Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткий очерк развития социального знания




Тема 1.2. История социологии.

В становлении любой науки можно выделить два периода: предысторию, когда формируются отдельные разрозненные, нередко наивные теоретические концепции, и собственно историю, когда появляются теории, имеющие свои законы, инструментарий, систему, по масштабу и глубине постижения объекта превосходящие предшествующие концепции.

Возникновению социологии как науки предшествовало почти 2500 лет развития социального знания. В эволюции представлений об обществе можно выделить несколько периодов: древность, средневековье, новое время, современность.

С глубокой древности людей интересовали вопросы совместной жизни и труда. Социальные мотивы отчётливы в творчестве многих древневосточных мудрецов, но особенно они характерны для античных мыслителей. Так, Платон (427 – 347 гг. до н.э) создал первую концепцию идеального государства. В ней он ещё не разделяет государство и общество. Главным принципом идеального государства является справедливость. В государстве Платона существует несколько слоёв: мудрецы, которые управляют; воины, заботящиеся о безопасности; крестьяне и ремесленники, призвание которых – трудиться. В государстве воплощены всеобщие интересы, их приоритет перед интересами личности очевиден. Не государство существует ради человека, а человек ради государства. Только такое государство воспитывает у граждан мужество, доблесть, мудрость и благочестие.

Его ученик Аристотель (384-322 г.г. до н.э) выделил такие общности, как семья и селение, но государство по значимости поставил перед ними. В числе его функций называл удержание в повиновении рабов, недопущение роста власти отдельной личности, борьбу с чрезмерным богатством. Социальное неравенство считал неизбежным, но возлагал надежды на средний социальный слой. Самых бедных относил к «гражданам второй категории, а богатых подозревал в нечестности. Наряду с государством философ выделял и общество как совокупность объединенных общими целями людей. Человек, по мнению Аристотеля, - существо более общественное, чем пчелы или стадные животные.

В средневековье учения об обществе приобрели религиозную окраску. Христианский философ и теолог Августин Блаженный считал, что основанием для объединения людей в общество является их происхождение от Адама. Общество должно быть устроено по образу и подобию «града Божьего».

Другой христианский богослов и философ, Фома Аквинский в труде «О правлении государей» доказывал, что человек – существо социальное по природе, а общество есть естественное образование; создание же государства представляет собой произведение не только природы, но и искусства управления.

Арабский философ и историк Ибн Хальдун считал, что общество в своём развитии прошло три этапа: это «животное состояние», «сельская» и «городская жизнь». Ведущую роль в эволюции общества он отдавал географической среде и производительному труду.

Для научной и философской мысли нового времени было характерно широкое распространение рационалистических концепций Р.Декарта, Б.Спинозы, Г.Лейбница. Такие мыслители, как Ф.Бэкон, Д.Локк, Т.Гоббс, выдвигали требования об эмпирической достоверности научного знания. Опыт и эксперимент, разум и логика стали основными познавательными ориентирами эпохи.

Ш.Монтескье подчеркивал взаимодействие между индивидами в качестве признака социальности. Просветители впервые разграничили понятия «общество» и «государство».и ввели понятие «гражданское общество».

Немецкий философ Гегель понимал общество как сложный организм, несводимый к простой сумме индивидов, существующий независимо от них и развивающийся по своим собственным законам.

 

2. Возникновение социологии как науки о «порядке и прогрессе».

Наукой о «порядке и прогрессе» социологию назвал Огюст Конт (1798-1857), который считается её основоположником. Система взглядов Конта изложена в шеститомном труде «Курс позитивной философии». Название свидетельствует о том, что он принадлежал к позитивизму, научному направлению в социологии. Наука, которую хотел создать Конт, должна была изучать общество как единый социальный организм, основываясь на точных наблюдениях и фактах. Это должна быть социальная физика.

На основе этих исходных положений О.Конт описал основные черты позитивного исследовательского метода:

1) реальность (в противоположность умозрительности и иллюзорности);

2) полезность (в противовес пустому теоретизированию);

3) достоверность (в противовес сомнительному);

4) точность (а не предположительность);

5) положительность (конструктивность, направленность исследований на прирост знаний об обществе).

Ядро социологической теории О.Конта образуют три компонента:

закон трёх стадий развития; иерархия, или классификация наук; учение о социальной статистике и динамике.

Конт осуществил классификацию наук, разделил их на теоретические и прикладные. Все общественные явления он рассматривал в статистике и динамике.

Г.Спенсер является представителем социального дарвинизма. Социал-дарвинистов объединяет то, что они рассматривают социальную жизнь как непрерывную борьбу между индивидами, группами, обществами, традициями, идеологиями. Спенсер первым стал разрабатывать системный подход к анализу общества, определяя последнее как особую реальность, возникшую в результате взаимодействия индивидов. В исследованиях он сочетал структурно-функциональный и эволюционный методы. Он ввел в социологию такие понятия, как социальная структура, социальная функция, социальный институт, социальная дифференциация и интеграция. он выделил два типа общества – воинственный и индустриальный.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.