Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В сфере профессиональной деятельности женщины, как правило, занимают исполнительские позиции




Так, анализ речевой коммуникации мужчин и женщин показывает, что женщина менее активна, больше слушает, меньше говорит.

В современном обществе отношение мужского и женского предстает как отношение различия, основанное на неравенстве возможностей. Асимметрия отношений подчеркивается гендерным дисплеем, который маскирует дискриминацию под различие. В современном обществе устойчиво воспроизводится гендерное неравенство.

Сферы конструирования гендерных отношений

Итак, гендерное конструирование реальности мы трактуем как формирование в общественном сознании картины жизненного мира, для которой значимы различия между женщинами и мужчинами с точки зрения исполнения ими определенных социокультурных функций. Складывающиеся правила поведения, статусно-ролевые стереотипы и т. п. ориентируют индивида в выборе им моделей поведения и символических средств закрепления и демонстрации половой идентичности.

Аналогичная ситуация складывается в сфере политики. Средства, использующиеся обществом в публичной и частной сферах для создания мужского и женского как неравного во многом определяются культурно-этническими особенностями. Гендерное измерение политики проблематизирует не только соотношение мужчин и женщин в электорате и органах власти, но и диспозиции политической элиты, типы карьер, механизмы компенсации дефицитов власти за счет ресурсов гендерного маскарада, воспроизводящегося средствами массовой информации. Построение имиджа политического лидера как супермена и использование обаяния как козыря в политической карьере женщины – наиболее явные примеры использования гендерных ресурсов в политических отношениях [50] .

Особая сфера создания гендерного порядка – частная жизнь. Семья, отношения дружбы, сексуальность, забота являют собой квинтэссенцию женского опыта и одновременно источник подавления женщины домашним миром, куда она была вытеснена модернизационным проектом. Соотношение частной и публичной сфер определяет конструирование отношений власти между полами. Неразвитая публичная сфера ведет к кризису традиционной маскулинности, которая не может реализоваться в чуждой ей частной сфере, где доминируют женщинами и, прежде всего, женщины старшего поколения, своего рода «Кабанихи».

Возможно, самая главная сфера конструирования гендера – формирование личности ребенка. В данном случае вместо понятия полоролевой социализации конструктивистами используется понятие рекрутирования гендерной идентичности. Полоролевая социализация не предполагает социального неравенства. Гоффман, перефразируя К.Маркса, заметил, что не религия, а гендер является опиумом народа: утомленный депривированный мужчина, тип, порожденный современным капитализмом, всегда и везде найдет женщину, выполняющую функцию заботы и обеспечивающую уход, женщину, которая является обслуживающим персоналом по призванию. Именно такая идеология подвергается сомнению и преодолевается феминистским движением. Люди творят новый гендер, изменяя отношения господства и подчинения в процессе рекрутирования социальных идентичностей. Приписывая себе пол, ребенок идентифицирует себя как социально компетентного субъекта, стремится к тому, чтобы быть взрослым в глазах других людей. Дети младшего дошкольного возраста идентифицируются окружением именно как дети, но в процессе взросления они отказываются от своей идентификации с ребенком – нерациональным, социально некомпетентным существом, чтобы стать мужчиной или женщиной.

В соответствии с данным подходом гендер предстает как измерение социальных отношений.

Тема пятая. ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ

Ключевые понятия: гендерный (поло-ролевой) стереотип, гендерные стереотипы в языке, в СМИ.

Гендерные стереотипы — это социально разделяемые представления о личностных качествах и поведенческих моделях мужчин и женщин, а также о гендерной специфике социальных ролей.

Появление гендерных стереотипов обусловлено тем, что модель гендерных отношений исторически выстраивалась таким образом, что половые различия располагались над индивидуальными, качественными различиями личности мужчины и женщины. Следствием этого стала расхожая установка: если пол разный, то, значит, есть и различия.

