Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Подготовка аудиторской проверки




ЛЕКЦИЯ

Спорт.

Современный спорт – сложное социальное явление, претендующее на особое место в общественной жизни и требующее отдельного изучения.

В настоящее время спорт развивается по следующим направлениям:

− базовый спорт (включает спорт в общеобразовательных и детских

юношеских спортивных школах и высших учебных заведениях);

− спорт высших достижений (ориентирован на максимальные результаты, на

получение чемпионских званий, на установление новых рекордов);

− профессионально – прикладной спорт (предусматривает прикладную

подготовку к профессиональной деятельности);

− рекреативный спорт (предусматривает участие в соревнованиях в целях

активного отдыха, досуга, развлечения).

 

Спорт высших достижений – деятельность, направленная на удовлетворение интереса к определенному виду спорта, на достижение высоких спортивных результатов, которые получают признание в обществе, на повышение, как собственного престижа, так и престижа команды, а 8з на высшем уровне – престижа Родины. Спортивная деятельность здесь становится основной на всю жизнь или на определенный ее период. Отсюда ежедневные и многоразовые тренировки, строгие режимы сна, питания, применение специальных восстановительных средств.

 

Роль спортивного клуба и общественных организаций в развитии физической культуры и спорта в вузе. Для организации массовой физической культуры, руководства спортивными секциями, организации всевозможных оздоровительных групп, организации и проведения соревнований внутри университета и направления сборных команд университета на соревнования различных рангов при вузах созданы спортивные клубы, которые, являясь основным звеном спортивной работы, тесно взаимодействуют с кафедрой физического воспитания. Деятельность клубов осуществляется на основании Устава СК. Спортклуб активно участвует в общественно-политической жизни вуза. Цель деятельности спортивного клуба в вузе: · - вовлечение студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников вуза и членов их семей в систематические занятия физическими упражнениями и спортом;
  • воспитание физических и морально-волевых качеств, укрепление здоровья, снижение уровня заболеваемости;
  • взаимодействие с ректоратом, деканами факультетов по вопросам физического воспитания;
  • организация массовых факультативно-спортивных мероприятий в вузе;
  • создание спортивных секций и команд по видам спорта;
  • пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни;
  • ведет подготовку студентов к сдаче Государственных тестов и спортивных разрядов.
Главная задача СК - создание благоприятных условий (возможностей) для удовлетворения многообразных интересов студентов в области физической культуры и спорта. В тесной взаимосвязи со спортивным клубом и кафедрой физического воспитания работает профком, который оказывает большую поддержку студентам и сотрудникам университета в проведении оздоровительной работы, приобретения спортивного инвентаря, выделении денежных дотаций на питание и оздоровление.   Л И Т Е Р А Т У Р А. Основная литература. 1. Физическая культура студента: учебник для студентов вузов/ под общ. ред. В. И. Ильинича. – М.: Гардарики, 2007.   Дополнительная литература. 1. Физическая культура студента: учебник для студентов вузов / под общ. ред. В. И. Ильинича. – М.: Гардарики, 2003.   2. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Н.Гогунов, Б.И.Мартьянов. – 2-е изд., дораб. – М.: Изд. центр «Академия», 2004.  

3. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений / Л. П. Матвеев. – 3-е изд. – СПб.: Лань, 2003.

 

4. Терминология спорта: Толковый словарь спортивных терминов / сост.

Ф.П. Суслов, Д. А. Тышлер. – М.: СпортАкадемПресс, 2007.

 

5. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред.

Ю. Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003.

 

6. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

 

7. Физическая культура и здоровье: учебник / под ред. В. В. Понамаревой. –

М.: ГОУ ВУНМЦ, 2001.

 

Раздел I. Теоретические основы аудита

Вопрос 1. Понятие, цели и задачи аудиторской деятельности,

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность, аудит — это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.

Аудитор (от лат. auditor — слушатель, ученик, последователь) — лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период. Аудитор отличается от ревизора по своей сущности, по подходу к проверке документации, по взаимоотношениям с клиентом, по выводам, сделанным по результатам проверки, и т.д.

Понятие аудита значительно шире таких понятий как ревизия и контроль. Аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и, а это не менее важно, разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения: прибыли. Аудит можно определить как своеобразную экспертизу бизнеса.

Аудиторская деятельность включает помимо проверок оказание различного рода услуг: ведение и восстановление учета, консультации по вопросам ведения учета, налогообложения, обучение и др. Виды и методы контроля

Рассмотрим основные виды и методы контроля, применяемые для осуществления финансового контроля и аудиторских проверок.

Существуют различные принципы их классификации. I. По организационным формам (по субъектам проведения) контроль подразделяется: на:

• государственный;

• ведомственный (внутриведомственный);

• вневедомственный;


* аудиторский (независимый);

• внутрихозяйственный.

Государс твенный контроль преимущественно осуществляется го­сударственными органами контроля и управления, а также органами законодательной власти.

