Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовая система

Финансы в целом делятся на 2 уровня:

  1. централизованные (гос.) финансы
  2. финансы частных предприятий и корпораций, финансы домашних хозяйств

Финансы второго уровня в рыночных условиях имеют обособленный от гос-ва характер, но в современных условиях государство имеет достаточно мощные рычаги воздействия на финансы частных предприятий. Воздействие это осуществляется для достижения каких-либо целей в развитии экономики и общества.

Финансовая система представляет собой совокупность фин.отношений и фин.субъектов, т.е. учереждений которые обслуживают фин.отношения.

Фин.отношения строятся между государством и юр.и физ.лицами, между юр.лицами и физ.лицами, между юр.лицами и отдельными гос-вами.

Субъектами финн.отношений являются предприятия и организации всех форм собственности, как производ., так и непроизвод., финансово-кредитные учереждения (фонды, страховые компании, сберегат.союзы и кооперативы и т д), чисто финн.учереждения (казначейства, налоговые и органы гос.власти)

Финансовая система:

  1. Финансы предприятий, организаций, учереждений

- финансы коммерч.предприятий,орг-ций

-финансы некоммерч.орг-ций и учереждений

-финансы обществ.объединений

-финансы финанс.посредников (фонды, общества)

2. Финансы страхования

- финансы личного страхования

- имуществ.страхования

- социального страхования

- страхование ответственности

- страхование предпринимательских рисков

3. Гос.финансы

- гос.бюджет

- бюджет субъектов, местные бюджеты

- внебюджетные фонды

- гос.кредит

4. Финансы домашних хозяйств

Первый блок-это фундамент финансовой системы, поскольку предприятие организации, в основном, работает в материальном производстве, где создаются ВВП и НД. От эффективности работы этого блока и величины создаваемых фин.ресурсов зависит благосостояние общества.

Второй блок выполняет двоякую роль в фин.системе. С одной стороны, страхование, обеспечивая возмещение убытков и потерь, служит обеспечению непрерывности обществ.воспроизводства, с другой стороны, страхование является одним из важных элементов в фин.системе, обеспечивая перелив временно свободных ден.с.тем, кто в них нуждается.

Третий блок – этот блок является ведущим в финн.системе общества,т.к. с его помощью осуществляется распределение и перераспределение ден.ресурсов на межотраслевом, внутреотраслевом уровнях производственной сферы; между производств.и непроизводств.сферами, между различными территориями и группами населения НД страны.

Фин.система мб построена в соответствии с двумя принципами:

  1. демократического централизма (согласно этому принципу все блоки и звенья в финн.системе являются составными частями единой глобальной финанс.системы общества. Здесь права и компетенции нижележащих и вышележаших звеньев, как правило, четко не определены. Такой принцип характерен для стран с командно-администр.системой управления.
  2. бюджетный (фискальный) федерализм. Согласно этому принципу права различных уровней власти и органов гос.управления не пересекаются (строго определены). Правительство со своим федерал.бюджетом отвечает за общенационал.цели и приоритеты (космос, экология, образование, оборона), а местные органы власти – за охрану обществ.порядка, ЖКХ, образование, здравоохранение, дороги, транспорт. Данный принцип характерен для стран с демократич.устройством и рыночной системой хозяйства.
  3. Функции финансов
  1. распределение и использование денежных ресурсов. Распределение НД и его использование заключается в формировании основных, первичных доходов, к которым относится зарплата рабочих и служащих, фермеров, крестьян, занятых в материал.производстве, а далее НД перераспределяется и формируются вторичные производственные доходы в отраслях непроизводст.сферы. Из этого видно, что финансы обслуживают разные этапы распределения, функционируют во всех сферах обществ.жизни
  2. воспроизводственная – благодаря распредел.ф-ции финансы обслуживают воспроизводственный процесс в целом, активно влияя на все его стадии, прежде всего на предприятия с помощью формирования фондов на текущий капитальный ремонт, на реновацию осуществл.возмещение стоимости потребленных средств производства и образования доходов в различных формах. Эта же функция в определенной степени обеспечивает поддержание макробалансирование экономики. Если в командной экономике это осуществ. С помощью прямого бюджетного финансирования, то в рыночной через разработку гос.программ экономич.и социал.развития, в которых роль бюджетного финансирования сравнительно невилика, а в основном упор делается на косвенные, финансово-кредитные методы регулирования..
  3. контрольная, связанная с движением стоимости обществ.продукта, выраж. В ден.форме, обладают свойством количественно через фин.ресурсы и фонды отображать производств.процесс в целом и различные его фазы. Следовательно, финансы способны постоянно «сигнализировать» о разных неполадках, отклонениях в ходе производств.процесса. Отсюда и возникает сама возможность контроля. Фин.контроль имеет 2 стороны: с одной стороны, это гос.контроль, а с другой внутренний.
  4. регулирующая – государство через фин.рычаги (налоги, ставки сборов, пошлины,способы расчетов налогооблаг.базы, льгот и т д) может эффективно воздействовать на деятельность предприятий и отраслей стимулирующим или запретительным отношением
  5. финансы представляют собой объективную категорию и в этом смысле они присутствуют в любой эконом.системе. Но хотя финансы объективны, в них присутствует и вещественный субъективный элемент, т.к.строят фин.отношения люди и от них во многом зависит, насколько финансы будут функционировать эффективно, насколько эти отношения будут соответствовать интересам всех хоз.субъектов общества. Как экономический инструмент хозяйствования, финансы способны количественно и качественно влиять на общественное воспроизводство. Количественное влияние характеризуется масштабами и пропорциями мобилизуемых, распределяемых и используемых фин.ресурсов, а как влияние – воздействием финансов на материальные интересы участников рынка. Происходит это через формы организации фин.отношений.

