КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Три исторических типа общества
Доиндустриальное аграрное традиционное Индустриальное западное Постиндустриальное информационное
1. основа производства - земля, сельское хозяйство, труд 1.промышленность 1.знания, информация, высокие технологии
2. преобладание ручного труда 2. крупная машинная промышленность 2.компьютеризация, широкое применение машинной техники
3.приспособление к окружающей среде, слияние с природой 3. преобразование окружающей среды 3. преобразование окружающей среды
4. экстенсивный путь развития 4. интенсивный путь развития 4. интенсивный путь развития
5. основной вид экспорта - сырьё 5. средства производства 5. интеллектуальные продукты (программы, изобретения)
6.коллективные формы общежития 6. индивидуализм 6.индивидуализм
7.высокая роль традиций, обычаев 7.снижение 7.снижение
8.высокая роль религии 8. секуляризация 8. главное- образование, наука
9.диктаторские режимы, низкая соцмобильность, слияние власти и собственности. 9. демократия, наличие соцмобильности 9. стремление к правовому государству и гражданскому обществу, отношения личности и государства строятся на взаимной ответственности, высокая мобильность
10.неграмотность большинства населения 10. решаются задачи преодоления неграмотности 10. непрерывное образование
11.средняя продолжительность жизни- около 40 лет 11. до 70 лет 11. более 70 лет
Законы развития общества: закон ускорения истории: на каждую последующую стадию развития уходит времени меньше чем на предыдущую
закон неравномерного развития отдельных народов
Законы развития общества: закон ускорения истории: на каждую последующую стадию развития уходит времени меньше чем на предыдущую
закон неравномерного развития отдельных народов
Пути развития общества: Прогресс- переход от менее совершенного уровня развития к более совершенному.
Впервые выдвинул теорию прогресса Тюрго.
Критерии прогресса:
Тюрго, Кондорсе-разум
Гегель-свобода
Шеллинг-приближение к правовому государству
Маркс-развитие производства
Утописты -нравственное развитие
Виды прогресса: Реформа -частичные усовершенствования в какой-либо сфере жизни, не затрагивающие основ существующего строя.
Постепенные
сверху
частичные
не во всех сферах
Виды реформ:
1. экономические
2. политические
3. социальные
4. духовные
1. прогрессивные
2. регрессивные Революция - полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающие основы существующего строя.
Скачкообразные
снизу
полное
все сферы
Виды революций:
1. кратковременные
2. долговременные (промышленный переворот, неолитическая революция)
Маркс «революция- локомотив истории»
Минусы революции:
- не все изменения отвечают интересам широких слоев
- утверждение диктатуры
- зачастую связаны с гражданской войной
Поппер -прогрессирует не общество, а только отдельный человек
Универсальный критерий- развитие техники+возможность самореализации человека в различных сферах деятельности(гуманизм)
2. Регресс- движение от лучшего к худшему.
Гесиод «тезис о золотом веке»: золотой, серебряный, медный, бронзовый, железный со злом, алчностью, корыстью, отсутствием справедливости.
Доказательства регресса:
- проблема перенаселения
- экология
- убывающее плодородие почвы
- радиационная опасность
- падение нравственности
- рост заболеваний
В целом общество развивается по пути прогресса.
Модернизация(англ) - осовременивание.
Модернизация- изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям.
Модернизация – процесс перехода от традиционного общества к индустриальному.
Виды модернизации: органическая. Подготовлена всем предшествующим ходом развития. Начинается с культуры и изменения общественного сознания. Неорганическая. Ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран.Начинается в экономической. Политической и социальной сферах.
Глобализация - исторический процесс сближения народов, превращающий человечество в единую систему.
Факторы глобализации: экономический (транснациональные корпорации) политический (ООН) социальный (Интерпол) духовный (туризм).
Опасности глобализации:
- унификация национальных культур
- неравномерность процессов глобализации, дифференциация стран по уровню развития
-глобальные проблемы.
Цивилизация и формация.
Различают 2 подхода к изучению истории:
- стадиально-поступательный (формационный) — история рассматривается в качестве единого поступательного развития, в котором выделяются общие для всех народов стадии.
