Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объект и предмет социологии. Модели этнической интеграции




Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

Курс лекций

СОЦИОЛОГИЯ

Модели этнической интеграции

Этническое предубеждение

lПредубеждения - это жесткие и необъективные обобщения о некоторой категории людей, когда утверждают, что одни люди по своей природе лучше или хуже других

lАссимиляция

l«Плавильный котел»

lПлюрализм или

 

 

для студентов дневной и заочной формы обучения

всех специальностей

 

Могилёв 2005

 

 

УДК

 

Рассмотрен и рекомендован

к изданию на заседании кафедры

гуманитарных дисциплин

 

Протокол №____от ______2005г.

 

 

Составители: д.с.н. Бубнов Ю.М.

ст.преп. Михальчук Н.Е.

ст. преп. Ярощенко Н.В.

 

 

Рецензент доц. Лихачёв Н.Е.

 

© УО "Могилёвский государственный университет продовольствия"

 

 

1. Объект и предмет социологии.

2. Структура социологии.

3. Функции социологии как науки.

4. Методы социологии.

5. Институционализация социологии.

 

Литература:

1. Дюркгейм Э. Социология: Ее предмет, метод, предназначение. М,: КАНОН, 1995.

2. Вебер М. Основные социологические понятия //Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

3. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы. Изд-во Самарский университет, 1995. -328 с.

4. Ядов В.А. Размышления о предмете социологии //Социол. исслед. 1990. N. 2. С. 3-16.

 

Объект любой науки – это общество. Такое определение объекта социологии ясно из самого названия этой науки. Термин «социология» происходит от латинского «societas» (общее, общество) и греческого «logos» (слово, знание учение, наука). Следовательно, в буквальном переводе слово «социология» означает «учение об обществе». Однако общество является объектом изучения и многих других наук, таких как, например, политология, экономика, этика. Каждая из этих наук рассматривает в общем объекте – обществе – свой специфический предмет.

На что направлен интерес социологии? Иными словами, каков предмет социологии? Социологию интересуют социальные общности различного масштаба (нации, классы, слои, группы) и их влияние на индивида.

Одно из самых популярных определений предмета социологии дал современный российский учёный В.А.Ядов. По его мнению, «социология есть наука о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи между этими общностями, между общностями и личностями»[1].

Будучи наукой о социальных общностях, социология исследует:

- массовые социальные процессы и массовое поведение людей;

- состояние, направленность и формы социального взаимодействия людей;

- совокупную жизнедеятельность людей, образующих социальные общности;

- сходство или противоборство социальных интересов.

В предмет социологии входят только существенные, значимые, устойчивые социальные связи.

Важный вклад в дело определения предметного поля социологии, а, следовательно, и формирование новой науки внёс один из её основоположников Эмиль Дюркгейм (1858-1917 гг.). Он разделял всю совокупность факторов, воздействующих на человека, на три рода. Мир природных фактов (их источником выступает природа) составляют физические и биологические явления. Мир психических фактов (эмоции, переживания, страсти и желания) порождён психической активностью человека. И, наконец, мир социальных фактов, обусловленный обществом. Ясно, что природные факты интересуют естественные науки. Психологи исследуют психические факты. А социальные факты составляют предмет интереса социологии. Социальная реальность имеет своим субстратом (носителем) не природу, как органическая и физическая реальность, и не индивида, как психическая реальность, а общество, которое формирует свою собственную среду обитания человека.

Итак, предметом социологии выступает социальная реальность, состоящая из социальных фактов. Что же в таком случае есть социальные факты? Ответ на этот вопрос мы находим у Эмиля Дюркгейма: «Это категория фактов, отличающихся весьма специфическими свойствами; ее составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются» (С. 31. Подчёркнуто мною, - Ю.Б.).

Социальный факт является центральной категорией социологии. Э.Дюркгейм трактовал его, во-первых, как материальный субстрат общества (например, плотность населения), и во-вторых, как нематериальные факты, презентирующие массовое сознание, коллективные представления, имеющие надындивидуальное, социокультурное происхождение.

В современной социологии социальными фактами считают факты массового поведения и сознания, продукты социальной деятельности. Статусом социальных фактов обладают также характеристики социологической процедуры: к ним относятся категории, связанные с проведением эмпирических социологических исследований, такие как выборка, программа исследования, определением уровня достоверности исследования (репрезентативность и т.д.).

На поверку социальные факты оказываются стандартами мышления (логические и языковые нормы), чувствования (общественно принятые способы проявления эмоций), а также ритуалы и нормы поведения. Это и стиль одежды, и нормы приличия, лексика речи в различной социальной среде и социальные роли учащегося или учителя, отца или сына, дочери или матери, начальника или подчиненного и т.д.

Социальные факты объективны в том смысле, что они существуют до конкретного индивида и поэтому воздействуют на него независимо от его желания. Всякий конкретный человек, появляясь на свет, застаёт уже готовый набор социальных норм. Усвоение и присвоение их в качестве индивидуальных мотивов деятельности составляет суть процесса социализации каждого подрастающего поколения.

Социальная реальность воздействует на человека с той же неотвратимостью и обязательностью, как и природная реальность, с той лишь разницей, что её влияние на индивида очень редко фиксируется и осознаётся им. Подобно тому, как рыба ничего не знает воде, пока не окажется на берегу, человек и не догадывается о своей зависимости от общества. Чаще всего он не в состоянии разглядеть за своими личными, казалось бы чисто волюнтаристскими желаниями более или менее настоятельные требования общества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.