Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пути повышения экономической эффективности использования лесных ресурсов




Сокращение запасов древесины обуславливается следующими причина:

1) природные. Гибель лесов проявляется в погодных аномалиях, пожарах (10 % лесных пожаров происходит независимо от человека), болезнях, повреждений дикими животными и насекомыми (12 % всей площади усыхающих лесов приходится на долю вреда нанесенного насекомыми)

2) антропогенные. Лесные пожары, 90 % которых приходятся на вину человека), процессы хоз. освоения территории (строительство, прокладка коммуникаций и т. д.)

3) хозяйственные. Сокращение запасов лесных ресурсов обусловливается объемами и методами заготовки древесины, а также последующими этапами доведения её до конечного потребителя.

Пути повышения эффективности лесных ресурсов:

1) оптимизация возрастной структуры лесов. Размер лесозаготовок примерно равен 10-12 млн.м³, что составляет от 40 до 50 % ежегодного среднего прироста.

2) совершенствование производственно-технических процессов при заготовке древесины. Потери на лесосеке составляют около 30 % от всей древесины. При заготовке древесины теряется кора, сучья- 12 %, пни- 8 %, отдельные деревья.

3) совершенствование технологий переработки древесины. Недостаточное развитие хим. способов переработки древесины не позволяет в должной мере использовать ресурсы.

4) снижение природоёмкости и материалоёмкости продукции, производимой из древесины. На единицу конечного продукта тратится в 5-6 раз больше сырья, чем в развитых странах.

5) создание комплексных предприятий, сочетающих лесозаготовительное производство и лесное хозяйство.

6 ) сертификация отечественных лесхозов позволяет дополнительно увеличить на 10-12 % выручку от реализации древесины.

7) экономия древесины.

30.ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ЕГО ПРОБЛЕМЫ

Чтобы раскрыть проблематику энергосбережения на сов­ременном этапе, ответить на вопрос, кто виноват в допущен­ных просчетах, следует заглянуть в пашу недалекую историю и проследить, какие факторы определяли становление энерге­тики в годы советской власти.

Семьдесят лет мы строили повое общество в огромной стра­не, будучи убежденными, что природные ресурсы ее неисчер­паемы. Главным традиционно считалась не эффективность производства, а справедливое распределение благ. Пренебрежение экономической стороной дела являлось одной из главных причин существующего положения в энергосбережении.

Оно привело, во-первых, к тому, что при сравнений вариантов стали использоваться натуральные показатели - расхо­ды металла, цемента, трудозатрат и пр., - не дающие целос­тного представления об истинной экономической эффектив­ности. В экономических взаимоотношениях между предприя­тиями и предприятий с государством использовались волевые цены на энергоресурсы и другие виды продукции. Это "двойная» бухгалтерия содействовала тому, что заложенные в проекты энергосберегающие мероприятия и технологии на практике оказались экономически невыгодными и в большинстве случаев либо не реализовывались, либо бездействовали.

Кроме того, государство всегда стремилось занизить цены на энергоресурсы волевым порядком, несмотря на высокую и растущую их стоимость на мировом рынке. Делалось это для создания видимости экономической конкурентоспособности производимой продукции и дешевизны услуг, оказываемых населению. А на практике получалось, что экономические просчеты, связанные с низкой производительностью труда и неэф­фективностью управления, во многом оплачивались перерасхо­дом энергоресурсов, ложась дополнительным бременем па топ­ливно-энергетический комплекс народного хозяйства в целом.

Во-вторых, государство всегда устанавливало приоритет плана над экономическими возможностями и эффективностью.

Когда не хватало денег на строительство запланированных объектов, а не хватало их практически всегда, то шли по ли­нии урезания сметных затрат, в первую очередь на экологические и энергосберегающие мероприятия. По этой причине сплошь и рядом не осуществлялась установка систем, пред­назначенных для улавливания загрязнений, использования уходящего тепла, регулирования энергопотребления и т.д.

Немаловажное значение в деле неэффективного использо­вания энергоресурсов принадлежало и человеческому факто­ру. Основную негативную роль, думается, здесь сыграли от­чужденность людей от исполняемого ими дела; отсутствие или мизерность экономического стимулирования труда вообще и вознаграждений за принятие и реализацию более экономич­ных решений.

Согласно статистическим данным потребление энергии в Республике Беларусь за первый период девяностых годов уменьшилось в 1,37, а душевое — в 1,53 раза. Столь резкое его снижение не было результатом успехов энергосбережении. Скорее оно стало следствием кризисного состояния экономики республики и было связано с сокращением производства, сни­жением ввода жилья и с другими негативными явлениями.