Ведомственный ( внут риведомстве нный) контроль проводится министерствами, комитетами, департаментами и другими органами государственного управления за деятельностью подведомственных им предприятий (объединений), организаций и учреждений. Обычно такой контроль реализуется путем проведения ревизий и тематических проверок.

Вневедомственный контроль осуществляется, например, Департаментом государственного финансового контроля МФ РФ в отношении различных предприятий и организаций в виде ревизий производственно-хозяйственной деятельности. Аудит также представляет форму вневедомственного контроля, но он, кроме того, является независимым контролем.

Аудито рский к онт роль за деятельностью организаций проводится аудиторскими фирмами, имеющими лицензию на право заниматься аудиторской деятельностью.

Внут рихозяйственный (внут ренний) контроль за деятельностью филиалов, цехов, участков, бригад, отделов, служб и других внутрихозяйственных формирований ведется на предприятиях их руководителями, специалистами, штатными контролерами-ревизорами (аудиторами).

II. В зависимости от времени проведения контроль подразделяется

на

• предварительный,

• текущий (оперативный),

• последующий.

Предварительный контроль проводится до принятия управленческих решений

и совершения хозяйственных операций. Он носит профилактический,

упреждающий характер. Его субъектами могут быть внутрихозяйственные

планы, бизнес-планы, проектно-сметная документация, документы на выдачу

денежных средств, на отпуск продукции и др. Цель предварительного контроля —


предупредить незаконные действия должностных лиц, незаконные и экономиче­ски нецелесообразные хозяйственные операции.

Предварительный контроль полезен и необходим на всех уровнях управления. Он способствует предотвращению непроизводительных расходов, неправильному оформлению документации хозяйственных операций.

Текущий контроль, как правило, организуется в процессе совершения различных хозяйственных операций. Именно поэтому текущий контроль называют также оперативным контролем. И действительно, этому виду контроля присуща максимальная оперативность. Субъекты текущего контроля значительно более разнообразны, чем предварительного.

Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных операций. Количество объектов последующего контроля определяется самим проверяющим исходя из различных факторов:

задач и целей проверки, финансовых затрат на его осуществление и др. Последующий контроль применяется и при проведении ревизии, и при организации аудиторской проверки.

В качестве субъектов последующего контроля выступают различные финансовые и налоговые органы, органы валютного и таможенного контроля и др. Среди субъектов последующего контроля внешний аудит занимает особое место.

III. В зависимости от источников информации контроль подразделяется на

• документальный и

• фактический.

Документальный контроль предусматривает использовать первичные документы для установления достоверности и законности совершения хозяйственных операций, составления учетных регистров и отчетности.

Фактическим является контроль, при котором количественное и качественное состояния проверяемого объекта устанавливаются путем обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания, лабораторного анализа и

других способов проверки фактического состояния объектов. К объектам фактического контроля относятся: наличные деньги в кассе, основные средства,


товарно-материальные ценности, готовая продукция, выполненные работы и услуги.

Документальный и фактический контроль тесно взаимосвязаны и зачастую используются совместно, позволяя установить действительное состояние объекта проверки.

Применяемые методы контроля и система контрольных действий позволяют организовать проверку, используя для этих целей ревизии, аудит, тематическую проверку, следствие, служебное расследование.

Ревизия — это система контрольных действий, осуществляемых ревизионной группой или ревизором, за деятельностью подведомственных предприятий, при которой устанавливается законность, достоверность и экономическая целесообразность совершенных хозяйственных операций, а также правильность действий должностных лиц, участвовавших в их проведении. Ревизия проводится одновременно с внутриведомственным контролем, при организации финансового государственного контроля и др.

Аудит — независимая экспертиза состояния бухгалтерского учета, финансовых отчетов и бухгалтерских балансов.

Тематическая проверка — это проверка определенной темы (задачи) производственной или финансово-хозяйственной деятельности предприятия или организации, например, проверка организации учета товарно-материальных ценностей; сохранности денежных средств и ценных бумаг и др.

Следствие представляет собой процессуальное действие, в ходе которого устанавливают виновность отдельных лиц в совершении тех или иных нарушений, связанных с присвоением денежных средств, материальных ценностей, бесхозяйственностью и совершением должностных злоупотреблений. Следствие осуществляется судебно-следственными органами и регулируется особым процессуальным законодательством.

Служебное расследование предусматривает проверку соблюдения

работниками предприятия должностных обязанностей, а также соблюдение

должностных документов, регулирующих производственные отношения. Оно

проводится специальной комиссией, создаваемой приказом руководителя

предприятия в случаях выявления хищений, недостач, потерь, порчи


 

материальных ценностей и в других случаях.

Приведенные классификации показывают разнообразие подходов к понятиям видов и методов контроля и, не будучи исчерпывающими, дают общее представление о подходах к этой проблеме. Различают внешний и внутренний аудит.

Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.

