Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. История становления и развития западной социологии




Функции социологии.

Социология выполняет многообразные познавательные и практические функции.

Назовем некоторые из них.

Познавательная функция позволяет социологии расширять и конкретизировать знания о сущности общества, его структуре, закономерностях развития. Поскольку социология дает исходные представления об обществе, как целостной системе, часть ее познавательных функций носит методологический характер. Положения социологии имеют методологическое значение для других наук об обществе.

Практическая функция социологии связана с выработкой предложений и рекомендаций направленных на совершенствование социальной жизни. Социолог определяет оптимальный путь решения практических проблем, разрабатывает методы, способы, приемы, процедуры управленческих решений, т.е. разрабатывает социальную технологию.

Прогностическая функция означает, что на основе полученных в процессе конкретных социологических исследований данных можно создавать прогноз развития той или иной области общественной жизни.

Социологические исследования оказывают идеологическое, воздействие. Они привлекают внимание к реальным социальным противоречиям, активизируют деятельность, мобилизуют на качественные преобразования, содействуют формированию социального мышления. В современных условиях, различные политические деятели все чаще обращаются к социологии, ссылаются на социологическую информацию и возникает опасность превращения социологии в инструмент политики. В деятельности социолога большое значение приобретают вопросы профессиональной этики.

Таким образом, идеологическая функция социологии выражается в объективном отражении социальной действительности, нейтральном отношении к классам, слоям, группам;

Социология в качестве самостоятельной науки окончательно сформировалась к середине XIX века.

Основоположником социологии является О. Конт. Социология (или первоначально «социальная физика») по Конту, является теоретической дисциплиной, занимающейся позитивными (т.е. научными, по Конту) исследованиями фундаментальных законов, свойственных общественным феноменам. Социология должна заимствовать у естественных наук объективность, проверяемость, доказательность. «Социальная физика» состояла из 2-х взаимосвязанных частей; социальной статики и динамики. Социальная статика изучает структуру общества, функции его основных институтов, социальная динамика - процессы социальных изменений.

Позитивная теория общественного прогресса и развития общества, а так же взаимоотношения элементов, сохраняющиеся при всех исторических условиях составили социологическую науку.

Общество рассматривается Контом как органическое целое, все части которого взаимосвязаны и могут быть поняты только в единстве. Все общественные институты он рассматривает, прежде всего, с точки зрения их общественных функций и их роли в деле социальной интеграции социального «согласия», кооперации.

С конца ХIХ века получила развитие органическая школа в социологии. В отличие от предшественников, представители этой школы рассматривали общество как аналог природного организма и пытались объяснить социальную жизнь с точки зрения биологических закономерностей. Общество

уподобляется биологическому организму, который развивается на основе всеобщей эволюции..Г. Спенсер большое значение придавал разработке темы социального контроля и его институтов (государства и церкви). Он ввел в научный оборот термин «социальный институт». Всякий социальный институт, представляет собой устойчивую структуру социальных действий, механизмах самоорганизации совместной жизни людей которые и изучает социология.

В западной социологии XIX - начала XX века существовало направление натурализма, пытавшееся объяснить общественную жизнь и поведение человека, распространяя на них закономерности, установленные в физических науках или пыталась свести законы развития общества к биологическим закономерностям естественного отбора.

В конце XIX века усиливаетсяпсихологическая тенденция в социологии, представляющая собой попытку объяснения социальных процессов исключительно психологическими качествами людей. Общественные процессы представители этого направления объясняли действием психологического механизма подражания (Г. Тард), влиянием инстинктов (Мак-Дугалл), иррациональным массовым сознанием толпы (Г.Лебон).

Ф. Тённис считал, что фундаментом организации социальной жизни служат два типа воли:воля сущности и ослабление социальной воли. Все формы социальной жизни Теннис делит на: социальные отношения; группы; корпорации или объединения.

Сознательное, целенаправленное социальное объединение индивидов в процессе их социальных отношении образует группу, корпорация возникает в том случае, если существует внутренняя организация индивидов

Крупнейшим социологом XIX века являетсяКарл Маркс, который вместе с Фридрихом Энгельсом разработал концепцию общественной формации, основанием которой послужило материалистическое понимание истории, согласно которому главной определяющей силой в развитии общества является способ производства материальных благ. Материалистическое понимание истории предлагает рассматривать общество как социальный организм, как единую социальную систему, источник развития и формирования которой заключается, прежде всего, в ней самой. Реализуя системный подход к анализу общества, К. Маркс создает теорию общественно-экономической формации, которая раскрывает взаимосвязи между различными сторонами общества. Историческая смена формаций происходит на основе разрешения противоречий, конфликтов.

На рубеже XIX и XX столетий социологии осознают ограниченность абстрактно-теоретических методов познания. Ставится вопрос о выделении социологии в качестве

самостоятельной целостной науки. Наиболее яркие представители социологии в это время - М. Вебер, Г. Зиммель, Э. Дюркгейм. Их объединяет мысль о принципиальном отличии законов общественного развития от законов природы, о своеобразии социологических методов познания.

