Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники, причины и функции конфликтов

Источники конфликтовэто противоречия, а они возникают там, где есть рассогласование:

· в знаниях, умениях, способностях, личностных качествах;

· функциях управления;

· эмоциональных, психических и других состояниях;

· технологических, экономических и других процессах;

· целях, средствах, методах деятельности;

· мотивах, потребностях, ценностных ориентациях;

· взглядах, убеждениях;

· понимании, интерпретации информации;

· ожиданиях, позициях;

· оценках и самооценках.

Источники конфликтов тесно связаны с предпосылками возникнове­ния конфликтов или внешними и внутренними условиями их развития.

Конфликты — одно из условий развития субъекта, социальных сис­тем и отношений. Однако признав наличие конфликтов как условия развития социума, необходимо учитывать, что их возникновение не яв­ляется неизбежным.

Конфликт возникает только при определенных условиях, одновре­менно внешних и внутренних.

Внешние условия возникновения конфликта в основном сводятся к тому, что удовлетворение каких-либо глубоких и активных мо­тивов и отношений личности либо становится невозможным либо ставится под угрозу.

И наконец, одно из важнейших внешних условий возникновения кон­фликтов заключается в том, что общественная жизнь с необходимостью требует подавления или ограничения различных мотивов, иногда очень глубоких и активных, например стремления к сохранению жизни.

Внутренние условия, или предпосылки, играют основную роль и среди них прежде всего личностные условия возникновения и раз­вития конфликтов (конфликтность как относительно устойчивое личностное свойство, деструктивные внутриличностные конф­ликты, акцентуации характера, сложившиеся негативные стерео­типы поведения и др.).

Источники и условия конфликтов обусловливают предпосылки и при­чины возникновения конфликтных ситуаций и развития конфликтов.

Различают объективные и субъективные причины конфликтов. Объективные причины приводят прежде всего к конструктивным конф­ликтам, возникающим в деловой сфере. Субъективные причины чаще всего обусловливают деструктивные конфликты, характерные для личностно-эмоциональной сферы.

Рассмотрим некоторые объективные причины, приводящие к конст­руктивным конфликтам в деловой и производственной сфере:

• недовольство оплатой труда;

• неблагоприятные условия труда (например, отсутствие вентиля­ции, загазованность, вибрация, шум, сквозняки, дискомфортная температура на рабочем месте и т. д.);

• недостатки в организации труда;

• несоответствие прав и обязанностей;

• неритмичность работы (простои, вынужденные отпуска, штур­мовщина);

• неудобный график работы;

• упущения в технологии (особенно те, вследствие которых умень­шается заработок работника, причем не по его вине);

• необеспеченность заданий ресурсами (в частности, перебои в обеспечении сырьем, материалами, комплектующими);

• отсутствие четкости в распределении обязанностей, в частности неэффективные, слишком расплывчатые или устаревшие дол­жностные инструкции;

• низкий уровень трудовой и исполнительской дисциплины;

• конфликтогенные организационные структуры;

• противоречивые отношения или цели технологических и экономи­ческих служб.

Положительное разрешение конфликта — это прежде всего устране­ние источников и причин конфликта. Если эти причины объективные, связанные с несовершенством производства и управления, то их устра­нение означает совершенствование производства и управления.

К субъективным причинам конфликтов в деловой и производствен­ной сфере относятся:

• неправильные действия руководителя (нарушение служебной эти­ки, а также трудового законодательства, несправедливая оценка руководителем действий подчиненных и результатов их труда);

• неправильные действия подчиненных;

• неправильные действия и руководителя, и подчиненных. Субъективные причины порождают чаще всего деструктивные конф­ликты.

Конфликты могут выполнять как негативные (деструктивные), так и позитивные (конструктивные) функции. С точки зрения психологии важ­нейшее значение имеет ограничение негативных, разрушающих функ­ций конфликта и форсирование, максимальное использование его пози­тивных функций.

Позитивные функции конфликтов:

регулятивно-развивающая — конфликт не дает застыть, окосте­неть, побуждает к изменениям и развитию, открывает дорогу инновациям, способным усовершенствовать и стабилизировать внутренний мир, отношения, систему;

информационно-объединяющая — в ходе конфликта люди лучше узнают себя и друг друга, конфликт стимулирует рефлексию и по­нимание;

сплочение и структурирование — конфликт способствует струк­турированию социальных групп, созданию организаций, сплоче­нию групп и коллективов;

стимулирование активности — конфликт повышает активность людей, снимает "синдром покорности";

стимулирование личностного роста — конфликт стимулирует развитие личности, повышение чувства ответственности, осозна­ния своей значимости, может содействовать самопознанию и са­мореализации;

психотерапевтическая и облегчающая — конфликт (при условии его открытого и конструктивного урегулирования) снимает под­спудную напряженность, дискомфорт и хронические недоразуме­ния, дает им выход;

диагностическая и проясняющая — иногда полезно даже спрово­цировать конфликт, чтобы прояснить обстановку и понять состоя­ние дел; в критических ситуациях, возникающих в конфликтах, выявляются незаметные до того достоинства и недостатки людей, создаются условия для развития личности и формирования лиде­ров.

Негативные функции конфликтов:

становление стереотипов и разрушающих форм самореализации личности путем манипулятивного самоутверждения и достижения желаемого как бы в обход;

ухудшение психологического климата в коллективах и разрушение межличностных отношений;

снижение привлекательности труда и, как следствие, снижение его производительности;

неадекватность, прежде всего в восприятии проблемы и участни­ков конфликта;

возникновение неадекватных психологических защит;

снижение сотрудничества и уменьшение возможности партнер­ства между сторонами в ходе конфликта и после него;

нарастание конфронтации, затягивающей людей в борьбу и за­ставляющей их стремиться больше к победе, чем к решению про­блем и поиску альтернативы;

увеличение материальных и эмоциональных затрат на разреше­ние конфликта.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Конфликт как вид критических ситуаций | История физической культуры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1020; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.