31. Сущность и задачи мониторинга состояния окружающей среды (ОС). Мониторинг ОС -постоян. компл. наблюдение за её состоянием, а также оценка и прогноз сост. ОС и её загрязнения. В систему мониторинга входит наблюд. за след. прир. средами: -воздушная среда; -поверхностные воды; -водные экосистемы; -геологическая среда; -наземные экосистемы.

Выделяют след. этапы провед.мониторинга:1.выделение(определение) объекта мониторинга; 2.обсслед. выдел. объекта наблюд.;3. сост-ние информ. модели для объекта набл.;4.оценка сост. объекта набл. и идентификация его информ. модели;5.прогноз измен. сост. объекта набл.;6.предост. инфо. в удобной для пользователя форме и доведение его до потребителя.

По содержанию разл-т след. виды мониторинга: биосферный -ведётся слежение за общемир. процессами и явлениями в биосфере земли; медицинский -слежение и контроль за пок-ми кач-ва ОС собл. кот. обеспеч-т условия благопр. для жизни и безоп-ти здоровья; импактный - а) в чрезвычайных ситуациях, т.е. при угрозе аварий и катастроф, стих. бедствий и т.д. б) локальный-набл. вед-ся за возд-ем на ОС отдельно взятых пром. объектов и предприятий загрязнителей; биологический -слеж. вед-ся за биол. видами-биоиндикаторами; базовый -вед-ся набл. за атмосф. азоном и сейсмическим режимом на тер-рии страны; экологическкий -система длит. набл. в простр-ве и во времени за ОС при кот. обесп-ся пост. оценка экол. условий среды обитания чел. и др. биол. объектов, а также оценка состояния функционир. ценности экосистем.

Главная цель экол. мониторинга: обеспечение своеврем. и достов. инфо. системы упр. эколог. безопасностью. Осн. задачи эколог. мониторинга:1.набл. за источником и фак-ми антропоген. воздуха и ОС; 2.оценка фактического состояния ОС; 3.прогноз изменения кач-ва ОС.

По степени охвата тер-рии разл-т след. уровни эколог. мон-га: локальный; региональный; национальный; глобальный.

 

32. Организация системы наблюдения за состоянием окружающей среды (ОС). Основывается на базе служб: 1.)гидрометерологическая: -мониторинг атмосф. воздуха организ-н на стационарных постах в 16 городах республики, кроме того пров-ся эпизодические наблюд. ещё в 16 городах респ.; -за сост. поверхн. вод ведётся набл. в 93 пунктах на 146 створах(точки отбора проб). Регулярн. набл. охвачено 53 реки,10 озёр. 5 водохранилищ; -мониторинг земель пров-ся на 100 пунктах, располож. равномерно на тер-рии Беларуси; -мониторинг радиоационого набл. осущ-ся путём ежедн. измер. на 54 станциях доз гамма-излучения.

2.)санитарноэпидемиологическая: - на 152 стац. пунктах выполн-ся отбор и анализ проб воздуха и кач-ва питьевой воды.

 

33. Основы экологического нормирования

Экологическое нормирование – процесс установления показателей предельно допустимого воздействия человека на окр. среду в соответствии с требованиями законодательства.

Сис-ма экологического нормирования подразделяется на 3 части:

1) технологическая – способность экономики обеспечивать выполнение установленных пределов воздействия человека на окр. среду.

2) научно-техническая – способность технич. ср-в контролировать соблюдение пределов воздействия по всем направлениям, требует постоянного совершенствования.

3) медицинская – определенные нормативы кач-ва окр. среды, которые определяют пороговый уровень угрозы здоровью и компонентам биосферы, своеврем. устанавливаются и корректируются (ПДК, ПДВ, санитарно-защитные зоны)

Нормативы предельно допустимых воздействий (ПДВ) пересматриваются и корректируются каждые 3-5 лет.

 

34. Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ)

ГЭЭ – сис-ма мероприятий, связанных с определением экологич. обоснованности концепций и схем размещения производственных сил, наличаемой хоз-ной или иной деятельности, правильности и достоверности выполнения оценки воздействия этой деят-сти на окруж. среду,природные ресурсы и здоровье населения.

Цель ГЭЭ: определить уровень экологич. опасности, кот. может возникнуть в процессе хоз-ной деят-сти в настоящем и будущем.

ГЭЭ проводится на основании принципов:

- законности,

-научной обоснованности,

-комплексности,

-гласности.

Проводят органы Министерства природных ресурсов и охраны окруж. среды республиканского местного уровня.

Срок проведения: в течении 2х мес., в исключ. случаях до 3х мес.

Реализация проектов, подлежащих ГЭЭ без ее положительного заключения – ЗАПРЕЩАЕТСЯ и не подлежит финансир-ю.

ГЭЭ подлежат:

1) предплановая, предпроектная и проектная документация по хоз-ной и иной деят-сти, которая может отрицательно воздействовать на окр. среду.