Вико: варварство феодализм эпоха законов и разума
Фергюсон, Энгельс, Морган дикость варварство цивилизация
Смит, Тюрго охотничье-собирательский (пастушеский) земледельческий торгово-промышленный
Маркс
см. философия
Тоффлер (волны) аграрная (доиндустриальная) индустриальная постиндустриальная (технотронная0
Ростоу (стадии роста) традиционное общество переходное стадия сдвига стадия зрелости (индустриальное) общество высокого массового потребления
Плюсы подхода: можно увидеть общее в развитии различных народов выделить закономерности предложить периодизацию истории
Минусы подхода: многие народы не проходят все стадии развития схематичность личный фактор на заднем плане навязывание линейного пути развития спорный вопрос о месте социализма
утопия коммунизма
- цивилизационный- каждая цивилизация воспринимается как уникальная и неповторимая
Тойнби- замкнутые цивилизации проходят определенный кругооборот, а затем исчезают с исторической арены; для цивилизации характерны духовные традиции и географические рамки. Цивилизация- синоним культуры.
Данилевский- первичные(нет ведущего начала - египетская), односновные (1 выраженное начало - еврейская, религия),2хосновные (европа - политика, культура),объединительная (славянская). «Россия и Европа».
Хантингтон - цивилизации различаются по религии, языку, истории, традициям; отношения между цивилизациями потенциально конфликтны, так как невозможно примирить ценности и убеждения.
Выделил волны демократизации: США, начало 19 века- 1 мировая война- возникновение первых демократических государств, заканчивается возникновением сталинизма и фашизма конец 2 мировой войны- 60-е годы 20 века- победа над фашизмом, антиколониальные революции 2 половина 70х-настоящее время- падение авторитарных режимов, установление демократии принесет демократию в восточные страны и бедные регионы страны
Цивилизация (лат)- государственный, гражданский.
Цивилизация:
- определенная стадия в локальном развитии культур (Шпенглер)
- ступень исторического развития (Морган, Тоффлер)
- синоним культуры (Тойнби)
- ступень развития региона или этноса
Цивилизация- устойчивая социально-культурная система, которая характеризуется общностью экономических, политических, социальных отношений, географическими рамками, системой ценностей.
Признаки цивилизации: географическая среда система ведения хозяйства письменность политико-правовая система социальная система религия духовные ценности
Критерии развития цивилизации: развитие техники развитие социально-правовой сферы, которая обеспечивает права и свободы человека.
Главное свойство- менталитет.
Менталитет- образ мышления, мировоззрение, присущее индивиду или социальной группе.
Шпенглер- противопоставлял культуру и цивилизацию, считал, что смерть культуры начинается с возникновения цивилизации. «Закат Европы».
Плюсы подхода: можно глубоко изучить историю отдельных народов человек- в центре подхода изучаются все стороны общественной жизни
Минусы подхода: нет взгляда на историю как на единый процесс нельзя выделить закономерности проповедует изоляцию развития
Исторический процесс и его участники
Исторический процесс - последовательная череда сменяющих друг друга событий в которых проявилась деятельность многих поколений людей.
Социальное развитие - изменения, которые приводят к качественным сдвигам в развитии общества.
Формы социальных изменений:
- эволюция
- реформа
- революция
Типы социальной динамики:
- линейное
- циклическое
- спиралевидное
Субъект исторического процесса - участник ист.процесса, который осознает свое место в обществе, имеет социально-значимые цели.
Народные массы - соцобщности, сложившиеся на определенной территории, имеющие единый менталитет и культуру, сообща создающие материальные и духовные ценности.
Роль народных масс в истории: создают материальные ценности создают культурные ценности борятся за улучшение жизни защищают Отечество
Маркс- народ- творец истории
Ключевский - этнографическое и этническое содержание, единство судеб
Герцен-консерватор по инстинкту
Бердяев - не может иметь демократических убеждений
Ортега-и-Гасет -масса людей без особых достоинств
Ясперс -осознает себя в культуре, отличал народ от толпы
Элита - наиболее активные люди, имеющие в обществе высокий статус, обладающие интеллектуальным или моральным превосходством над массами.
Историческая личность- личность, деятельность которой оказывает существенное воздействие на ход и исход крупных исторических событий.
Роль личности в истории. Личность оказывает влияние на историю, деятельность ист.деятеля моет быть оценена с учетом особенности событий эпохи, его морального выбора.
Объект истории - историческая действительность.
Свобода- самостоятельность социальных субъектов, выражающая их способность делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.
