Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды надбавок и калькуляция издержкоемкости




Калькулирование и оперативный анализ себестоимости продукции (работ, услуг)

Снижение затрат на 1 руб. товарной продукции.

четыре фактора:

- изменение структуры выпущенной продукции;

- изменение уровня затрат на производство отдельных изделий;

- изменение цен и тарифов на потребленные материальные ресурсы;

- изменение цен на товарную продукцию.

4. показатель снижения себестоимости сравнимой продукции х арактеризует динамику снижения себестоимости разнородной продукции, работ и услуг. Он представляет собой суммированную по всем видам продукции экономию, отнесенную ко всей себестоимости этой же продукции в базисном году и выраженную в процентах.

 

Анализ структуры затрат на производство начинается с определения удельных весов (в процентах) отдельных элементов затрат в общей сумме затрат и их изменений за отчетный период (за год, реже за квартал).

Важным разделом управления себестоимостью продукции является анализ взаимосвязи себестоимости, объема продаж и прибыли.

Маркетинговый анализ должен ответить на вопрос: продавать ли небольшое количество изделий, но по относительно высокой цене, с ориентацией на состоятельного покупателя и индивидуальными запросами или продавать много изделий, ориентированных на массового покупателя, по относительно низкой цене.

Второй путь требует решения проблемы снижения расходов и себестоимости продукции; для этого необходим анализ поведения расходов.

При анализе взаимосвязи расходов, объема продукции и прибыли вычисляют точку преломления убытков и прибыли, или порог рентабельности. Эта точка характеризует продажную выручку, когда уже нет убытков, но еще нет прибыли.

Калькулирование -Определение затрат в стоимостной (денежной) форме на производство единицы или группы единиц изделий или на отдельные виды производств.

Калькулирование дает возможность определить фактическую или плановую себестоимость объекта или изделия и является основой для определения ожидаемого дохода.

Калькуляция применяется и как способ расчета себестоимости продукта, и как форма документа, в котором представлен расчет плановой и фактической себестоимости единицы продукции (работ, услуг).

Калькулирование себестоимости — исчисление в денежном выражении затрат на производство и реализацию продукции, работ и услуг. Себестоимость единицы продукции определяется по калькуляционным статьям затрат — группам затрат, выделяемым в калькуляции.

 

Принципиальное отличие группировки затрат по статьям калькуляции от группировки по экономическим элементам заключается в наличии в ней комплексных статей, объединяющих элементы, разнородные по экономическому содержанию, по назначению расходов и месту их производства, способу распределения между отдельными видами продукции и в зависимости от изменения объема производства. Группировка затрат по статьям калькуляции позволяет выделить затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом, и затраты, относящиеся к обслуживанию производства и управлению.

Группировка затрат по статьям расхода применяется предприятиями при определении себестоимости единицы отдельных видов продукции.

Перечень статей затрат, их состав и методы распределения по видам продукции (работ, услуг) определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства.

При этом устанавливаемая для соответствующей отрасли группировка затрат по статьям должна обеспечить выделение прямых затрат. К ним относятся затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом изготовления конкретных видов изделий, определяемые на единицу продукции или по отдельным участкам производства на основании данных прямого учета и прямо относимые на отдельные виды изделий.

Косвенные затраты связаны с работой цеха или предприятия в целом и не могут быть отнесены на отдельные виды изделий, а должны распределяться между ними косвенным образом, т. е. по какому-либо условному признаку. В большинстве отраслей промышленности в номенклатуре статей калькуляции выделяют затраты: на сырье и материалы; топливо и энергию на технологические цели; покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера; заработную плату и отчисления на социальные нужды: общепроизводственные и общехозяйственные расходы, потери от брака, коммерческие расходы.