Внешний аудит в Российской Федерации с точки зрения направлений аудиторской деятельности и отраслевых особенностей подразделяется на общий аудит, страховой аудит, аудит банков, аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.

Внутренний аудит представляет собой независимую деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в интересах руководителей. Цель внутреннего аудита — помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренний аудит проводят аудиторы, работающие непосредственно в данной фирме. В небольших организациях может и не быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего аудита можно пору­чить ревизионной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах.

Аудит бывает инициативным (добровольным ), когда он проводится по решению руководства предприятия или его учредителей, или обязательным, если его проведение обусловлено прямым указанием в федеральном законе или постановлении Правительства РФ.

Основная цель инициативного аудита — выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего объекта и помочь ему в организации учета и отчетности.

Инициативный аудит проводится обычно по решению руководства

экономического субъекта. Цели инициативного аудита могут быть самыми

различными: контроль и анализ состояния бухгалтерского учета в целом или

отдельных его разделов; выявление состояния финансовой отчетности; организация

делопроизводства по бухгалтерскому учету; оценка применяемых средств и методов


автоматизации учета; оценка состояния расчетов по налогообложению и др.

Проведение инициативного аудита может быть обусловлено несколькими причинами.

Во-первых, многие предприятия, особенно экс-государственные, ранее подвергавшиеся тщательному внутриведомственному контролю, прошедшие в последние годы процедуру приватизации и акционирования и превратившиеся в акционерные общества, лишились контроля со стороны специальных органов. Во-вторых, текучесть бухгалтерских кадров, которая, в свою очередь, вызывается различными обстоятельствами — недостаточно высокой оплатой, нежеланием руководства новых экономических структур относиться к главному бухгалтеру как к одному из основных контролеров за законностью хозяйственных операций и др.

В-третьих, низкая квалификация бухгалтерских кадров на некоторых предприятиях, особенно на вновь образованных.

Инициативный аудит может быть как комплексным, так и те-матическим. При тематическом аудите контролю и анализу подвергаются только отдельные разделы и участки учета. Различной может быть и глубина проверки: полная и сплошная проверка данных учета, начиная с первичных документов, проведение инвентаризации активов и обязательств, выборочная проверка данных первичного учета или только данных, содержащихся в учет­ных регистрах и отчетности.

Если инициативный аудит носит комплексный характер, то охватывает все приведенные выше цели. Методика проведения инициативного аудита не отличается от проведения обязательного аудита.

Обязате льный аудит в нашей стране проводится в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» (подробнее см. гл. 3). Аудит по специальным аудиторским заданиям проводится по проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности, качественного состояния имущества, юридической и экономической экспертизы договоров (контрактов), регулирующих гражданско-правовые отношения, эффективности использования капитала и другим вопросам, непосредственно связанным с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта.


Порядок проведения аудита по специальным аудиторским заданиям: и его виды определены в российском правиле (стандарте) «Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям».

К таким видам: услуг можно отнести аудит по проверке отдельных статей отчетности, например состояния дебиторской и кредиторской задолженности, наличия и состояния материально-производственных запасов, основных средств. Сюда относятся и такие услуги. как:

• заключение по специальному аудиторскому заданию по юридической и
экономической экспертизе договоров, регулирующих гражданско-правовые
отношения;

• заключение по специальному аудиторскому заданию о бухгалтерской
отчетности, составленной в соответствии с принципами бухгалтерской отчетности,
отличными от российских правил бухгалтерского учета;

• заключение по специальному аудиторскому заданию об отчете,
подготовленном за ряд смежных лет;

• заключение по специальному аудиторскому заданию, полученному от
государственных органов.

Поскольку аудит — деятельность предпринимательская, направленная на извлечение прибыли, аудиторы должны применять такие методы: проверки, которые позволили бы максимально сократить время на проведение проверки, не снижая качества.

Системно-ориентированный аудит предусматривает наблюдение систем, которые контролируют операции. Развитие аудита на данной стадии привело к тому, что аудиторы стали проводить экспертизу на основе внутреннего контроля. При хорошей работе системы внутреннего контроля облегчается проведение внешнего аудита.

Аудит, базирующийся на риске, — такой вид аудита, когда проверка может проводиться выборочно исходя из условий работы предприятия, в основном узких мест (критических точек) в его работе. Сосредоточив аудиторскую работу в областях с более высоким риском, можно сократить время, затрачиваемое на проверку областей с низким риском. Те, кто полагается на суждение аудиторов,


считают, что это может обеспечить более эффективную в отношении затрат проверку.

IV. По объекту изучения принято выделять три вида аудита:

финансовый, на соответствие и операционный.

Финансовый аудит (аудит финансовой отчетности) предусматривает оценку достоверности финансовой информации. В качестве критериев оценки обычно выступают общепринятые принципы организации бухгалтерского учета. Финансовый аудит проводится преимущественно независимыми аудиторами, результатом работы которых является заключение относительно финансовых отчетов. По форме и содержанию финансовый аудит наиболее близок к аудиту, осуществляемому в России.

