Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Сущность, функции и типы государства




 

План:

1.Власть как общесоциологическая категория. Специфика политической (государственной) власти.

2.Понятие государства. Классовое и общечеловеческое в сущности государства.

3.Понятие и классификация функций государства.

4.Основные функции государства.

5.Формы реализации функций государства.

6.Типология государств.

 

3.1. Власть как общесоциологическая категория. Специфика политической (государственной) власти

Вопрос о сущности государства неразрывно связан с вопросом о политической власти. Чтобы разобраться в проблеме политической власти, необходимо понять, что такое власть вообще, т.е. рассмотреть власть как общесоциологическую категорию.

Политическая, или государственная, власть - не единственный вид общественной власти. Власть присуща любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей. Стержнем любой власти является возможность подчинить своей воле поведение других людей, заставить их повиноваться. Поэтому неотъемлемым элементом содержания любой власти является принуждение. Общественное управление невозможно без принуждения, которое в разных исторических условиях приобретает различные содержание и форму.

Власть есть средство функциониро­вания любой социальной общности, проявляющееся как отно­шение подчинения входящих в это сообщество лиц единой руко­водящей в нем воле.

Политическая, или государственная, власть представляет собой особую разновидность общественной власти. Она исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии. Она или осуществляется непосредственно самим государством, или делегирована, или санкционирована им, т.е. проводится от его имени, по его уполномочию и при его поддержке.

Специфика политической власти заключается в следующем:

- политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определенной части, социальной группы, класса;

- реализация политической власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые отделены от общества и профессионально выполняют управленческие функции, получая за это вознаграждение;

- обеспечение решений политической власти осуществляется с помощью специально созданного аппарата принуждения (армия, полиция, тюрьмы и т.д.);

- государственная власть суверенна, т.е. обладает верховенством внутри страны и независимостью в отношениях с другими государствами.

- для содержания аппарата государственных служащих, представляющих политическую власть, необхо­димы средства, что обеспечивается налогами с населения.

Непосредственным воплощением, особой организацией по­литической власти является государство.

 

3.2. Понятие государства. Классовое и общечеловеческое в сущности государства

Понятие государства включает в себя характеристику его сущности, т.е. главного, определяющего, устойчивого, закономерного в данном явлении, и социального назначения – служебной роли и исторической цели.

При познании государства и права, различных государственно-правовых явлений необходимо учитывать тесное сочетание в них общечеловеческих и классовых начал. Государство характеризуется как орга­низация, деятельность которой охватывает два момента:

а) выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества (управление, координация, организация здравоохранения, образования, социального обеспечения, средств транспорта и связи, строительство ирригационных со­оружений и дорог, борьба с преступностью и т.п.). Общечеловеческое предназначение государства в более широком смысле состоит в том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчения противоречий, обеспечения общесоциальной направленности в содержании всех осуществляемых им функций.

б) осуществление специфических классовых (или социально-групповых) функций (предпочтительная защита интересов определенных социальных групп в ущерб интересам других групп).

Соотношение между общечеловеческим и классовым в государстве в разные эпохи неодинаково, оно динамично отражает реалии социально-экономического и политико-государственного развития, соотношение классовых сил, состояние социальных противоречий и т.п.

Основываясь на сказанном, можно дать следующие определения государству:

1. Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

2. Государство есть политическая организация экономически господствующего класса, служащая ему для подчинения своим интересам другой части населения, меньшинством большинства.

3. Государство – это политическая организация, обладающая двумя сущностными функциями – управления и власти, необходимая для выполнения как общих дел, вытекающих из природы всякого общества, так и сугубо классовых задач.

 

3.3. Понятие и классификация функций государства

Научное познание государства обязательно предполагает рассмотрение его функций. Функции государства – это, во-первых, роль государства в различных сферах общества (экономическая, социальная, политическая, образовательная, культурная и др. функции государства); во-вторых, - это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность и социальное назначение.

Если первое значение понятия «функции государства» раскрывает то, чем должна быть деятельность государства по его смыслу и назначению, то второе значение этого понятия показывает, чем она является в действительности. Сравнение первого и второго позволяет оценить степень успешности государства и то, насколько оно соответствует своему предназначению, своей сущности.

В связи с тем, что государство выполняет множество функций, содержание которых весьма разнообразно, необходима их научная классификация. Классификация функций государства осуществляется по нескольким основаниям, или критериям.

Они подразделяются на:

1. основные и неосновные – в зависимости от масштаба и важности социальной сферы или общественных проблем, в отношении которых осуществляется деятельность государства или его воздействие. Основные функции государства определяют его сущность и социальное назначение, его исключительность, поэтому их группируют по наиболее важным направлениям деятельности государства. Неосновные – напрямую не связаны с его сущностью и социальным назначением, и поэтому либо являются преходящими, временными, обусловленными требованием исторического момента; либо являются составными частями основных функций и представляют собой направления деятельности государства в конкретной, более узкой, сфере общественной жизни.