ОБЪЕКТ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ — изделие, услуга, производственная операция, на которую относят затраты. Это может быть:

* вид готовой продукции (основной объект калькулирования);

* часть изделия (деталь, узел); * полуфабрикат;

* работа (ремонт помещения); * услуга (консультирование);

* производственная операция (себестоимость мясного фарша).

В каждом случае объект учета затрат должен быть четко определен.

ЕДИНИЦА КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ — это единица измерения калькуляционного объекта. Все многообразие единиц измерения можно свести к следующим группам:

* натуральные единицы — весовые (т, кг, г, л); количество (шт.); длина (м, км, пог.м); площадь (м2); объем (м3, л).

* эксплутационные единицы — час работы машины; тонна-километр перевозки грузов; нормо-час.

* стоимостные единицы — выполненная работа (объем продукции) измеряются в денежном выражении. В этом случае определяют затраты на 1 рубль продукции.

 

Калькуляция себестоимости единицы продукции — расчет прямых и косвенных затрат на единицу продукции, т. е. с полным распределением затрат. Отнесение косвенных затрат на единицу продукции осуществляют по доле этой продукции в производственной программе.

ВИДЫ КАЛЬКУЛЯЦИЙ:

* по времени составления — плановые (калькуляция, которая определяет среднюю себестоимость на очередной плановый период (год, квартал) и используется для установления оптовых цен, базирующихся на прогрессивных нормах расхода рабочего времени, материалов, электроэнергии и прочих затрат) и отчетные калькуляции (калькуляция, которая составляется по данным бухгалтерского учета производственных затрат и служит средством контроля за выполнением плана по себестоимости, для изучения ее динамики и поиска резервов снижения затрат).

 

Плановые калькуляции составляются до, отчетные — после изготовления продукции, отчетные калькуляции отличаются от плановых тем, что в них представлена информация 6 величине, составе и структуре фактической себестоимости приобретения, производства или реализации единицы продукции в сопоставлении с плановыми нормативными данными:

* по способу группировки затрат; поэлементные и постатейные калькуляции. Поэлементная калькуляция показывает затраты по однородным элементам (материалы, оплата труда, амортизационные отчисления и т. д.). Постатейные калькуляции показывают назначение затрат (технологические, обслуживания, управления);

* по объему затрат — технологические, цеховые, производственные, полные калькуляции. Технологическая калькуляция включает только прямые затраты, непосредственно связанные с технологией. Цеховая калькуляция включает все затраты цеха (структурного подразделения) на производство продукта. Производственная калькуляция включает затраты всего предприятия на производство продукта. Полная калькуляция показывает производственные и реализационные расходы.

В калькуляцию свободной отпускной цены включают следующие слагаемые: полную себестоимость (производственную себестоимость плюс внепроизводственные расходы), налог на добавленную стоимость, прибыль, а по некоторым товаром и акциз.

Уровень цен должен быть достаточным, чтобы заинтересовать товаропроизводителей в увеличении выпуска, улучшении качества и расширении ассортимента товаров.

 

 

ФОРМЫ КАЛЬКУЛЯЦИЙ

Элементы затрат Затраты на ед. продукции Затраты на выпуск
1. Материалы покупные, всего В том числе: основные материалы полуфабрикаты топливо и энергия вспомогательные материалы 2. Заработная плата 3. Начисления на оплату труда 4. Амортизация основных средств 5. Прочие затраты Итого:

 

КАЛЬКУЛЯЦИЯ ПО СТАТЬЯМ

  Статьи затрат   На единицу Сумма
кол-во цена сумма кол-во сумма
1. Сырье и основные материалы за вычетом отходов          
2. Полуфабрикаты покупные          
3. Топливо и энергия на технологические цели          
4. Основная оплата труда рабочих          
5. Дополнительная оплата          
6. Начисления на оплату труда          
7. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования          
8. Цеховые расходы (себестоимость структурного подразделения)          
9. Общепроизводственные расходы (производственная себестоимость)          
10. Внепроизводственные расходы          
11. Потери от брака          
ПОЛНАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ          

 

Калькуляция сбытовых цен — калькуляция цен реализации товара через сбытовую сеть, фактически состоит из оптовой цены производителя, транспортных издержек и калькуляции затрат сбытовой организации/

 

Существенную роль в формировании и снижении себестоимости продукции играет оперативный экономический анализ. С его помощью своевременно оцениваются складывающиеся хозяйственные ситуации с формированием себестоимости производимой продукции, вовремя вскрываются отрицательные причины и недостатки в работе.