Аудит на соответствие предназначен для выявления соблюдения предприятием конкретных правил, норм, законов, инструкций, договорных обязательств, которые оказывают воздействие на результаты операции или отчеты. В процессе такой проверки устанавливают, соответствует ли деятельность предприятия его уставу, правильно ли начисляются средства на оплату труда, обоснованно ли производится начисление и уплата налогов и др. Проверки на соответствие требуют установления соответствующих критериев для оценки финансовой отчетности.

Операционный аудит используется для проверки процедур и методов функционирования предприятия, для оценки производительности и эффективности. Его можно эффективно использовать для контроля за выполнением бизнес-планов, смет, различных целевых программ, работой персонала и др. Иногда такой аудит называют аудитом эффективности работы предприятия или деятельности администрации.

В зависимости от намеченных целей операционный аудит проводится: на межотраслевом, отраслевом, внутрихозяйственном уровне; внешними или внутренними аудиторами; в интересах внешних либо внутренних пользователей.

V. По периодичности осуществления аудиторских проверок
различают первоначальный и периодический аудит.


Первоначальный аудит — аудит, который впервые проводится на данном

предприятии (организации).

Периодический (повторяющийся) аудит проводится на данном предприятии, как правило, ежегодно. Это позволяет установить длительное сотрудничество между аудитором и клиентом, повысить качество проверок, дать более объективную оценку экономического субъекта и его деятельности.

Приведенная классификация не является исчерпывающей. Расширение и углубление сферы применения аудиторских услуг позволит определить новые виды и направления аудиторской деятельности.

Основные цели и задачи аудиторской деятельности приведены в ст. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

Основная цель аудита — выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

В целом приведенное определение бухгалтерской отчетности соответствует трактовке международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и российских положений по бухгалтерскому учету. Так, в МСФО отмечается, что «финансовая отчетность должна давать достоверное представление руководства по тому, как выполнять требование о достоверном представлении и

дополнительные указания для определения исключительно редких обстоятельств, в которых необходимо отступление» (МСФО, [8, С. 70]). Аналогичное определение содержится и в российском ПБУ 4/99, где подчеркивается, что «достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по


 

бухгалтерскому учету».

В федеральном законе «Об аудиторской деятельности» отмечено, что аудит не подменяет государственного контроля за достоверностью финансовой

(бухгалтерской) отчетности, т.е. других форм финансового контроля, существующих в РФ на законных основаниях.

Вопрос 2. Обязательный аудит

Экономические субъекты, подлежащие обязательному аудиту

В соответствии со ст. 13 Закона РФ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. (в ред. Федерального закона № 32-ФЗ от 28 марта 2002 г.) бухгалтерская отчетность коммерческих организаций должна включать в себя аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Ст. 7 «Обязательный аудит» Федерального закона «Об аудиторской деятельности» определяет обязательный аудит как ежегодную обязательную аудиторскую проверку ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

1) организация имеет организационно-правовую форму открытого
акционерного общества;

2) организация является кредитной организацией, страховой организацией или
обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей,
инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником
образования средств которого служат предусмотренные законодательством
Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими
и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого
выступают добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от


реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса

превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда; 4) организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если объем выручки организации от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации МРОТ или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законода­тельством Российской Федерации МРОТ.

Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены. Однако перечень субъектов обязательного аудита должен осуществляться в отношении других организаций или индивидуальных предпринимателей, если предусмотрен федеральным законом.

Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями, аудиторы-предприниматели проводить обязательный аудит не могут.

Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита

Условия подготовки письма-обязательства. Подготовка письма-обязательства проводится в соответствии с российским правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита».

Цель письма — регламентация обязательств экономического субъекта и аудиторской организации или аудитора, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, на этапе заключения соглашения о проведении аудиторской проверки.

Письму-обязательству должно предшествовать официальное предложение экономического субъекта с просьбой об оказании ему аудиторских услуг.

После этого обычно аудитор проводит предварительное планирование и знакомство с организацией клиента. Предварительное планирование позволяет аудитору определить объем предстоящих работ, примерно оценить их стоимость, сделать письмо-обязательство более деловым и конкретным. В правиле (стандарте) указано, что для соглашений между аудиторской организацией и экономическим субъектом письмо-обязательство является офертой.

Письмо-обязательство аудиторской организации, направленное экономическому субъекту, документально подтверждает согласие на проведение аудита или принятие предложения о назначении ее официальным аудитором этого экономического субъекта. Письмо-обязательство направляется исполнительному органу экономического субъекта.

Форма и содержание письма-обязательства. Письмо-обязательство должно содержать:

• условия аудиторской проверки;

• обязательства аудиторской организации;

• обязательства экономического субъекта.

