Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы градостроительства




ЛЕКЦИЯ 3

В ст. 5 Градостроительного кодекса приводится градостроительное деление поселений на территории РФ. При осуществлении градостроительной деятельности должны учитываться особенности поселений, в том числе численность населения, научно-производственная специализация указанных поселений, а также их значение в системе расселения населения и административно-территориального устройства Российской Федерации.

Поселения Российской Федерации делятся на городские (города и поселки) и сельские (села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и иные).

В зависимости от численности населения различают следующие городские населенные пункты:

– сверхкрупные города (свыше 3 млн. чел.);

– крупнейшие города (от 1 млн. до 3 млн. чел.);

– крупные города (от 250 тыс. до 1 млн. чел.);

– большие города (от 100 тыс. до 250 тыс. чел.);

– средние города (от 50 тыс. до 100 тыс. чел.);

– малые города и поселки (до 50 тыс. чел.).

Сельские населенные места в зависимости от численности населения подразделяют на:

– крупные поселения (свыше 5 тыс. чел.);

– большие поселения (от 1 тыс. до 5 тыс. чел.);

– средние поселения (от 200 до 1 тыс. чел.);

– малые поселения (менее 200 чел.).

Создание, использование, реконструкция и любые иные изменения недвижимости должны соответствовать утвержденной градостроительной документации, государственным градостроительным нормативам и правилам, а также правилам застройки. Для объектов градостроительной деятельности разрабатывается градостроительная документация. В зависимости от типа поселения устанавливаются вид и содержание градостроительной документации, порядок ее разработки, согласование и утверждение в соответствии с правовыми актами субъектов РФ.

Все населенные места делятся на:

– городские, к которым относятся города и поселки городского типа, города-спутники (сателлиты), которые возникают вблизи крупных промышленных городов;

– сельские;

– курортные и дачные поселки.

Основным признаком типа населенных мест служат численность населения и связь его преобладающей части с определенными видами деятельности.

Города – это крупные населенные пункты, основная часть жителей которых занята в промышленности, науке, культуре, обслуживании здравниц, управлении. Минимальная численность населения городов от 5 тыс. до 12 тыс. чел.

Поселки – населенные места от 0,5 тыс. до 12 тыс. жителей, преобладающая часть которых связана с промышленным производством, транспортом или обслуживанием.

Сельские населенные места имеют малую численность населения, преобладающая часть которого занята в сфере сельского хозяйства. Их подразделяют на деревни и села. Деревня – это малое поселение, село – более крупное, которое является административным, производственным, сельскохозяйственным центром.

Города классифицируют по следующим признакам:

– численность населения;

– административное значение (федеральный, республиканский, областной, районный центры);

– народнохозяйственное значение (промышленный центр, транспортный узел, курорт и др.);

– местные естественно-исторические особенности;

– характер застройки.

При разработке проектов застройки городов или поселков должно быть обеспечено зонирование территории по функциональному назначению с учетом обеспечения благоприятных условий проживания и удобной связи с местом трудовой деятельности жителей и местами отдыха.

В городе имеются следующие градостроительные зоны, различные по своим функциям (рис. 1.1):

• промышленная зона включает промышленные предприятия, обслуживающие их культурно-бытовые учреждения, улицы, площади, зеленые насаждения;

• селитебная зона – территория, предназначенная для жилья. Селитебную территорию города делят на жилые районы, в состав которых входят несколько микрорайонов. По своей организации микрорайон обеспечивает полную систему культурно-бытового обслуживания. На территории микрорайона располагают жилые и общественные здания (школы, магазины, детские сады). Размещение учреждений в микрорайоне производят исходя из условия пешеходной доступности: до школ, остановок городского транспорта – не более 500 м; до детских садов – не более 300 м.

Сеть микрорайонных проездов, тротуаров должна составлять единую систему, обеспечивающую безопасность движения пешеходов и транспорта, исключающую вредное воздействие городского транспорта на жилую территорию;

• санитарно-защитная зона – зеленые насаждения шириной от 50 до 1000 м, защищающие территории от вредного влияния промышленности и транспорта;

• транспортная зона – устройства внешнего транспорта (водного, воздушного, железнодорожного);

• складская зона – территория разного рода складов.

Транспортная сеть больших городов превращается в систему наземных, надземных и подземных магистралей, пересекающихся в нескольких уровнях.

 

 

Рис. 1.1. Концептуальная схема взаимного расположения

основных функциональных зон города:

1 – селитебная территория; 2 – промышленная зона; 3 – складская зона; 4 – зона внешнего транспорта; 5 – зеленая зона отдыха; 6 – санитарно-защитная зона; 7 – направление течения реки; 8 – направление господствующих ветров за самый жаркий квартал (месяц) года

В мировой практике уже существуют транспортные развязки в пяти уровнях. С увеличением количества и разнообразия транспортных средств возрастает степень сложности транспортной сети городов и, таким образом, улучшается система связей между функциональными зонами.