Задача оперативного анализа — своевременная оценка складывающейся или уже возникшей хозяйственной ситуации, вызывающей отклонения от сформированных калькуляций, выработка срочных мероприятий, обеспечивающих качественное выполнение планового задания

В течение отчетного периода могут возникать самые разнообразные по содержанию и времени действия хозяйственные ситуации. Один из них ведут к перерасходу материальных и трудовых ресурсов, другие, наоборот, создают благоприятные условия для экономии этих ресурсов. Например, недостаточно качественная наладка производственного оборудования вызывает повышенный. выход возвратных и безвозвратных отходов и, как следствие, рост себестоимости изготавливаемой на нем продукции. Если в этих ситуациях оперативно не анализировать факторы формирования себестоимости и не принимать соответствующих мер по устранению и предупреждению отрицательных факторов, по выявлению и использованию передового опыта, то последующий анализ себестоимости продукции по месячной отчетности не сможет их вскрыть и воздействовать на эти отрицательные факторы, так как они действовали небольшой отрезок времени и в сумме с положительными факторами не вызвали общего отклонения себестоимости от запланированного уровня по данному элементу затрат.

Характерной особенностью оперативного анализа себестоимости является своевременность: он проводится в течение того отрезка времени, в котором возникли и продолжают действовать краткосрочные причины, вызывающие отклонения в формировании себестоимости продукции. Пропуск этого срока ведет к бесполезности результатов анализа, даже если он произведен быстро, так как возникнут новые причины, вызывающие иные последствия.

В процессе оперативного анализа себестоимости необходимо выявлять и изучать не все факторы, влияющие на себестоимость продукции, а только основные, решающие в данном звене производства, которые вызывают существенные отклонения от программы формирования себестоимости продукции.

Известно, что себестоимость вырабатываемой продукции формируется под воздействием множества разнообразных факторов с различными силой и направлением действия. Выявить и измерить эти факторы в оперативном цикле управления практически невозможно, да и нецелесообразно. Необходимо прежде всего установить, какие из них являются главными, решающими на определенных стадиях создания потребительной стоимости, а затем организовать оперативный анализ этих факторов с учетом специфики соответствующих производств.

Так, в ряде отраслей промышленности (текстильной, химической, пищевой, металлургической, стекольной и др.) сырье и материалы используются для производства продукции в комплексе, в виде смесей, составляемых в соответствии с утвержденными рецептурами. Уже на начальной стадии этих производств, в процессе составления смесей, могут возникать допустимые отклонения от рецептуры: уменьшение вложения одного компонента и увеличение другого, замена отдельных компонентов с сохранением утвержденного уровня качества смеси. Каждый компонент смеси имеет свою определенную цену. Названные изменения состава смеси в допустимых пределах могут приводит к значительному повышению или снижению себестоимости вырабатываемой из нее продукции.

Фактор замены материалов может оказать влияние на себестоимость продукции в результате изменения нормы расхода заменяющего материала по сравнению с заменяемым и изменение их цен.

В определенной мере это относится и к другим элементам затрат, например к заработной плате. С помощью оперативного анализа вскрываются причины и виновники допущенного перерасхода фонда заработной платы с целью быстрейшего его устранения и предупреждения.