В письме-обязательстве должны быть также приведены ссылки на


законодательные акты и нормативные документы, на основании которых проводится аудит (российские законы, правила и инструкции, касающиеся порядка ведения бухгалтерского учета, подготовки бухгалтерской отчетности и порядка ведения аудита). В некоторых случаях могут быть указаны международные стандарты бухгалтерского учета, выпускаемые Международным комитетом по стандартам учета (International Ассоuntinq Standards Соmmitее — IАSС). Однако аудит может проводиться и по международным стандартам аудита, выпускаемым Международной федерацией бухгалтеров (International Federationof

Accountants-IFAC).

В этих случаях можно использовать для подготовки письма-обязательства стандарт МСА № 210 «Условия аудиторских заданий».

В правиле (стандарте) указано, какие обязательства аудиторской организации должны быть приведены в письме-обязательстве. Сюда входят виды отчетности аудиторской организации по результатам работы.В письме-обязательстве должна

содержаться информация об ответственности аудиторской организации за оказываемые услуги, о необходимости сохранения коммерческой тайны и наличии риска не обнаружения существенных неточностей или ошибок в бухгалтерском учете и отчетности. Обычно соответствующие пункты письма-обязательства готовятся в строгом соответствии с Федеральным законом РФ «Об аудиторской деятельности» и правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Здесь также содержатся указания на то, какие обязательства должен взять на себя экономический субъект: ответственность за полноту и достоверность учета и отчетности, обеспечение доступа аудиторов ко всей необходимой информации, возможное направление запросов к контрагентам по вопросу подтверждения величины взаимозадолженности, а также неоказание давления на аудиторскую организацию.

В соответствии с правилом (стандартом) аудитор может не направлять письмо-обязательство повторно и в следующем году работать в соответствии с условиями прошлогоднего письма-обязательства. Тем не менее, существуют случаи, когда он должен оговорить условия работы с клиентом еще раз.


Рекомендуется следующая форма письма-обязательства аудиторской организации о согласии на проведение аудита:

Образец Бланк или угловой штамп аудиторской организации

Официальное наименование экономического субъекта, фамилия, имя, отчество и должность ответственного лица

Исходящий №(...), дата подписания

ПИСЬМО-ОБЯЗАТЕЛЬСТВО О СОГЛАСИИ НА ПРОВЕДЕНИЕ

АУДИТА

Уважаемый (...).

Настоящим официально подтверждаем принятие Вашего предложения о проведении аудиторской проверки бухгалтерской отчетности

(наименование экономического субъекта)

Согласно действующим положениям и нормам аудита проверке будут подвергнуты бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, при­ложения к балансу, регистры бухгалтерского учета и отдельные первичные

документы за ____________________________

(период, за который проводится аудит)

Аудит проводится нами в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации______

(указываются законодательные и нормативные акты, регулирующ ие аудиторскую

деятельность и порядок составления бухгалтерской отчетности) Целью аудита является выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности

_____________________________ за__________________

(наименование экономического субъекта) (данный год или иной отчетный


период)

во всех существенных аспектах. В ходе аудита будет также проверена дея­тельность

(дается перечень филиалов, подразделений и дочерних фирм экономического субъекта, внутреннего контроля, в реализации которых надеемся на помощь работников Вашей организации.

Ввиду большого объема подлежащих аудиту документов, выборочного характера тестов и других свойственных аудиту ограничений имеется опре­деленный риск необнаружения отдельных ошибок и неточностей. Мы сделаем все чтобы свести данный риск к разумному минимуму, но (как это общепринято в аудите) гарантировать абсолютную точность выводов не можем О выявленных отклонениях в бухгалтерском учете и отчетности от установленного порядка, равно как об обнаруженных нами фактах преднамеренных искажений бухгалтерской отчетности, Вы будете проинформированы нашим письменным отчетом.

Кроме того, мы можем оказать Вам следующие дополнительные услуги
по Вашему поручению------------------------------------------

(дать перечень)

Мы будем нести ответственность по оказываемым услугам в порядке, определенном действующим законодательством об аудиторской деятельности и договором на проведение аудита. Мы берем на себя обязательство по соблюдению коммерческой тайны Вашей организации. Напоминаем Вам об ответственности исполнительного органа

(наименование экономического субъекта)

за составление бухгалтерской отчетности, включая соответствующее отражение первичных данных учета, обеспечение адекватности бухгалтерских записей и внутреннего контроля, выбор и применение учетной политики.

Мы просим от руководства__

(наименование экономического субъекта)

письменного подтверждения достоверности и полноты представленной для аудита


информации.

Надеемся на всестороннее сотрудничество с Вашим персоналом и на то, что в наше распоряжение будут предоставлены бухгалтерская документация, компьютерные базы данных и. любая другая информация, необходимая нам для проведения полноценной аудиторской проверки.

Вашей обязанностью также является направление в адреса дебиторов и кредиторов писем о подтверждении (неподтверждении) ими соответствующей задолженности по предоставленному нами перечню.

