Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требование

Инсценирование

 

2 группа: Методы организации деятельности

Все методы этой группы основаны на практической дея­тельности воспитанников..

Упражнение - это организация жизни, разумной, целеустремленной и разносторонней деятельности детей в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами. Упражнение включает е себя многократное повторение определенных действий и поступков. Упражнение для ребенка - сознательный, творческий процесс. В результате упражнений вырабатываются умения и навыки, привычки, новые знания, развиваются умственные способности.

Требование - один из основных методов педагогического влияния. Задача воспитателя добиться того, чтобы предъявляемые учащемуся требования стали его собственными требованиями к самому себе.

По содержанию: По форме предъявления:

Первичные опосредованные непосредственные

Исходные прямые: косвенные:

Тр- правила просьба доверие, совет

Тр-нр. нормы приказ условие, намек, в игровой форме.

Тр-общечел. принципы недоверие, осуждение, угроза,

одобрение

Поручения помогают сформировать у ребенка ответственное отношение к порученному делу, трудолюбие как черту личности. Система общественных поручений приучает ученика жить и работать по законам коллектива. чувствовать свою причастность к конкретным делам в классе, в школе, в обществе

Требования к поручениям: ученики должны знать об общественной значимости поручений, понимать важность и необходимость тех дел, которые поручает им коллектив; поручения следует давать в соответствии с интересами, склонностями и возможностями каждого ребенка, нельзя ограничиваться только распределением поручений - надо научить каждого учащегося их выполнять, отчетность и контроль, чередование поручений.

Воспитывающие ситуации - метод организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях. Эти ситуации не должны быть надуманными. Они отражают жизнь со всеми ее противоречиями и сложностями. Воспитатель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации, а сама ситуация должна быть естественной.

Общественное мнение (вид опосредованного требования) -совокупность суждений и оценок различных социальных групп по вопросам, представляющим для них интерес Объект общественного мнения - любые актуальные проблемы, факты, события, мероприятия и намерения, вызывающие общественный интерес. Общественное мнение - форма социального контроля. Задача воспитателя-формирование такого общественного мнения классного коллектива, которое основывается на эстетических ценностях и способствует достижению воспитательных цепей.

Приучение – интенсивно выполняемое упражнение, применяемое тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать определенное качество. предполагает некоторое насилие по отношению к ребенку

3 группа: Методы стимулирования

Поощрение – выражение положительной оценки действий воспитанников. Виды поощрения - одобрение, похвала, премирование.

Наказание – торможение нежелательной деятельности воспитанников, вызывающее чувство вины перед собой и другими.

Наказания классифицируют:

1. по форме (по логике ест. последствий, традиционное, экспромт)

2. по содержанию (наложение доп. обязанностей, лишение или ограничение прав, выражение моральн. порицания)

Соревнование – метод воспитания, основанный на естественном стремлении детей к сотрудничеству.

Субъективно-прагматический - нежелательное поведение становится для воспитанникам невыгодным.

Лекция 6. Типы классных коллективов

1. Класс имеет рационально-познавательную ориентацию, т.е. системообразующей совместной деятельностью является получение знаний, учение. В структуре коллектива преобладает формализованная, направленная на достижение этой цели составляющая, т.е. деловые отношения управления между формальными лидерами коллектива и его остальными членами

В таком коллективе сокращаются досуговые мероприятия и другие формы и виды деятельности, если они не способствуют реализации образовательной функции класса. Групповое созна­ние можно назвать прагматичным: детям интересно только то, что приносит пользу, а польза, с их точки зрения, — это прежде всего знания. Именно эта ценность и составляет ядро культуры класса.

2. Если класс имеет культурно-нравственную ориентацию, то его главными ценностями становятся культура класса, его традиции, знаки отличия, гуманистические нормы поведения и об­щения. Системообразующей деятельностью в данном случае является духовно-практическая, или ценностно-ориентационная. Лидером в таком коллективе является наиболее последовательный носитель, хранитель и транслятор этих норм и ценностей.

3. Существуют классы, имеющие социальную ориентацию, в основе которой лежит потребность друг в друге и во взаимодействии. В этом случае важным становится не результат совместной деятельности, а процесс единения и заботы друг о друге.

Большую роль в развитии такого коллектива играет гибкое са­моуправление, основанное на демократии и справедливости, которые и являются главными ценностями в культуре класса. Лидерами такого коллекти­ва являются дети, в наибольшей степени отвечающие этим требованиям.

4. Индивидуально-личностная ориентация коллектива предполагает уважение свободы и независимости каждого его члена. Важнейшая особенность такого класса — толерантность, терпимость одноклассников друг к другу. В отличие от социального коллектива здесь не принято оказывать помощь человеку, если он о ней не попросит, поэтому в классе существует атмосфера взаимного доверия и открытости. Надобность в коллективе возникает лишь в конфликтных ситуациях или при необходимости откликнуться на просьбу о помощи.

Лекция 7. Деятельность классного руководителя (куратора)

Основные направления деятельности:

Создание условий для раскрытия и максимального развития потенциальных талантов каждого ребенка, для сохранения неповторимости личности каждого ребенка, для нормального умственного, духовного и физического совершенствования.