2. внутренние и внешние - в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни – внутри страны или за ее пределами – они осуществляются, разрешению каких задач – внутриполитических или внешнеполитических – служат;

3.4. Основные функции государства

Современному государству присущи следующие основные внутренние функции: экономическая; социальная; развития культуры, науки и образования; налогообложения и взимания налогов; экологическая; охраны прав и свобод граждан, собственности, правопорядка.

Экономическая функция сегодня охватывает такие направления государственной деятельности, как: поддержка высококонкурентных и социально значимых для страны производств; демонополизация и стимулирование развития произ­водства; поддержка отечественного производителя; реализация целенаправленной инвестиционной политики; защита интересов национальных компаний на внутреннем и мировом рынке; контроль инфляции и роста цен; формирование финансовой системы и т.д.

Социальная функция направлена на создание условий, обеспечивающих социальные гарантии жизни и развития граждан. В ее содержание входит: охра­на труда и здоровья людей; установление гарантирован­ного минимума оплаты труда; поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие сети социальных служб; установление государственных пенсий и пособий, иных гарантий социальной защиты граждан.

Социальная функция государства направлена на смягчение и преодоление таких издержек, как бедность, социальное неравенство, безработица; на стабилизацию уровня жизни населения и более равномерное распределение бремени экономических проблем между различ­ными группами населения.

Функция развития культуры, науки и образования. Ее содержание составляет: государственная поддержка развития культуры – литературы, искусства, театра, кино, музыки, живописи, архитектуры и т.д.; обеспечение развития науки и интеллектуального потенциала нации; физкультуры и спорта; радио, телевидения и других средств массовой информации; сохранение историко-культурных памятников, заповедных территорий, архивов, музеев, библиотек; поддержка при­оритетного развития новых технологий; эффективное использование образовательного и научного потенциала высшей школы, развитие интеграции науки и высшего образования; меры по развитию и укреплению общеобразовательной школы, обеспечение доступности и качества образования определенного уровня.

Экологическая функция, или функция охраны природы и рационального использования природных ресурсов. Ее содержание составляют: государственное управление и координация деятельности в об­ласти охраны окружающей среды; регулирование природополь­зования; обеспечение экологической безопасности; оздоровле­ние и улучшение качества окружающей среды и др.

Функция налогообложения и взимания налогов. Ее содержание составляют разработка и реализация налоговой политики; регулирование с ее помощью экономики; формирование и пополне­ние государственного и муниципального бюджета за счет налогов; контроль за правильностью исчисления налогов, своевременностью их уплаты; выявление налоговых правонарушений и преступлений; соблюдение законо­дательства предпринимательской деятельности; выдача патентов, лицензий; регистрация предприятий и др.

Одной из главных функций государства является функция охраны правопорядка, обеспечение режима законности, предупреждение и сокращение правонарушений, обуздание преступности.

К основным внешним функциям государства относятся функции обороны страны; обеспечения мира и поддержания мирового порядка; борьба с международным терроризмом; сотрудничество и укрепление связей с другими странами; участие в международных организациях и союзах; интеграция в мировую экономику и сотрудничество с другими странами в решении глобальных проблем.

3.5. Формы реализации функций государства

Под формами реализации функций государства понимается: во-первых, специфические виды государственной деятельности в отличие от деятельности негосударственных организаций; во-вторых, деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Согласно первому критерию основными формами осуществления функций государства являются: 1) законодательная; 2) управленческая (исполнительная); 3) судебная; 4) контрольно-надзорная.

Законодательная деятельность государства заключается в издании пред­ставительными и законодательными органами законов и иных нормативно-правовых актов общезначимого характера.

Управленческая, или исполнительная, деятельность представляет собой оперативную, повседневную реализацию органами исполнительной власти (государственного управления) функций государства в сферах развития экономики, культуры, социального обеспечения, здравоохранения, транспорта и связи, охраны общественного порядка, обороны страны и т.д.

Судебная деятельность охватывает реализацию функций государства путем осуществления правосудия всеми звеньями судебной системы страны.

Контрольно-надзорная деятельность – это выполнение функций государства посредством действия государственного надзора и контроля за законностью. Особое место в системе этих средств занимает прокурорский надзор за исполнением действующего законодательства, осуществляемый органами прокуратуры.

Другая классификация служит выяснению того, как механизм государства осуществляет свои функции и каким образом государство использует для выполнения своих задач и функций право.

Сообразно этой классификации, различают деятельность правовую и чисто фактическую, или организационную.

К правовым формам реализации функций государства относятся правотворческая деятельность и правоприменительная деятельность, которая, в свою очередь, подразделяется на опера­тивно-исполнительную и правоохранительную.