Рассчитываем, что на наших сотрудников не будет оказываться давление в любой форме с целью изменения нашего мнения о достоверности Вашей бухгалтерской отчетности. Нарушение данного условия является согласно принятым в аудите нормам основанием для досрочного прекращения нами договора на проведение аудита.

Стоимость оказываемых услуг определяется в зависимости от времени, требуемого для проведения аудита, исходя из почасовых ставок, применяемых

(наименование аудиторской организации)

Оплата отдельных видов работ может изменяться в соответствии со степенью ответственности, опытом и требуемым уровнем квалификации ауди торов. Порядок и сроки осуществления расчетов будут определены в договоре на проведение аудита.

Просим Вас подписать и вернуть приложенную копию данного письма с указанием ее соответствия Вашему пониманию соглашений по аудиту достоверности бухгалтерской отчетности или направить нам замечания по его содержанию.

Руководитель аудиторской организации (Подпись, фамилия, и., о., должность, дата)

С условиями проведения аудиторской проверки достоверности бухгалтерской отчетности согласен.

Руководитель исполнительного органа экономического субъекта (Подпись, фамилия, и., о., должность, дата)


 

Вопрос 4. Определение объема проверки

Порядок определения объема аудиторской проверки установлен федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Цель и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности». (Утвержден Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696.)

В случае отклонения при выполнении конкретного задания от обязательных требований данного правила (стандарта) аудиторская организация в обязательном порядке должна отметить это в своей рабочей документации и в письменном отчете заказавшему аудит руководству экономического субъекта.

Термин «объем аудита» относится к аудиторским процедурам, которые считаются необходимыми для достижения цели аудита при данных обстоятельствах.

При обязательном аудите проверка выполняется комплексно; проверке подвергаются все филиалы и подразделения, все виды деятельности и все счета бухгалтерского учета. Объем работ зависит от объема и степени глубины проверки по каждому конкретному направлению.

Аудиторской организации при определении объема аудита следует исходить из требований нормативных документов, регламентирующих аудиторскую деятельность, положений договора аудиторской организации с экономическим субъектом и конкретных особенностей проверки с учетом полученных знаний о деятельности экономического субъекта.

Аудиторская организация должна и вправе самостоятельно принимать решения о видах, количестве и глубине проведения аудиторских процедур; затратах времени; количестве и составе специалистов, требующихся для осуществления полноценной аудиторской проверки и подготовки обоснованного аудиторского заключения. Основные мероприятия, проводимые в ходе аудита, включают:

• планирование аудита;

• получение аудиторских доказательств;

• использование работы других лиц и контакты с руководством


экономического субъекта, третьими сторонами;

• документирование аудита;

• обобщение выводов, формирование и выражение мнения о
бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Аудиторская проверка планируется на основе достигнутого аудиторской организацией понимания деятельности экономического субъекта. Цель планирования состоит в том, чтобы организовать эффективную и экономически оправданную проверку. На этапе планирования необходимо определить стратегию и тактику аудита, сроки его проведения; разработать общий план и программу аудита. При выполнении указанных работ аудиторская организация должна руководствоваться федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Планирование аудита».

В ходе аудита, как правило, из нескольких источников и разными методами должно быть получено достаточное количество качественных аудиторских доказательств, которые могут служить основой для формирования мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. При проведении аудита следует соблюдать рациональное соотношение между затратами на сбор аудиторских доказательств и полезностью извлекаемой информации. Сложность и трудоемкость осуще­ствления той или иной процедуры не могут считаться основанием для отказа от нее, если необходимость проведения данной процедуры обусловлена обстоятельствами проверки.

При получении аудиторских доказательств аудиторская организация должна руководствоваться федеральным правилом (стандартом) «Аудиторские доказательства» и российскими правилами (стандартами) аудиторской деятельности «Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности», «Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроя в ходе аудита», «Аналитические процедуры», «Аудит оценочных значений в бухгалтерском учете», «Учет операций со связанными сторонами в ходе аудита», «Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта». Там, где это применимо в соответствии


с обстоятельствами проверки, следует исходить из положений правил (стандартов) аудиторской деятельности «Аудит в условиях компьютерной обработки данных» и «Аудиторская выборка».

В случае обнаружения искажений бухгалтерской отчетности или нарушений требований законодательства аудиторская организация должна выполнять требования федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности «Существенность в аудите» и российских правил (стандартов) «Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности», «Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита», «Применимость допущения непрерывности деятельности».

Для достижения целей аудита может быть использована работа других лиц: ассистентов аудитора, привлеченных экспертов, внутренних аудиторов, других аудиторских организаций. При этом аудиторской организации следует рассмотреть результаты выполненной ими работы в контексте проведенных аудиторами процедур, а также оценить возможность использования результатов работы других лиц в качестве достоверных аудиторских доказательств или базы для получения таких доказательств. Привлечение других лиц к аудиторской проверке не снимает с аудиторской организации от­ветственности за выражаемое мнение о бухгалтерской отчетности экономического субъекта и не уменьшает этой ответственности.

