Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъект и объект О.М

Общественное мнение.

О.М. -это состояние массового сознания, совокупность суждений и оценок, характеризующих отношение различных совокупностей людей к событиям и фактам социальной действительности.

Это не простая сумма мнений, а органический продукт, возникающий в процессе сложных коммуникаций.

Когда возникает общественное мнение???

Общественное мнение продукт гражданского общества.

Условия возникновения О.М.:

1) Общественность, осознающая себя субъектом социальной жизни;

2) Свободная и доступная информация;

3) Интерес масс к этой информации;

4) Способность масс артикулировать свои позиции;

5) Сети каналов коммуникаций.

- Объект – проблемы, факты, события, значимые для коллективных субъектов.

- Субъект – соц. Общности.

Структура О.М.:

1) Эмоции, массовые настроения, чувства;

2)Оценки - рациональные и эмоциональные, основанные на теоретическом и обыденном знании (соответствие объекта представлениям субъекта);

3) Воля – ориентации людей на реализацию их мнения.

!!Характеристики О.М.:

1) Направленность (положительная/отрицательная; одобряющая / неодобряющая);

2) Интенсивность (сильно/слабо);

3) Распространенность (кол-во социальных групп, разделяющих это мнение);

4) Стабильность и динамичность;

5) Зрелость (компетентность, сознательность).

!! Функции общественного мнения:

1) Регулятивная и коммуникативная;

2) Информационная;

3)Контрольная;

4) Консультативная;

5) Директивная.

!! О.М. в обществе имеет двойственную природу:

1) Это атрибут общества, обеспечивающий демократическое участие

2) Это средство контроля и социальной интеграции предмет влияния и манипуляций.

!! Способы формирования О.М.:

1) Эмоциональные (преимущественно на основе психологического внушения в процессе межличностной коммуникации);

2) Стихийные (преимущественно на основе усвоения мнений транслируемых СМИ или отдельными лидерами;

3) Рационально-сознательные (целенаправленная выработка позиций и формирование каналов их трансляции).

!! 2 этапа формирования О.М.

1. От СМИ к неформальным лидерам

2. От лидеров к последователям и массам

«Инновационные группы» первыми усваивают новые ориентиры

!! Общественное мнение как АРТЕФАКТ - Пьер Бурдье «Общественное мнение не существует».

Какие устоявшиеся постулаты под сомнением? Все опросы исходят из признания следующего:

1) Все люди могут иметь мнение;

2) Все мнения значимы;

3)Тот факт, что всем задается один и тот же вопрос, предполагает гипотезу о существовании консенсуса в отношении проблематики, т.е. Согласия, что вопросы могут быть заданными.

Морализующе-нормативная концепция Ю.Хабермаса: О.М. формируется публикой, обладающей собственностью, образованием, властью и служит инструментом в руках господствующего класса, когда политические средства оказываются недостаточно эффективными.

Никлас Луман -У общественного мнения нет субъекта, а артикулируемые мнения фиксируют лидирующие темы общественной дискуссии

Концепция «спирали молчания» Ноэль – Нойман: Страх перед угрозой коммуникативной изоляции приводит к тому, что люди считают свою позицию позицией меньшинства, предпочитают ее не демонстрировать. Большинство виртуально увеличивается - растет страх.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социология девиантного поведения | Разные элементы культуры меняются с разной скоростью
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.