Акцент на различиях между полами связан и с тем, что в реальной жизни очень многие мужчины и женщины не только внешне выглядят по-разному, но и выполняют
разные социальные роли. Поэтому выделение различий просто необходимо, поскольку они служат своеобраз­ным объяснением существующего общественного по­рядка, оправданием деления прав и обязанностей жен­щин и мужчин, их неравных социальных возможностей. При этом акцент на поиске различий может привести к появлению у людей ошибочного убеждения, что эти различия непреодолимы. Ошибочное убеждение, в свою очередь, вызывает соответствующее поведение, его под­тверждающее. Такой эффект социальные психологи на­звали самоисполняющееся пророчество: приписывая лю­дям определенные качества и интересы, общество тем самым вынуждает их вести себя таким образом, чтобы постоянно подтверждать эти качества и интересы.

Самоисполняющиеся пророчества заставляют нас ве­рить в наличие гендерных различий даже тогда, когда они реально отсутствуют. В результате именно различия становятся для большинства людей привычным явлением, а то, что считается привычным, расценивается как приемлемое и верное. Это еще один выявленный в социальной
психологии эффект, определяемый как эффект знакомости: все, что не соответствует привычному, вызывает нега­тивные эмоции и в лучшем случае воспринимается как нечто странное, а в худшем — даже как угрожающее и опасное. Вот почему в большинстве случаев люди предпо­читают замечать различия и не обращать внимания на сходство женщин и мужчин.

Исследователи считают, что социальные стереотипы выражают мнение большинства (массовых общностей) и основано на упрощенном и некритическом подходе. Стереотипы осуществляют важную работу: с помощью них человек воспринимает, «классифицирует» других людей по их принадлежности к той или иной группе, социально-экономическому классу или по их физическим характеристикам (пол, возраст, цвет кожи и т.д.), то есть как, например, подростков, женщин/мужчин, политиков, безработных и т.д. [51]

Виды гендерных стереотипов: стереотипы маскулинности/фемининности, стереотипы о закреплении профессиональных и семейных ролей в соответствии с полом, стереотипы о различиях в содержании труда[52].

Одним из наиболее распространенных объектов стереопизации является распределение женских и мужских ролей в обществе. Должна ли женщина быть только женой и матерью, или она имеет право, с точки зрения окружающих, и на жизнь за пределами этого замкнутого круга, возможность для реализации в других сферах? Может ли современный мужчина дотянутся до планки, установленной обществом, или же он бесплодно пытается достичь ее на протяжении всей жизни, мучаясь от комплекса неполноценности и нереализованности?

Содержание гендерных стереотипов составляет несколько групп гендерно маркированных качеств.

1) качества, связанные с деятельностью и активностью. Мужчинам приписывается предприимчивость, решительность, настойчивость, потребность в достижении цели, нонконформизм, жажда приключений, отвага, самоконтроль, уверенность в своих силах, стремление к оригинальности, умение делать бизнес; женщинам — пассивность, нерешительность, осторожность, забота о соблюдении норм, конформизм.

2) характеристики, соотносимые с позициями власти и управления. Мужскими качествами считаются стремление к лидерству, амбициозность, властность, сила, объективность, умение принимать решения, реалистичность; женскими — покорность, беспомощность, зависимость, безответственность, слабость, вера в превосходство мужского пола, пристрастность, необъективность.

3) качества, характеризующие когнитивную сферу. Логичность, рациональность, склонность к размышлению, объективность и критичность восприятия приписываются мужчинам; интуиция, иррациональность, нелогичность, некритичность восприятия и даже глупость — женщинам.

4) характеристики эмоциональной сферы: «мужские» хладнокровие, сдержанность, умение отделить рациональные доводы от эмоциональных противопоставляются «женским» эмоциональности, восприимчивости, внушаемости, чувствительности, способности к состраданию.

5) характеристики, связанные с процессом межличностного взаимодействия. Женскими считаются как позитивные качества (отзывчивость, жертвенность, доброта, заботливость, дружелюбие, тактичность, мягкость, нежность, любовь к детям), так и негативные (сварливость, хитрость, коварство и т. д.). В мужском стереотипе присутствуют как прямота, так и коррелирующие с ней бестактность, резкость, как самообладание, взвешенность суждений, справедливость, так и эгоизм, бесчувственность и даже жестокость.

6) стереотипизации подвергается круг социальных ролей мужчин и женщин. Маскулинность традиционно связывается с публичной сферой, с участием в жизни общества, фемининность — с приватной (семья, дом, воспитание детей, быт). Мужчина воспринимается, в первую очередь, как работник и гражданин, а женщина — как жена и мать [53].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 924; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.