Это же относится и к топливу, энергии всех видов, вспомогательным материалам и др., чтобы своевременно предупреждать и устранять причины возникновения их перерасхода. Расчеты отклонений по этим элементам затрат не представляют большой сложности. Например, ежедневные отклонения (экономия, перерасход) по расходу воды, топлива и энергии всех видов на технологические цели определяются путем умножения плановой цены их единицы (тонны, киловатт-часа, мегакалории, кубического метра и т. д.) на отклонения от калькуляции, скорректированные на фактический выпуск продукции.

Эффективность оперативного анализа себестоимости во многом зависит от качества калькуляций и организации учета, включая своевременную обработку первичной документации.

 

После того как установлены свободные отпускные цены, к ним могут применяться три вида надбавок:

1. снабженческо-сбытовые,

2. оптовые

3. торговые.

Применение их зависит от товародвижения, т. е. от того, какие звенья участвуют в реализации товаров. Так, если товары реализуются через посредников, то в этом случае применяется снабженческо-сбытовая накидка. Она устанавливается по согласованию сторон, в ней учитываются издержки обращения и налог на добавленную стоимость. Для снабженческо-сбытовых организаций, являющихся монополистами, установлен предельный уровень рентабельности. Он составляет 50% к издержкам обращения. Снабженческо-сбытовая надбавка по товарам народного потребления устанавливается в процентах к свободной отпускной цене, включая налог на добавленную стоимость. Свободная отпускная цена вместе со снабженческо-сбытовой надбавкой называется ценой закупки.

Оптовую надбавку применяют оптовые организации государственной торговли, оптовые базы других управлений рабочего снабжения и другие оптовые организации, основной задачей которых является обеспечение товарами предприятий розничной торговли и бытового обслуживания. Оптовая надбавка устанавливается по согласованию сторон. В нее включаются издержки обращения и НДС. Большинство предприятий оптовой торговли вошли в Государственный реестр предприятий-монополистов, поэтому для них установлен предельный размер рентабельности, он составляет 3% к товарообороту. Необходимо иметь в виду, что оптовая надбавка учитывается в торговой.

Торговая надбавка применяется при реализации товаров непосредственно населению. Ее устанавливают сами предприятия розничной торговли с учетом конъюнктуры рынка. В нее включаются издержки обращения, оптовая надбавка (если товары поставляются оптовыми предприятиями), налог на добавленную стоимость. Для предприятий — монополистов розничной торговли установлен предельный уровень рентабельности в размере 8% к товарообороту. Торговые надбавки устанавливаются к свободной отпускной цене (с НДС) или к цене закупки.

Свободная розничная (рыночная) цена — это сумма свободной отпускной цены и торговой надбавки к ней. Торговая надбавка служит источником финансирования издержек обращения и образования прибыли, требующейся для нормального функционирования торговых предприятий. Если в товародвижении участвует склад оптового предприятия, то оно реализует товары по отпускным ценам и удерживает в свою пользу оптовую надбавку к этим ценам — часть торговой надбавки. Размер оптовой надбавки оптовое предприятие устанавливает по договоренности с покупателями — предприятиями розничной торговли и общественного питания.

Свободную розничную цену, по которой товар продается населению, розничное торговое предприятие определяет самостоятельно с учетом сложившейся в данное время и в данном регионе конъюнктуры рынка, исходя из свободной отпускной цены и торговой наценки к ней. Величина наценки может колебаться в зависимости от спроса и предложения и индивидуальных условий работы того или иного торгового предприятия. Чтобы рассчитать конкретную величину торговой надбавки (не превышающую предельной), используют торговую калькуляцию. Она равна сумме плановых издержек обращения, оптовой надбавки и плановой прибыли. Часть прибыли розничное торговое предприятие направляет в фонд регулирования свободных розничных цен (фонд коммерческого риска). Для устранения несоответствия платежеспособного спроса и предложения по отдельным товарам или их группам свободные розничные цены могут быть повышены или снижены. Потери от снижения цен компенсируют из фонда коммерческого риска.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.