Градостроительное зонирование выполняют также с помощью следующих линий градостроительного регулирования:

– красные линии улично-дорожной сети;

– линии жилой застройки;

– синие линии – границы акватории рек;

– границы полосы отвода железных дорог;

– границы технических зон проектируемых линий метрополитена;

– границы технических (охранных) зон инженерных сооружений и коммуникаций;

– границы территорий памятников истории и культуры;

– границы охранных зон памятников истории и культуры;

– границы историко-культурных заповедных территорий;

– границы зон регулирования застройки памятников истории и культуры;

– границы зон охраняемого ландшафта;

– границы особо охраняемых природных территорий;

– границы охранных зон особо охраняемых территорий;

– границы водоохранных зон;

– границы прибрежных зон;

– границы санитарной охраны источников питьевого водоснабжения – границы 1-го пояса санитарной охраны, границы 2-го пояса санитарной охраны, границы жесткой зоны 2-го пояса санитарной охраны;

– границы санитарно-защитных зон.

Планировочная структура зависит от расположения города на рельефе. Различают компактную форму плана, расчлененную, рассредоточенную с равномерно распределенными районами, рассредоточенную с преобладающим районом и линейную. Сложность планировочной структуры больших городов заключается еще и в том, что большое разнообразие промышленных предприятий не может располагаться на территории одной промышленной зоны.

Это вызывает членение селитебных территорий. Возникают новые жилые районы на периферии города, образуются новые зоны отдыха. Новые промышленные зоны приводят к появлению санитарно-защитных территорий. Рост города способствует развитию внешнего транспорта и расширению транспортной зоны.

Улицей называется полоса территории города, ограниченная застройкой и предназначенная для движения транспорта и пешеходов. Городские дороги служат для движения транспорта между обособленными районами города, а также для связи улиц с загородными дорогами и для объезда города транзитным транспортом. В зависимости от назначения улицы и дороги разделяются на категории, то есть классифицируются (табл. 1.1).

Классификация городских улиц и дорог

 

Категория дорог и улиц Основное назначение дорог и улиц
Скоростные дороги Скоростная транспортная связь удаленных районов населенных пунктов между собой, с крупными промышленными районами и с автомобильными дорогами общей сети. Развязка движения в разных уровнях с обеспечением непрерывности движения транспорта.
Магистральные улицы:  
общегородского значения Транспортная связь между жилыми, промышленными, складскими районами, а также с центром населенного пункта, объектами общегородского значения (вокзал, парк, стадион и др.), скоростными магистралями и автомобильными дорогами общей сети. Развязка движения в одном или разных уровнях.
районного значения Местная транспортная связь в пределах жилых и промышленных районов, транспортная связь жилых и промышленных районов с магистральными улицами общегородского значения и скоростными дорогами.
Улицы и дороги местного значения:  
в жилой застройке Транспортная пешеходная связь микрорайонов и отдельных групп зданий с магистральными улицами.
промышленных и складских районов Транспортная и пешеходная связь отдельных промышленных предприятий и складов с магистральными улицами.
проезды Транспортная и пешеходная связь внутри микрорайонов с улицами местного движения; подъезды к отдельным объектам промышленных районов.

 

 

Важнейшим элементом планировочной структуры города является магистрально-уличная сеть, связывающая все его зоны между собой. Одновременно она является и средством пространственного расчленения городской застройки на территориальные элементы, определяя их границы, размеры и конфигурацию. По своему начертанию в плане города система улиц может быть регулярной (геометрической) либо свободной (живописной) с криволинейной трассировкой. К регулярным системам уличной сети относятся: прямоугольная (рис. 1.8, а), прямоугольная с диагональными направлениями (рис. 1.8, б), лучевая с веерным расположением улиц и поперечными связями (рис. 1.8, в) и радиально-кольцевая (рис. 1.8, г), свободная (рис.1.8,д).

 

Рис. 1.8. Схемы наиболее типичных систем расположения

улиц город а

 

Прямоугольная система улиц наиболее удобна для застройки кварталов и прокладки коммуникаций, однако приводит к удлинению пути движения в диагональных направлениях. Этот недостаток частично устраняется при включении в систему диагональных улиц. Лучевые и радиально-кольцевые системы создают наиболее удобные связи периферии города с центром. Уличная сеть криволинейной, свободной трассировки обычно применяется на пересеченной местности. Она менее удобна для прокладки коммуникаций и организации застройки, однако способствует созданию своеобразного живописного облика городов. В условиях плотной, компактной застройки магистрально-уличная сеть делитее на межмагистральные территории и кварталы. При расчлененном плане отдельные жилые образования (районы, микрорайоны) связываются между собой трассами магистралей, образуя линейно-ядерную структуру города.К основным схемам подобной структуры относятся: линейная (рис. а), линейно-кольцевая (рис. б) в форме спаренного кольца («восьмерка») (рис. в). Вариантом более сложной структуры может быть линейная структура второго порядка, когда в основное продольное направление магистрали вливаются линии поперечных связей (рис. г). К числу структур, в которых преобладают связи отдельных жилых комплексов («ядер») с центром города, относится ветвистая структура (рис. д).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.126 сек.