В условиях командной экономики государство практически не использовало количественный и качественный методы воздействия на процессы воспроизводства. Фин.ресурсы изымались и распределялись в соответствии с гос.планами, поэтому централиз.распределение и прямое бюджетир.децентрализирование развивало иждивенчество и безответственность в использовании фин.ресурсов. В рамках использования финансов выделяют 3 основных направления воздействия финансов на процессы обществ.развития:

1. финансовое обеспечение потребности расшир.производства

2. финансовое регулирование экономических и социальных процессов

3. финансовое стимулирование повышения эффективности производства

Все эти направления могут быть успешно реализованы лишь при покрытии производственных затрат фин.ресурсами.

Фин.ресурсы – ден.фонды (сбережения, накопления), аккумулируемые государством, организациями и домохозяйствами, имеющими целевое назначение. Это основной источник расширения воспроизводства. Фин.ресурсы аакумулируются всеми элементами ВВП. Фин.ресурсы формируются также за счет части национал.богатства, вовлеченной в хоз.оборот, переходящих остатков бюджетных средств, обращаемых на покрытие затрат текущего года; резервных фондов страховых организаций, средств от продажи части золотовалютных запасов страны, выручки от реализации имущества (гос.и муницип.), от приватизаций и т п.

Существенным источником фин.ресурсов являются доходы от внешнеэкономической деятельности и нашей собственности за рубежом. В рыночных условиях при формировании фин.ресурсов могут быть использованы ресурсы фин.рынка (кредиты банков, кредиторская задолженность, средства от выручки ценных бумаг и т п)

Основными видами фин.ресурсов являются: прибыль, различные виды налогов, амортизация, страховые фонды и т д.Фин.ресурсы формируются прежде всего на микроуровне у субъектов хозяйствования. Это децентрализованные фин.ресурсы. Они направлены на увеличение оборота средств вложения, финансирование научно-технических разработок, социальную сферу, экологические мероприятия и др.Потребности воспроизводства на макроуровне обеспечиваются за счет централизации фин.ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные формы. Средства этих фондов направляются на оборону, управление, социал.сферу частично экономику и т д.

Всю историю советского государства фин.ресурсы отличались крайним дефицитом. Основной путь решения проблемы дефицита фин.ресурсов видится на пути перехода к рынку. Это позволяет в корне изменить подходы к изысканию, образованию и направлениям использования ден.с. Появляется заинтересованность в увелечении резервов роста собственных фин.ресурсов за счет увеличения прибыли, используется ускорение амортизации, снижение издержек. Обеспечение фин.ресурсами производственного процесса может осуществляться в трех формах:

  1. самофинансирование – основывается на использовании собственных финанс.ресурсов субъектов хозяйствования
  2. использ. заем и привлеченных средств – расходы субъектов хозяйствования покрываюся за счет кредитов банка или привлекаемых средств от выпускаценных бумаг.
  3. гос.финансирование на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов.

Регулярными в рыночных условиях являются первые два способа, а третий применяется теми предприятиями, которые работают в рамках целевых гос.программ (госпредприятиями).

С целью обеспечения непрерывности обществ.воспроизводства, большое значение имеют создаваемые каждым субъектом хозяйствования и гос-вом финанс.резервы.Они также создаются в 3-х формах:

1. метод самострахования – финанс.резервы создаются за счет собственных фин.ресурсов

2. метод страхования – финанс.резервы создаются специализированными страховыми организациями

3. бюджетный – часть финанс.резервов создается в форме резервных фондов в бюджетах разного уровня. Наиболее экон.целесообразными являются 2-й и 3-й методы, поскольку в этом случае достигается более высокая оборачиваемость оборотных средств.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Финансовый рынок
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.