Э. Дюркгейм считал, что социальная жизнь, возникала в процессе общения и ассоциации индивидов из фактов взаимодействия и коммуникации. Э. Дюркгейм рассматривает общество как надындивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. Поэтому оно имеет физическое и моральное превосходства над индивидами. Главной силой, созидающей общество как целое и способствующей его сохранению, является разделение труда. Оно создает общественную связь в современном обществе. Предмет социологии составляет рассмотрение социальных фактов, которые существуют объективно от индивида, но оказывают на него принудительное воздействие. Дюркгейм подчеркивал, что именно они являются «элементами социальной реальности и их совокупность есть общество»:

М. Вебер считал, что суть всех форм социальной жизни составляет тот субъективный смысл, которым мы их наделяем. Методом изучения этого субъективного смысла должно быть «понимание» - субъективная процедура раскрытия сущности социальной реальности.

Для Г. Зиммеля общество представлялось как процесс социального взаимодействия людей, устойчивыми формами взаимодействия между ними являются мода, соревнование, конфликт и т.д.

Продолжили европейские традиции в социологии американские школы: такие как структурный функционализм Т. Парсонса и Р. Мертона, символический интеракционизм Дж. Г. Мида, теории социального обмена и социального конфликта, феноменологии и этнометодологии.

Интенсивному развитию американской социологии способствовали принципы свободы научного исследования от ценностей, прагматизма и приоритета эмпирических исследований. Большое влияние на развитие науки оказала Чикагская школа социологии, которая соединила эмпирические исследования с теоретическими обобщениями. Выработка прикладных рекомендаций по воздействию на поведение и установки людей явилась предметом индустриальной социологии.

Согласно функциональному подходу общество - это единый организм, который состоит из частей, элементов, выполняющих определенные функции. Последние направлены на удовлетворение общественных потребностей и обеспечивают целостность и устойчивость общества. Общественные процессы и явления можно объяснить, анализируя их функции в общественной системе. Общество сохраняет устойчивость, поскольку реализуются все необходимые для социального организма функции, в том числе функция социального контроля. По Т. Парсонсу, существует четыре основных функции социальной системы: адаптация, целедостижение, интеграция и воспроизводство структуры, которые обеспечиваются различными подсистемами общества. Так, внутри социальной системы функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения - политическая подсистема, функцию интеграции – правовые институты и обычаи, воспроизводства структуры - система верований, мораль, институты образования, воспитания и др. Целостность общества достигается путем интеграции общепринятых социальных ценностей и норм. Парсонс определяет общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы

и ценности.

Р. Мертон вводит понятие дисфункции, т.е. разрушающей функции, и скрытых (латентных) функций. По Мертону, одни и те же элементы могут быть функциональными по отношению к одним системам и дисфункциональными по отношению к другим. Дисфункции преодолеваются в процессе постепенных изменений.

Широкое распространение получил методологический подход к анализу общества с позиций теории конфликта. Основные идеи конфликтного подхода были сформулированы еще К. Марксом, который считал, что социальное неравенство, присущее обществу, неизбежно порождает конфликты и неустойчивость общества. В этом плане общими чертами общества являются не устойчивость и согласие, а господство, конфликт, подавление. Конфликт возникает, ибо люди в соответствии с их экономическим положением разделены на противоположные и антагонистические классы. Классовая борьба пронизывает всю историю, ее обострение приводит к революционному взрыву. Дальнейшее развитие конфликтологическая парадигма получила у М. Вебера, Р. Дарендорфа, Л. Козера. М. Вебер говорит о трех линиях социального неравенства: богатстве, престиже и власти. Р. Дарендорф главную причину конфликта видит во власти одних групп над другими.

Существует ряд теорий, которые считают, что принцип функционирования общества можно объяснить только через совокупность индивидуальных действий, через интеракцию, взаимодействие индивидов. Это, прежде всего, теория социального обмена Дж. Хоманса, теория справедливого обмена Дж. Адамса, Дж. Уолтера и др., теория символического интеракционизма Дж. Мидаи Г. Блумера.

Дж. Хоманс считает, что взаимодействие людей можно понять на основе принципа поощрения, и наказания. Сторонники теории справедливого обмена придают особое значение справедливому характеру вознаграждения. Согласно теории символического интеракционизма люди наделяют воздействующие на них стимулы определенным значением и реагируют на эти значения, символы, а не на стимулы. Г. Горфинкель разработал теорию этнометодологии, которая требует изучения принятых на веру правил и понятий, определяющих поведение людей.

В 70-90-х годах в западную социологию приходит понимание необходимости сочетания различных методологических подходов, направлений социологического анализа, переход от описательности фактов к аналитическим обобщениям. Нормой становится синтезирование, а не полемическое теоретизирование. Примером такого синтезирования принято считать концепцию многомерности Дж. Александера, концепцию структурализации Э. Гидденса, теорию социальной коммуникации Ю. Хабермаса, теорию социального становления П. Штомпки.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 989; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.