Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экскурсия в природу, их место и значение в системе обучения биологии

Для ознакомления учащихся с живыми объектами природы учителя используют одну из важнейших форм учебно-воспитательного процесса – экскурсию. Практическое и методическое обоснование экскурсий по биологии разработал А.Я. Герд.

Школьная экскурсия – форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимой вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя и по темам, связанным с программой.

Экскурсии входят в систему уроков по темам учебных курсов с 7 по 12 класс. Поэтому учитель заранее в перспективном плане определяет сроки проведения экскурсий, а на соответствующих уроках перед экскурсиями создает ситуацию необходимости ознакомления с данными явлениями непосредственно в самой природе. Учитель также предусматривает и обратную связь – включение материалов экскурсий в последующие уроки, рекомендует учащимся вспомнить то, что видели и узнали на экскурсии, используется на практических работах и в качестве демонстрационного материала (природные объекты, собранные во время экскурсии).

Особенностью экскурсий является возможность активного познания живых объектов, входящих в природные сообщества. Знания об объектах живой природы, полученные на уроках, расширяются и углубляются во время экскурсии. Создаются условия для формирования умений ориентироваться на местности, выявлять сложные связи в природе, а также изучать сезонные изменения в природе. Школьники учатся находить в природе объекты по заданиям учителя, анализировать, сравнивать и сопоставлять явления природы, приобретают навыки натуралистической работы, навыки элементарного научного исследования природы.

Кроме познавательного значения экскурсия имеет большой воспитательный потенциал. У них формируется чувство прекрасного, ответственное отношение и любовь к природе, к родине. Экскурсии играют важную роль в осуществлении связи обучения с жизнью.

Экскурсии могут быть ботаническими, зоологическими, общебиологическими, экологическими и комплексными с учетом учебного содержания отдельных курсов биологии. При планировании экскурсий учитель учитывает местные природные объекты и условия. Экскурсии могут быть организованы по школьному учебно-опытному участку, на сельскохозяйственное производство, в научно-исследовательский институт, в ботанический сад, парк и т.д.

Экскурсии по местоположению в темах учебных курсов делят на:

ü вводные по курсу или теме, обычно проводимые осенью, которые ставят целью заинтересовать учащихся поставленными вопросами, наблюдениями и собранным материалом;

ü текущие – в течение всего учебного года;

ü заключительные – обобщающие и повторяющие пройденный материал, осуществляемые весной, их проводят так, чтобы учащиеся ознакомились в природе с объектами, явлениями и закономерностями, которые изучали по учебнику в классе.

Успех проведения экскурсии зависит от подготовки учителя и учеников. Нельзя вести экскурсию по неизвестной для учителя местности (учитель заранее должен пройти намеченный маршрут). Маршрут не должен превышать 1,5 – 2 км.

При подготовке к экскурсии учитель составляет план экскурсии и конспект её хода. В них определяется следующее:

ü Тема экскурсии, её цель и задачи.

ü Маршрут экскурсии. Маршрут – это не путь передвижения школьников. А логически связанные между собой «объекты внимания», остановки для наблюдений и изучения природных предметов и явлений.

ü Содержание и методы работы с учащимися.

ü Снаряжение экскурсии: необходимое оборудование для учителя, самостоятельной работы школьников и для сбора природного материала; заранее заготовленные карточки с заданиями для индивидуальной или групповой деятельности детей во время экскурсии.

ü Вводная беседа по теме экскурсии и распределение заданий (5 – 7 мин).

ü Самостоятельная работа по заданиям (20 мин).

ü Отчеты по выполнению заданий, обсуждение наблюдений и собранного фактического материала по теме экскурсии, их обобщение (10 – 15 мин).

ü Итоговая беседа по теме экскурсии (3 – 5 мин).

ü Осмотр территории и приведении её в порядок.

ü Общее заключение по экскурсии (в природе).

ü Обработка (в классе, дома) учениками собранного на экскурсии материала и подготовка отчета, сообщения.

Порядок работы на каждой экскурсии такой: а) вводная беседа учителя; б) выполнение учащимися заданий; в) заключительная беседа.

Вводная беседа проводится обычно в классе. В беседе учитель сообщает тему, цель, содержание и план экскурсии, напоминаются правила поведения на экскурсии, дается задание для самостоятельной работы, распределяется оборудование.

Основная часть экскурсии (в природе) может проводиться в двух формах:

1. Иллюстративно – знакомство с материалом ведется фронтально, под руководством учителя;

2. По заданию в виде самостоятельной работы.

Задания для самостоятельной работы должны быть вполне определенным, ясным и сформулированы кратко и отчетливо.

Во время самостоятельной работы учитель обходит все группы, помогает найти нужные объекты, охарактеризовать наблюдения, подготовить материал для дальнейшей его обработки после экскурсии. В установленное время ученики собираются вместе, чтобы обсудить проделанную работу, наблюдения и находки.

В заключительной беседе учитель обобщает результаты наблюдений, задает учащимся контрольные вопросы по выполненным заданиям, проверяет правильность и дает задание на дом по оформлению результатов экскурсии.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лабораторные работы по биологии | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.