 

Основные функции классного руководителя:

1. Аналитическая -

ü изучение индивидуальных особенностей учащихся;

ü выявление специфики и определение динамики развития классного коллектива;

ü изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого ученика;

ü изучение и анализ воспитательных возможностей окружающей среды для учащихся класса, воспитатель­ных возможностей педагогического коллектива.

2. Прогностическая

ü прогнозирование уровней индивидуального развития учащихся и этапов формирования классного коллектива;

ü предвидение результата намеченного дела;

ü построение модели воспитательной системы, соответствующей воспитательной системе учреждения в целом;

ü определение ближних и дальних перспектив жизни и деятельности учащихся, класса;

ü предвидение последствий складывающихся в коллективе отношений.

3. Организационно-координирующая

ü организация и стимулирова­ние разнообразной деятельности детей; помощь и сотрудничество в планировании общественно значимой деятельности детей, в организации деятельности органов самоуправления;

ü установление связей семьи и школы, школы и социума; содействие воспитанникам в получении дополнительного образования в школе и вне ее;

ü защита прав и свобод учащихся;

ü индивидуальная работа с воспитанниками;

ü участие в работе педсоветов, административных и методических совещаниях; ведение документации; участие в создании оптимальных материально-бытовых условий для внеурочной деятельности;

ü ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время внеурочных мероприятий; формирование классного коллектива.

4. Коммуникативная

ü развитие и регулирование межличностных отношений между детьми, детьми и взрослыми;

ü помощь в адаптации каждого ученика в коллективе;

ü содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе в целом и для каждого отдельного воспитанника; помощь учащимся в установлении отношений с окружающими детьми, социумом.

Критерии оценки работы классного руководителя

1. У порядоченность жизнедеятельности классного коллектива

2. Уровень зрелости классного коллектива, его ценностные ориентиры

3. Общий психологический климат в классе, социальная защищенность каждого члена коллектива и его комфортность, система взаимоотношений в коллективе

4. Реальный рост воспитанности и общей культуры учащихся

5. Участие родителей в жизни классного коллектива

6. Роль и место коллектива в общешкольном коллективе

7. Активная позиция классного руководителя, его участие в инно­вационных процессах воспитания.

Личностно-ориентированный классный час

Классный час - гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организованное во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов.

 

Алгоритм подготовки и проведения личностно-ориентированного кл. часа

1. Составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год

§ метод социологического опроса,

§ «незаконченное предложение» (больше всего меня волнует проблема…, Я считаю, что нам нужно обсудить….)

§ почва

§ строим новый классный дом

§ памятник проблеме века

2. Уточнение темы кл. часа и генерирование идей по его подготовке

3. Выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, определение его организаторов.

4. Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке КЧ.

5. Составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана КЧ.

(продумываются вопросы:

как обеспечить позитивный эмоциональный настрой?

Когда и как будут представлены результаты подготовительной работы?

Где дети смогут проявить инициативу?

Кто из них сможет выполнить ведущую роль в КЧ?

Как подвести итог КЧ, чтобы стимулировать дельнейшую деятельность детей?)

6. Проведение

Вступительная часть – цель – обеспечить ясное понимание всеми учащимися темы и целей классного часа

Основная часть – создание ситуаций для проявления своей индивидуальности, творческих способностей (мини конкурсы с творч. Заданиями, презентация интересов и увлечений, смотр достижений, тренинги и развивающие игры)

Заключительная часть – анализ совместной деятельности, подведение ее итогов, определение индивидуальных и групповых заданий.(задание самому себе)

7. Анализ и оценка результативности КЧ и деятельности по его подготовке и проведению (наблюдение за поведением, барометр настроения, цветограмма)

 

Сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного классного часа

Основные компоненты кл.часа Традиционный Личностно-ориентированный
Целевой Направлен на усвоение уч-ся принятых в обществе ценностей, норм отношений и образцов поведения Цели связаны в первую очередь с развитием индивидуальности, субъектности, креативности
Содержательный Содержание составляет социально одобряемый опыт построения деятельности, общения и отношений, оно регламентируется нормативными документами. Тему кл.часа определяет сам педагог, редко - члены ученического самоуправления   Содержание является личностно значимым и включает материал, необходимый для самовоспитания, самоопределения, самоутверждения личности. В определении тематики участвуют дети.
Организационно-деятельностный Главным организатором деятельности и общения детей является учитель. Взаимодействие участников Кл. часа строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы, субъектно-объектных отношений м\д педагогом и детьми. Совместная деятельность жестко регламентируется и осуществляется в соответствии с планом педагога.   Уч-ся являются полноправными организаторами кл.часа, акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности. Создается ситуация выбора и успеха, преобладают субъект-субъектные отношения и полилоговые формы общения.
Оценочно-аналитический При оценке эффективности кл.часа внимание обращается на объем, новизну, духовную ценность передаваемой детям информации, культуру и оригинальность ее изложения, качество ее усвоения учащимися. В качестве критериев результативности Кл. часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся, комфортность и активность их участия в кл.часе.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 5. Методы воспитания | Пример воспитательной системы школы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.