Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системный и структурный анализ деятельности

Деятельность как фактор развития личности

Лекция 5

 

Деятельность – это специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет ее целесообразное изменение и преобразование в интересах людей.

В психологии деятельность также трактуется как активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

Активность личности – (от лат. activus - деятельностный) – деятельное отношение личности к миру, характеризующееся интенсификацией целенаправленности, мотивации, осознанности, эмоциональности, а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность.

Активность человека приобретает особое значение как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1990).

Проявление активности всегда предполагает область своего проявления (познавательная активность, профессиональная активность, социальная активность) и объект преобразования.

Для педагогической науки важно понятие «ведущая деятельность». Понятие ведущей деятельности как психологической категории было введено Алексеем Николаевичем Леонтьевым в 1945 году.

Им были выделены три главные признака, присущие этой деятельности:

1. "Во-первых, это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифферен­цируется другие, новые виды деятельности /.../

2. Во-вторых, ведущая деятельность - это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психологические процессы /.../

3. В-третьих, ведущая деятельность - это такая деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребенка" /А. Н.Леонтьев. Пробле­мы развития психики. М.,1981,с.502-503/.

Фельдштейн Д.И. отмечает, что в жизни современного ребенка имеются шесть генетически преемственных типов ведущей деятельности:

- непосредственно-эмоциональное общение – у младенцев;

- манипулятивная деятельность – у ребенка в раннем детстве (преддошкольный возраст),

- игровая – дошкольников,

- учебная – у младших школьников,

- социально признаваемая и социально одобряемая – у подростка,

- учебно-профессиональная деятельность – у старшеклассника.

Системно-структурный подход позволяет определить и описать внутреннюю форму изучаемых и конструируемых педагогических объектов, способы взаимосвязи, взаимо­действия образующих его компонентов.

Потребности – внутренние состояния, выражающие зависимость живого организма от конкретных условий существования; основной источник активности личности.

Мотивы – побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности.

Человек, находясь под воздействием комплекса внешних и внутренних мотивов, выбирает главный из них, который превращается в цель деятельности направленной на его достижение. Говоря о цели, подразумевают, что любая деятельность осуществляется для чего-то, то есть, что она направлена на достижение определённой цели, которая трактуется как сознательный образ желаемого результата и определяется мотивацией субъекта деятельности. Поэтому цель можно также рассматривать как главный осознанный мотив. Отсюда становится понятным, что продуктивная деятельность носит мотивированный и осознанный характер. Цель включает в себя задачи.

План – проект, последовательность конкретных действий, отбор способов и методов достижения желаемого результат.

Действие – это акцент целенаправленной деятельности человека; регулируемой сознанием ожидаемого результата, условий и путей его достижения.

Результат (образовательного процесса) – изменения в знаниях, способностях, отношениях, ценностных ориентациях, физическом состоянии личности.

Анализ – изучение каждого элемента или стороны явления как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы, выделение в нём отдельных сторон.

Объектом деятельности педагога выступает деятельность обучаемого.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Творчество и инновации в педагогической деятельности | Педагогическое общение в структуре деятельности педагога
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.