При использовании в ходе аудита работы других лиц и различных контактах аудиторская организация должна руководствоваться российскими правилами (стандартами) аудиторской деятельности «Использование работы эксперта», «Изучение и использование работы внутреннего аудита», «Использование работы другой аудиторской организации».

В ходе аудита документируются основные аспекты проведенной работы, сделанные выводы и другие существенные вопросы, имеющие значение для подготовки аудиторского заключения, а также для доказательства высокого качества ведения аудита. Рабочая документация аудита должна быть достаточно полной и убедительной, чтобы служить подтверждением правильности мнения аудиторской организации о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.


При оформлении хода аудита необходимо руководствоваться положениями федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности «Документирование аудита».

На этапе подготовки заключения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта аудиторская организация обязана обобщить и оценить выводы, сделанные на основе полученных данных. При этом следует исходить из критериев соблюдения нормативных требований при подготовке экономическим субъектом бухгалтерской отчетности и ее соответствия тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта. Аудиторское заключение должно содержать четко выраженное мнение о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Безусловно-положительное аудиторское заключение свидетельствует о том, что аудиторская организация считает бухгалтерскую отчетность экономического субъекта достоверной во всех существенных отношениях. Если составляется условно-положительное или отрицательное аудиторское заключение либо оформляется отказ от выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономи­ческого субъекта, то должны быть указаны обстоятельства, которые привели к тому или иному решению аудиторской организации.

При подготовке итоговых документов аудита аудиторской организации следует руководствоваться федеральным правилом (стандартом) «Аудиторское заключение о финансовой (бухгалтерской) отчетности» и российскими правилами (стандартами) «Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита», «Дата подписания аудиторского за­ключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности», «Применимость допущения непрерывности деятельности».

Вопрос 5. Подготовка к заключению договора на проведение аудиторской проверки

Для того чтобы снизить аудиторский предпринимательский риск, т.е. риск неудачи аудиторской проверки, аудиторские организации должны иметь


надежные критерии оценки потенциальных клиентов, в том числе для включения в текст договора определенных дополнительных условий. Неудачный, непродуманный, опрометчивый выбор клиента может привести к значительным финансовым и моральным издержкам, нанести ущерб репутации аудиторской организации.

Аудиторская организация должна собрать объективную информацию о потенциальном клиенте. Источниками такой информации могут быть: средства массовой информации — газеты, журналы, радио, телевидение и др.; банки; страховые организации; деловые партнеры потенциального клиента; другие источники.

В процессе принятия решения о начале работы с новым экономическим субъектом необходимо выяснить:

1) характер взаимоотношений потенциального клиента с налоговыми
органами, банками, страховыми организациями, акционерами и другими
пользователями его отчетности;

2) причины, побудившие экономический субъект обратиться к
услугам аудиторской организации (особенно в случае инициативного аудита);

 

3) причины, побудившие потенциального клиента сменить аудиторскую
организацию, если этот факт имеет место;

4) объем и характер нарушений порядка ведения бухгалтерского
учета, составления бухгалтерской отчетности, хозяйственного законодательства
Российской Федерации при осуществлении финансово-хозяйственной
деятельности, недостатков организации системы
внутреннего контроля, выявленных предыдущими аудиторскими
проверками и проверками налоговых органов. Если экономический
субъект ранее проверялся аудиторскими организациями, он должен
представить новому аудитору копии письменной информации аудитора
руководству по результатам аудита не менее чем за три финансовых года,
предшествующих планируемой проверке;

5) виды деятельности экономического субъекта и наличие лицензий на них,
если какие-либо из них подлежат обязательному лицензированию;


6) наличие всей документации, необходимой для проведения
проверки — первичных документов, регистров аналитического и
синтетического учета, бухгалтерской отчетности по всем филиалам
и подразделениям, а также по всем видам деятельности;

7) происходила ли в течение отчетного периода, за который
планируется проведение аудиторской проверки, смена руководства
экономического субъекта, главного бухгалтера, иного персонала;

8) не планирует ли предприятие в ближайшее время существенно
сократить объемы производства продукции (работ, услуг),
объявить о банкротстве, ликвидироваться.

Если результаты проведенной работы указывают на то, что аудиторский профессиональный риск аудиторской организации будет слишком высоким при работе с данным клиентом, а проверка слишком трудоемкой, договор может быть не заключен.

Вопрос 6. Предварительный этап планирования

На этапе предварительного планирования аудитор должен получить информацию о:

• внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность
экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в
стране (регионе) в целом и ее отраслевые особенности;

• внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность
экономического субъекта, связанных с его индивидуальными
особенностями;

 

• организационно-управленческой структуре экономического субъекта;

• видах деятельности;

• структуре капитала и курсе акций;

• технологических особенностях;

• уровне рентабельности;

• основных контрагентах экономического субъекта;

• порядке распределения прибыли, остающейся в распоряжении


экономического субъекта;

• существовании дочерних и зависимых организаций;

• системе внутреннего контроля;

• принципах формирования оплаты труда персонала.

