Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы выделения функциональных стилей современного русского языка




Тема 4.1 Функциональные стили современного русского языка

Лекция 6

 

Содержание лекции: Понятие функционального стиля в языке. Виды функциональных стилей, их взаимодействие. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль.

 

Вопросы лекции:

1. Принципы выделения стилей современного русского языка.

2. Взаимодействие стилей.

3. Дифференциация функциональных стилей.

 

Очевидно, что ситуации общения, в которых оказывается тот или иной человек, могут повторяться. И каждый раз мы используем одни и те же языковые средства: их набор (для определенной ситуации) является стандартным. Совокупность тех языковых средств разных уровней (от фонетического до текстового), которые мы должны употреблять, соотносясь с речевой ситуацией, называют стилем. Выделяют пять типовых ситуаций[12], требующих от нас использования различных языковых средств:

1) ситуация непринужденного повседневного общения на бытовые темы связана с использованием разговорной речи;

2) в ситуации официального общения, связанной с установлением прав и обязанностей человека-гражданина по отношению к другим гражданам, организациям, государству, используют официально-деловой стиль;

3) ситуация общения на научные темы формирует научный стиль;

4) ситуация публичного (прилюдного) общения на общественно-значимые темы связана с употреблением языковых средств публицистического стиля;

5) ситуация творческого общения, преследующая цель создать эстетически совершенное речевое произведение, образует язык художественной литературы.

Официально-деловой, научный и публицистический стили называют также функциональными. Они обладают рядом признаков, отличающих их от разговорной речи и языка художественной литературы:

1) им свойственна высокая степень обязательности использования тех языковых средств, совокупности которых образуют данные стили;

2) в отличие от разговорной речи, функциональные стили тяготеют к письменной форме бытования, хотя обладают и устной;

3) в отличие от языка художественной литературы, функциональные стили являются стандартизованными, требующими от говорящих и пишущих использования одних и тех же языковых моделей. Одно из главных достоинств художественного произведения – непохожесть на другие тексты, индивидуальный стиль автора. В функциональных стилях автор имеет намного меньше возможностей для самовыражения.

Изучением функциональных стилей, а также разговорной речи и языка художественной литературы занимается один из разделов лингвистики (науки о языке) - стилистика.

Функциональный стиль [13] – это исторически сложившаяся и общественно осознанная разновидность литературного языка (его подсистема), функционирующая в определенной сфере человеческой деятельности и общения, создаваемая особенностями употребления в этой сфере языковых средств и их специфической организацией.

Какими принципами руководствуются ученые, выделяя те или иные стили современного русского языка?

Таких принципов можно назвать три[14].

Во-первых, стили можно выделять, исходя из функций языка. Это предлагал В.В. Виноградов. Он писал: «При выделении таких важнейших общественных функций языка, как общение, сообщение и воздействие, могли бы быть в общем плане структуры языка разграничены такие стили: обиходно-бытовой стиль (функция общения); обиходно-деловой, официально-документальный и научный (функция сообщения); публицистический и художественно-беллетристический (функция воздействия)». Этому принципу следует и Д.Э. Розенталь. Однако большого распространения принцип выделения стилей по функциям языка не получил. Справедливо отмечалось, что у Виноградова одной функции соответствуют несколько стилей, и остается неясным, чем объясняются различия между ними. К тому же и сами функции языка трудно отделить друг от друга; главнейшая функция языка – функция общения – присутствует во всех случаях его употребления.

Во-вторых, стили можно выделять в соответствии со сферами функционирования языка. Именно этот принцип чаще всего выступает и в научной, и в учебной литературе по стилистике. Он, в частности, принят в наиболее популярных вузовских учебниках: в «Стилистике русского языка» М.Н. Кожиной и «Стилистике русского языка» под редакцией Н.М. Шанского. Принцип привлекателен своей простотой: есть сфера деятельности людей – есть соответствующий стиль. Например: «Научную сферу обслуживает научный стиль, деловую – официально-деловой, обиходно-разговорную – разговорный, а в сфере массовой информации используется публицистический стиль». Несмотря на большую распространенность принципа выделения стилей по сферам функционирования, нельзя не видеть двух его существенных недостатков. Первый: языковое явление – стиль – определяется вне-языковыми факторами, и собственно языковые характеристики стиля «подгоняются» под эти факторы. То есть применяется такая логика: раз есть, например, научная сфера, значит есть научный стиль, а если есть научный стиль – поищем и постараемся описать его признаки. Второй недостаток: сферы деятельности людей многочисленны и разнообразны, к тому же имеют свои внутренние подразделения. Поэтому получается, с одной стороны, что традиционно выделяемых функциональных стилей меньше, чем сфер деятельности людей, а с другой стороны, что внутри стилей приходится выделять «подстили», жанры и т. п. Поэтому сами перечни стилей у разных авторов бывают различны, по-разному толкуются взаимоотношения стилей, по-разному определяется «статус» языка художественной литературы и т. п.

В-третьих, стили можно выделять, ориентируясь на структуру текста. Такую попытку предпринял В.В. Одинцов, который считал, что «в структуре текстов обнаруживаются два основных композиционно-стилистических типа изложения, подачи содержания: научно-деловой, информационно-логический, с одной стороны, и беллетри-зованный, экспрессивный – с другой». Принцип выделения стилей по структуре текста – с научной точки зрения, безусловно, самый корректный. Однако он, к сожалению, остался неразработанным.

Таким образом, два из трех принципов выделения функциональных стилей не лишены недостатков, а третий только намечен. Отсюда вытекают различия в представлениях о системе стилей современного русского языка.

В «Стилистике русского языка» М.Н. Кожиной, «Стилистике русского языка» под редакцией Н.М. Шанского и «Практической стилистике русского языка» Д.Э. Розенталя. В этих учебниках нашли отражение главные спорные вопросы системы стилей современного русского языка.

Итак, М.Н. Кожина пишет: «Обычно выделяют пять основных функциональных стилей: научный, официально-деловой, публицистический, художественный и разговорно-бытовой».

В «Стилистике русского языка» под редакцией Н. М. Шанского рассматриваются научный, официально-деловой, публицистический и разговорный стили и особо – язык художественной литературы, который не включается в систему функциональных стилей.

Д. Э. Розенталь представляет систему стилей в виде такой схемы:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 14966; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.