Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иерархия целей




Лекция 11

Цель как системообразующий компонент педагогического процесса

Цель – это осознанное, выраженное в словах предвосхищение будущего результата педагогической деятельности. Цель также понимают и как формальное описание конечного состояния, задаваемого любой системе.

В педагогической литературе встречаются различные определения цели:

- цель – это элемент образовательного процесса; системооб­разующий фактор;

- цель (через целеполагание) – это этап управленческой деятельности (самоуправления) педагога и учащихся;

- цель – это критерий эффективности системы, процесса и управления образованием в целом;

- цель – это то, к чему стремится педагог и в целом образовательное учреждение.

Общая цель определяется как обобщенно выраженное намерение, отражающее желания и стремления личности и общества, но не определяющая конкретного результата. «Путь по которому следует идти, но не пункт назначения».

Характеристики общих целей: долгосрочность, длительность, бесконечность, неопределенность достижения, структурность (наличие промежуточных целей)неподверженность резким изменениям, широта охвата.

Общие требования общества

Цели системы образования

Цели конкретного учебного заведения (акцент на проф. образ.)

Цели образовательного процесса

Цели учебных дисциплин

Цели урока (темы)

Цели отдельных заданий

Конкретные цели – уточненные представления педагогов о желаемых изменениях учащихся.

Технологичность, неустойчивость, изменчивость, четка формулировка, прикладной характер по отношению к общим целям.

В образовательном процессе важна не только сама цель, но и то, как она определяется, вырабатывается. В этом случае необ­ходимо вести речь о целеполагании, целеполагающей деятель­ности педагога.

Целеполагание – процесс постановки цели, характеризуется как трехкомпонентное образование, которое включает в себя:

1) выдвижение и обоснование целей,

2) определение путей их достижения;

3) проектирование ожидаемого результата.

Целеполагания будет успешным, если оно осуществляется с учетом следующих требований:

Диагностичность, т.е. выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потербностей и возможностей участников педагогического процесса, а так же условий в которых протекает образовательный процесс.

Реальность, т.е. выдвижение и обоснование целей с уче­том возможностей конкретной ситуации. Необходимо соотнес­ти желаемую цель, проектируемые результаты с реальными условиями.

Преемственность, которая означает: а) осуществление свя­зей между всеми целями и задачами в педагогическом процес­се (частных и общих, индивидуальных и групповых и т.д.); б) выдвижение и обоснование целей на каждом этапе педагоги­ческой деятельности.

Идентификация целей, которая достигается через включенность в процесс целеполагания всех участников деятельности.

Направленность на результат, «замер» результатов до­стижения цели, что возможно, если четко, конкретно определены цели образования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.