Правотворческая деятельность – это форма осуществления функций государства путем издания нормативных актов, изменения или отмены юридических норм.

Правоприменительная деятельность – это деятельность государственных органов по применению права.

Оперативно-исполнительная деятельность представляет собой исполнительно-распорядительную работу государственных органов по осуществлению функций государства.

Правоохранительная деятельность – это оперативная работа государственных органов по охране норм права от нарушений, защите прав граждан и обеспечению выполнения ими обязанностей.

От правовых форм функционирования государства отличаются чисто фактические или организационные формы реализации функций, которые заключаются в деятельности государства, не влекущей за собой юридических последствий.

Здесь выделяются следующие организационные формы реализации функций государства: а) организационно-регламентирующая; б) организационно-хозяйственная; в) организационно-идеологическая.

Организационно-регламентирующая деятельность – это оперативная текущая организационная работа по решению тех или иных конкретно-политических задач, технико-организационному обеспечению функционирования различных звеньев государственного механизма.

Организационно-хозяйственная деятельность – это оперативно-техни­ческая, текущая хозяйственная работа по материальному обеспечению выполнения различных государственных функций (экономическое обоснование, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учет, статистика, организация снабжения, сбыта и т.п.).

Организационно-идеологическая деятельность – это повседневная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспечению выполнения различных функций государства (разъяснение законов и иных нормативных актов; формирование общественного мнения; работа средств массовой информации и т.д.).

Функции государства охватывают его деятельность в целом, в отличие от функций государственных органов. Они носят комплексный характер, в них воплощается сосредоточение государства на решающих, жизненно-важных направлениях его внутренней или внешней политики. Содержание каждой функции государства складывается из совокупности определенных аспектов государственной деятельности.

3.6. Типология государств

Тип государства – это взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, система их важнейших свойств и сторон. Отнесение конкретного государства к определенному типу позволяет прогнозировать наличие у него определенных (типовых) свойств и тенденций развития, присущих всем государствам данного типа. Принадлежность государств к разным типам, напротив, показывает невозможность повторения типовых свойств и процессов одного государства у сопоставляемого с ним другого.

В настоящее время выделяют два подхода к типоло­гии государств: формационный и цивилизационный.

Формационный подход опирается на учение об общественно-экономической формации, представляющей собой исторически определенный тип общества с присущими ему экономическими, социальными, политическими, правовыми и духовными отношениями. Он основан на понимании истории как естественноисторического процесса смены общественно-экономических формаций, каждой из которых соответствует определенный тип государства. Понятием типа государства охватываются общие, наиболее существенные признаки, характер­ные для всех государств одной и той же общественно-экономической формации.

Для определения типа государства в данном значении необхо­димо ответить на три вопроса. Какой общественно-экономической формации соответствует данное государство? Орудием какого класса оно является? Каково социальное назначение данного государства? Для обозначения выделяемых на этом основании типов государства используется термин “исторические типы государства”. Это рабовладельческий, феодальный и буржуазный типы государства.

Как известно, К.Маркс как автор этой теории, выделял в истории пять формационных ступеней. Но государство существует только в трех из них. Потому что первобытно-общинная формация не имеет своего типа государства, так как еще не ведает разделения на классы. Коммунизм, идущий на смену капиталистической формации, тоже не имеет своего типа государства, поскольку представляет собой уже бесклассовое общество. При нем государство как аппарат классового господства отмирает, а его управленческие функции переходят к гражданскому самоуправлению.

Другим подходом к типологии государства является цивилизационный.Цивилизация – это социокультурная система, включающая, помимо социально-экономических условий жизнедеятельности общества, культурные и духовные факторы. Этот подход соотносит государства с учетом духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития. Обозначаемые типы цивилизаций здесь очень многообразны, и им соответствует свой тип государства. Восточная (азиатская) и западная (западно-европейская или северо-американская) цивилизации обусловливают специфику восточных и западных государств. Религиозный фактор определяет цивилизацию и тип государства: языческое, христианское, исламское, конфуцианское и т.п.

В настоящее время в нем преобладает так называемое “технологическое” на­правление, согласно которому тип государства связывается с той ступенью (стадией) научно-технического прогресса и жизненно­го уровня населения, которой соответствует данное государство. Типами здесь выступают доиндустриальное (или сельскохозяйственная, крестьянская цивилизация), индустриальное и постиндустриальное общество с присущими им типами государства.

Поэтому современному цивилизованному государству вменяется в число неотъемлемых признаков обязанность быть инструментом прогрессивного развития общества, реализации и защиты демократических ценностей, прав, свобод и законных интересов граждан и народов.

Два эти подхода не противопоставляются друг другу, а являются взаимодополнительными. Позитивные стороны того и другого, взятые в единстве, дополняя друг друга, позволяют более глубоко и конкретно понять эту сложную проблему.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1179; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.