивное состязание», «соревновательная деятельность спортсмена»; фазовая структура соревновательной деятельности.

8. Компоненты соревновательной деятельности; её моделирование.

9. Система спортивных соревнований, структура системы соревнований.

10. Цель и задача спортивной тренировки.

11. Средства спортивной тренировки.

12. Методы спортивной тренировки.

13. Принципы спортивной тренировки.

14. Тренировочные и соревновательные нагрузки. Отдых в тренировочном процессе. Типы интервалов отдыха.

15. Спортивно-техническая подготовка.

16. Спортивно-тактическая подготовка.

17. Физическая подготовка.

18. Психическая подготовка.

19. Теоретическая и интеллектуальная подготовка.

20. Спортивная подготовка как многолетний процесс и её структура.

21. Построение тренировки в больших циклах (макроциклах).

22. Построение тренировки в средних циклах (мезоциклах).

23. Построение тренировки в малых циклах (микроциклах).

24. Общие положения технологии планирования в спорте.

25. Планирование спортивной подготовки в многолетних циклах.

26. Планирование тренировочно-соревновательного процесса в годичном цикле.

27. Оперативное планирование.

28. Индивидуальное планирование.

29. Виды и основные технологические операции управления подготовкой спортсмена.

30. Контроль в системе подготовки спортсмена.

31. Учёт учебно-тренировочной работы и отчётность.

32. Спортивный отбор в процессе многолетней подготовки.

33. Медико-биологическое обеспечение подготовки спортсменов.

34. Система восстановления и повышения работоспособности.

Часть III. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РЕКРЕАТИВНОЙ И РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

1. Оздоровительная направленность как важнейший принцип системы физического воспитания.

2. Содержательные основы оздоровительной физической культуры.

3. Основы построения оздоровительной тренировки.

4. Характеристика средств специально оздоровительной направленности.

5. Характеристика физкультурно-оздоровительных методик и систем.

6. Оценка состояния здоровья и физической подготовленности занимающихся оздоровительной физической культурой.

 

Часть IV. УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ (УИРС)

 

1. Подготовка к исследованию.

2. Проведение исследования.

3. Обработка результатов исследования.

4. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов.


Список используемой и рекомендуемой литературы

 

1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. _ М.: ФиС, 1978. _ 236 с.

2. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. _ М.: «Просвещение», 1979,-360 с.

3. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. _ М.: ФиС, 1985. _ 193 с.

4. Брайент Дж. Кретти Психология в современном спорте. _ М.: ФиС, 1978. _ 224 с.

5. Вайцеховский С.М. Книга тренера. М.: ФиС, 1971 _ 312 с.

6. Верхошанский Ю.В. Основы специальной подготовки в спорте.-М.: ФиС, 1988.-293 с

7. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера.-М.: ФиС, 1981.-376 с

8. Иванов В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов.- М.: ФиС, 1987,-256 с

9. Качашкин В.М. Методика физического воспитания.- М.: «Просвещение», 1972.-320 с

10. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: Уч пособие.-М.: Советский спорт, 2004.-192 с

11. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. _ М.: ФиС, 1991. _ 544 с.

12. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. _ М.: ФиС, 1977. _ 280 с.

13. Мамаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы физического воспитания школьников. _ М.: «Просвещение», 1989. _ 222 с.

14. Новосёлова О.А., Шведкая И.А., Вандышева О.Д. Основы теории и методики физического воспитания. _ Челябинск, 2002. _ 68 с.

15. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. _ М.: ФиС, 1970. _ 478 с.

16. Программа общеобразовательных учреждений: Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классы: /под ред. Лях В.И., Зданевич А.А. – М.: «Просвещение», 2007. _ 127 с.

17. Савин В.П. Теория и методика хоккея. _ М.: «Академия», 2003. _ 398 с.

18. Теория и методика физического воспитания: под ред. Б.М. Шияна. _ М.: «Просвещение», 1988. _ 224 с.

19. Шведкая И.А., Новосёлова О.А. Основы теории и методики спорта. _ Челябинск, 2004. _ 68 с.

20.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. _ М.: «Академия», 2003. _ 479 с.

21. Харабуга Г.Д. Теория и методика физического воспитания. _ М.: ФиС, 1974. _ 320 с.

22. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта.-М.: ФиС, 1987.- 128 с

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Безопасность труда при обогреве и облучении животных | Основные этапы истории перевода и науки о переводе. Теория и практика перевода в России
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2130; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.473 сек.