Фаталисты - отрицают свободу, считая, что жизнь человека связана с судьбой и роком (Лютер)
Волюнтаристы - человек пользуется неограниченной свободой и может изменять законы природы и общества.
Притча о Буридановом осле.
Марксисты называют свободу осознанной необходимостью.
Необходимость- объективно данные индивиду условия существования.
Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Полная свобода ведёт к полному произволу в отношении других людей.
Границы свободы: внешние -законы природы и общества внутренние -моральные ограничения.
Критерий свободы - возможность самореализации человека в различных сферах деятельности.
Социальные условия реализации свободы: формы общественной деятельности уровень развития обшества социализация социальный статус социальные нормы
Ответственность- вид взаимодействия между личностью и обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
Во Всеобщей Декларации прав человека указано, что человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить уважение и признание прав других людей.
Деятельность
Деятельность- форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира.
Субъект- тот, кто осуществляет деятельность
Объект
Субъект и объект могут совпадать.
Структура деятельности: Цель - осознанный опыт предвосхищаемого результата на достижение которого направлена деятельность. Средства- приемы, способы, приспособления для осуществления деятельности. Действия - конкретные шаги для достижения цели.
Виды действий по Веберу:
1. целерациональные - в основе продуманная цель
2. ценностнорациональные - принципы и убеждения
3. аффективные - эмоциональное состояние
4. традиционные -привычка Результат- итог.
Мотив- побуждение к деятельности.
Мотивами деятельности являются: Потребности - состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.
2. Социальные установки - предрасположенность действовать определенным образом(семьянин)
3. Убеждения - устойчивые взгляды на мир, идеалы, принципы
4. Интерес- отношение человека к предметам и явлениям действительности.
Общение
Общение- процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности.
Общение и деятельность?
Общение как способ передачи информации.
Коммуникация- односторонний процесс передачи информации (телеграмма)
Общение как взаимодействие.
Виды общения:
по средствам вербальное. Коммуникатор-сообщение-реципиент. невербальное (жесты, мимика, пантомимика(позы), паралингвистическая система (качество голоса, диапазон, тональность),экстралингвистическая система (паузы, темп речи, эмоции). Непосредственное – с помощью естественных органов – рук, головы, голосовых связок Опосредованное – с помощью специальных приспособлений – газета, компакт – диск Прямое – личные контакты и непосредственное восприятие друг друга Косвенное – через посредников
По субъектам между реальными партнерами между реальным и иллюзорным партнером (человек-животное, игрушки) между реальным и воображаемым партнером (человек -внутренний голос) между воображаемыми партнерами (герои книг)
Участники общения: доминантный (активный, авторитарный, не умеет слушать) недоминантный (нерешительный, нуждается в похвале)
1. мобильный (легко переключается с темы, отвлекается, множество идей)
2. ригидный (основателен, вдумчив) экстраверт (на других) интраверт
Формы общения: служебное (деловое) повседневное (бытовое) убеждающее ритуальное(этикет) межкультурное развлекательное(досуговое)
Общение как понимание.
Механизмы социальной перцепции- способы, посредством которых люди воспринимают, понимают и оценивают друг друга.
Виды механизмов: внешний вид эмпатия- умение понять и почувствовать другого.
Формы эмпатии:
- повторение (плач 1 ребенка в ответ на плач другого)
-переживание
-сопереживание (откликнуться на чувство другого) аттракция- возникновение положительных чувств по отношению к другому казуальная атрибуция-приписывание причин поведения другим людям.
- личностная (причина конкретный человек-ваза упала, т.к. плохо поставил)
- обстоятельственная- ваза упала, т.к. был ветер)
- стимульная (причина-предмет, ваза упала т.к. плохо стояла) индентификация- уподобление себя другим (Холмс который ставит себя на место преступника) рефлексия- самовосприятие собственных действий и их влияния на других людей стереотип
Виды стереотипов:
- идолы рода- под влиянием общественного мнения (Петросян-жизнерадостный человек)
- идолы пещеры- под влиянием общения (эффект края)
- идолы рынка- под давлением авторитетов (фальсификация истории)
Роль общения в жизни общества: дает знания об окружающем мире передача знаний усвоение социальных норм способ взаимодействия помогает развитию понимания оценка других людей развитие личности самооценка
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 821; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |