Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюция понятий




Предмет, цели и задачи дисциплины

Конспект лекций по дисциплине

«Охрана окружающей среды и энергосбережение»

 

Введение (2 часа)

 

Домашнее задание (1) с.5 – 16; (9) с.5 – 15; (4) с.6 -14

 

Охрана окружающей среды – система мероприятий, направленных на поддержание оптимального взаимодействия между деятельностью человека и окружающей средой, предупреждение вредного влияния хозяйственной деятельности на природу и здоровье людей, возобновление природных ресурсов.

 

Рациональное природопользование – система хозяйственной деятельности, признанная обеспечить экономную эксплуатацию природных ресурсов и условий, эффективный режим их воспроизводства, сохранение здоровья людей.

 

Энергосбережение – организационная, научная, практическая, информационная деятельность государственных органов, юридических и физических лиц, направленная на снижение расхода и потерь топливно – энергетических ресурсов (ТЭР).

 

1. Охрана природы (до середины 70 – х годов)

2. Охрана окружающей среды (начало 80 – х годов)

3. Энергосбережение (то же)

4. Рациональное природопользование ----энергосбережение + охрана окружающей среды.

Слово «Охрана» подразумевает не использование чего – либо, сохранение его в неизменном состоянии. Население Земли постоянно пользуется её природными ресурсами, направляя обратно в природу отходы жизнедеятельности и использованные ресурсы. Охрана природы – это её охрана от нас самих.

Один житель города за 80 лет жизни способен направить обратно в природу до 1200 тонн твердых бытовых отходов и 10000 м3 сточных вод в канализацию. Получается, что самое «грандиозное», что может создать человек за свою жизнь – это небольшая гора отходов (высотой до 9 метров и диаметром до 18 м) и озеро глубиной 1м и 110 м диаметром). Теперь умножьте эту «гору» и «озеро» на число жителей Земли и, даже учитывая меньшее число отходов у жителей сельской местности, мы получим не очень приятно пахнущую картину ландшафта. Наше «общество потребления» открывает перед нашим разумом все более увлекательные картины хорошей жизни, заставляя жителей отсталых стран жить по стандартам передовых, более развитых стран. Это требует не только увеличение расхода природных ресурсов, но и энергоресурсов, что приводит к истощению запасов нефти, газа, угля и увеличивает загрязнение окружающей среды пылью, золой, углекислым газом, радионуклидами. В вопросах энергосбережения и рационального природопользования много моментов, связанных с психологией человека. Почему именно «я» должен себя ограничивать? Жизнь моя должна пройти ярко, с максимальным использованием всего, что можно от нее взять. Пусть об «охране природы» заботится государство, я согласен платить налоги, а пусть государство оберегает мое здоровье от вредного действия окружающей среды. Эгоизм одного человека, умноженный на число жителей планеты, приведет в ближайшее время к глобальным изменениям климата, истощению природных ресурсов и войнам за ресурсы. Здесь уже будет не до хорошей жизни. Поэтому человечество уже осознало перспективу этих ужасных последствий и приступило к процессам, направленным на изменение сознания человека, его отношения к окружающей среде, экономию природных ресурсов. Отказавшись от не очень необходимой поездки на личном автомобиле, закрыв кран с бесполезно вытекающей водой, выключив ненужное в данный момент освещение, убрав за собой мусор, Вы внесете свой маленький вклад в сохранение жизни на Земле. Это некоторые моменты Вашего природоохранного и ресурсосберегающего поведения в быту.

Получение среднего специального образования даст вам возможность занимать определенные руководящие должности на производстве. Управление персоналом потребует наличия у Вас системных занятий в сфере ресурсо – и энергосбережения, экологической безопасности, наличие «экологической культуры». Вы будете нести ответственность за состояние здоровья подчиненных, рациональное использование электроэнергии, воды и других природных топливно – энергетических ресурсов. Пропаганда охраны окружающей среды должна стать Вашей жизненной потребностью.

Изучение курса «Охрана окружающей среды и энергосбережение» основывается на межпредметных связях с биологией, химией, физикой, географией, математикой.

В настоящее время РБ постоянно вынуждена балансировать на грани топливно – энергетического кризиса, так как на 85 % зависит от внешних поставщиков природного газа и нефти.

Энергетический кризис – отсутствие достаточного количества топливно – энергетических ресурсов для покрытия потребностей страны.

Энергетический кризис является следствием нерациональной структуры топливно – энергетической базы экономики, политического и экономического кризиса в данной стране.

Выделяем шесть основных направлений энергосбережения:

1. Создание нормативно – правовой базы.

2. Создание экономических механизмов.

3. Создание финансовых механизмов.

4. Проведение политики ценообразования, которая реально отражает затраты на энергоресурсы, производимую продукцию, услуги и определяет уровень жизни населения.

5. Создание системы управления энергосбережением.

6. Создание информационной системы пропаганды энергосбережения, обучения и подготовки кадров для сферы энергосбережения, изменение психологии населения.

Цель курса – сформировать у учащихся экологическое мировоззрение, связать теоретические знания по энергосбережению и их практическим применением, ознакомить учащихся с положением основных законов РБ об охране окружающей среды и энергосбережении.

Задачи курса – изучение экологических, экономических и правовых проблем в области охраны окружающей среды и энергосбережения в РБ и путей их решения,

воспитание сознательного и активного участия в охране окружающей среды.

 

Контрольные вопросы

1. Сформулируйте понятие «Охрана окружающей среды» и «Рациональное природопользование».

2. Сформулируйте понятие «Энергосбережение» и «Энергетический кризис».

3. Раскройте роль физики, математики, химии в изучении курса «Охрана окружающей среды и энергосбережение».

4. Изложите основные принципы энергосбережения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.