2) проекты планов, программы, схемы развития и размещения производ-х сил и отраслей народного хоз-ва.

3) дейсьвующие предприятия и иные объекты,

4) эколог. сост-е отдельных регионов.

Общественная экологич. экспертиза (ОЭЭ) осущ-ся независимыми группами специалистов по инициативе общественных организаций, местных исполнит. комитетов и граждан, за счет собственных средств или на общественных началах ОЭЭ проводится независимо от ГЭЭ. Заключение ОЭЭ носит рекомендательный хар-р.

Экологич. контроль представляет собой сис-му мер по контролю и надзору за сост-ем окр. среды.

Экологич. контроль делится на:

1) гос. контроль: призван обеспечить соблюдение норм и стандартов, а также следить за рац. использ-ем природных ресурсов, его функции возложены на местные советы, исполнит. органы, органы гос. управ-я по природным ресурсами охране окр. среды.

2) Ведомственный контроль: осущ-ся республ. органами гос. управления в целях обеспечения подведомственными предприятиями мероприятий по охране окр. среды.

3) производственный контроль: проводит экологич. служба предприятий, организаций и др. хоз-х объектов

4) общественный контроль: могут осуществлять общественные организации и трудов. коллективы.

 

35.Экологич.адит,учет и анализ в природопользовании.

Экологич.аудит-систематизированная, преиодическая, подкрепленная документами объективная оценка экологичности пр-ва и оборудования.

Объекты экологич. аудита:

1.имущество, т.е. земельные участки, природные объекты, здания, сооружения, машины и оборудование и т.д.

2.текущие операции предприятия-производств.,коммерческие и прочие операции.

3.система управления предприятием в чрезвычайных ситуациях.

4.программа охраны окр.среды.

Для учета количеств., качеств. и иных характеристик природных ресурсов, а также объема, характера и режима использования ведутся ведутся гос. кадастры прир.ресурсов.

Кадастр прир.ресурсов-систематизированный свод количеств.,качеств.,организационных и территориально адресных показателей о естественно-физических, хоз.,экономических характеристиках и правовом статусе прир.ресурса.Составление кадастров осущ-ся на основе сл. принципов:

1.принцип платности: он означает использование прир.ресурсов в процессе пр-ва исключительно за плату.

2.принцип научной обоснованности: предполагает разумное сочетание экологич. и экономич.интересов общ-ва, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и комфортную для жизни окр.среду.

3.принцип комплексности: предусматривает многоцелевую направленность в использовании прир.ресурсов, развитии малоотходных и безотходных производств, глубокую переработку сырья.

Формирование общегос. сис-мы наблюдения и контроля за качеством прир.среды тесно связано с экономико-статистич. учетом и анализом природопользования.Система показателей статистич. отчетности включает сл. разделы:

1.охрана и рац.использование водных ресурсов.

2.загрязнение, охрана и состояние атмосферного воздуха

3.состояние и охрана земельных ресурсов.

4.охрана и рац.использование лесных ресурсов.

5.наличие и состояние заповедных территорий.

6.радиоактивное загрязнение территории

7.затраты на природоохранные мероприятия

 

 

36 Экономический ущерб, причиняемый народному хозяйству

Загрязнение окр. среды в рез-те антропогенной деят-ти наносит 3 вида ущерба:

- экологический (наносится урон сост-ю эколог-х систем)

- экономический ( выраженные в денежной форме дополн-е издержки, в следствии повышенного загрязнения окр. среды в рез-те антропогенной деят-ти)

Загрязнение окр. среды приводит к возникновению 2 видов затрат:

- на предупреждение воздействия загрязненной среды на хоз. объекты(строительство очистных сооружений, улавливающих сооружений)

- затраты, вызываемые прямым воздействиям загрязненной среды на объекты, т. е. прямой экон-й ущерб – коррозия металлов, разрушение почв

- социальный (наносится ущерб здоровью людей)

Выделяют след. объекты, по кот.можно получить количественные оценки экон-го ущерба:

1) экон-й ущерб здравоохранению

а)доп-е затраты на оплату биллютеней

б) доп-е затраты на мед. услуги

в) доп-е затраты, связанные с потерей продукции в рез-те заболеваемости

2) экон-й ущерб ЖКХ:

а)доп-е затраты на содержание

б) доп-е затраты населения на потребление бытовых услуг и товаров длит-го пользования

в) доп-е затраты на содержание коммун-го хоз-ва

3)экон-й ущерб сельскому и лесному хоз-ву

а)потери растениеводческой продукции, вызванные загрязнением окр среды

б) потери продукции животноводства

в) доп-е затраты лесного хоз-ва

4) экон-й ущерб промыш-ти и транспорту

а)доп-е потери на ремонт и восстановление осн-х фондов

б) потери сырья и топлива

в) потери, связанные с текучестью кадров




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.122 сек.