Основными источниками информации об экономическом субъекте служат:

• устав экономического субъекта;

• документы о регистрации экономического субъекта;

• протоколы заседаний совета директоров, учредителей, собраний акционеров
либо других аналогичных органов управления экономического субъекта;

• документы, регламентирующие учетную политику;

• бухгалтерская и статистическая отчетность;

• документы планирования деятельности экономического субъекта (планы,
сметы, проекты);

• контракты, договоры, соглашения экономического субъекта;

• отчеты аудиторов, консультантов;

• внутрифирменные инструкции;

• материалы налоговых проверок;

• материалы судебных и арбитражных исков;

• документы, регламентирующие производственную и организационную
структуру экономического субъекта, список его филиалов и дочерних компаний;

• сведения, полученные из бесед с руководством и исполнительным
персоналом экономического субъекта;

• информация, полученная при осмотре экономического субъекта, его
основных участков, складов.

На этапе предварительного планирования аудиторская организация оценивает возможность проведения аудита.

Считая проведение аудита возможным, аудиторская организация готовит письмо-обязательство о согласии на проведение аудита и отсылает его в адрес экономического субъекта. Затем формируется группа аудиторов для проведения проверки и с экономическим субъектом заключается договор.


Когда аудиторская организация не считает возможным проведение аудита, в адрес экономического субъекта посылается отказ от его проведения.

Содержание общего плана и программы проведения аудита

Разработка общего плана и программы аудита основывается на предварительных данных об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур.

Проведением аналитических процедур аудиторская организация должна выявить области, значимые для аудита. Сложность, объем и сроки проведения аналитических процедур аудиторской организации следует варьировать в зависимости от объема и сложности данных бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Подготовка общего плана проведения аудиторской проверки

Общий перечень объектов проверки (планируемых видов работ) при составлении общего плана аудита охватывает такие позиции, как:

• учредительные и другие общие документы предприятия (устав
предприятия, лицензии по видам деятельности, приказы, распоряжения,
служебные записки, протоколы заседаний учредителей, штатное
расписание и др.);

• учетная политика предприятия (в целях ведения бухгалтерского учета; в
целях налогообложения);

 

• основные средства;

• нематериальные активы;

• производственные запасы;

• расчеты по оплате труда;

• затраты на производство;

• готовая продукция, товары и реализация;

• денежные средства;

• расчеты;

• финансовые результаты и использование прибыли;


 

• капитал и резервы;

• кредиты и финансирование;

• учет по забалансовым счетам;

• бухгалтерская отчетность и приложения.

Подготовка программы аудита

Разработка программы проведения аудита включает этапы, аналогичные тем, что и разработка общего плана аудита. Программа является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Она служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно — средством контроля сроков проведения работы для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы.

Аудитору следует документально оформить программу аудита, присвоить номер (код) каждой проводимой аудиторской процедуре, чтобы в процессе работы иметь возможность делать ссылки на них в рабочих документах.

Аудиторскую программу составляют либо в виде программы тестов средств контроля, либо в виде программы аудиторских процедур по существу.

Программа тестов средств контроля представляет собой перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Назначение тестов средств контроля в том, чтобы помочь выявить существенные недостатки средств контроля экономического субъекта.

Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур по существу представляет собой перечень действий аудитора для таких детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно разделы бухгалтерского учета он будет проверять, и по каждому разделу составить программу аудита. В зависимости от изменения условий проведения аудита и результатов аудиторских процедур программа аудита может пересматриваться. Причины и


результаты изменений следует документировать.

Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, — фактический материал для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основание для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

При составлении программы и по ходу аудита аудитор должен предусмотреть ответы на ряд вопросов, влияющих на проведение проверки, а именно:

• нужны ли дополнительные разъяснения при интерпретации
сомнительных документов?

• выходит ли сделанное наблюдение за рамки аудита? Если да,
то важно ли оно для качества, безопасности и т.п. и стоит ли того,
чтобы выходить за рамки данной аудиторской проверки?

• удовлетворителен ли уровень существенности при проведении
проверки?

• существуют ли особые «аудиторские находки» или наблюдения,
беспокоящие клиента?

• полностью ли применены в данной ситуации употребляемые
способы оценки деятельности экономического субъекта?

• по плану ли осуществляется аудиторская проверка? Не выходит ли за
отведенное время? Если да, то какими областями аудита можно пренебречь без
ущерба для поставленных целей?

Выработка мнений по этим и другим подобным вопросам требует от аудитора широты взглядов, осознания своей роли, собственной фильтрующей системы. При этом ответы на перечисленные вопросы не должны зависеть от предубеждений или каких-либо иных причин. Промежуточные мнения не следует твердо формулировать до тех пор, пока нет фактов.

По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены документально и завизированы в установленном порядке.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.265 сек.