Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Правовое государство и гражданское общество

 

План:

1. Гражданское общество.

2. Правовое государство и его принципы.

 

7.1. Гражданское общество

Институт гражданства возник и получил политико-правовое признание в буржуазную эпоху, под влиянием естественных прав человека и необходимости их юридической защиты.

Термин «гражданское общество» приобрел свое особое содержание, отличающееся от напрашивающегося «сообщества граждан», и в современной трактовке выражает определенный тип (состояние, характер) общества. Под гражданским обществом понимают особую сферу отношений, которые должны находиться в известной независимости от государства. В этом смысле гражданское общество истолковывают как цивильное, частное, приватное, т.е. такое, в котором, помимо официальных институтов, существует неподконтрольный им уклад жизни – область реализации интересов отдельных индивидов и их объединений. Речь идет о невмешательстве власти в «гражданские дела» личности, частную жизнь людей.

Гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, экономического, политического и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения. Это процесс совершенствования общества, власти, политики и человека, охватывающий все стороны жизни, так же как и процессы достижения свободы, равенства, справедливости и других социальных, политических, моральных и культурных ценностей.

Идея гражданского общества восходит к Древней Греции и античному Риму, когда сложились представления о гражданстве, гражданине и обществе как совокупности граждан. Понятия civis – гражданин, civilis – гражданский и культурный («цивильный»), образовали понятия civitas – общество и civilitas – обходительность, дали начало цивилизации.

Три начала формируют гражданское общество – коллектив, индивид и власть. Становление гражданского общества предстает как цивилизованный процесс, в котором одновременно цивилизируются и гражданин, и гражданские отношения между членами общества, и само общество как коллективное начало гражданственности, и государство, и отношения между ним, индивидом и обществом.

Все стороны гражданских отношений - человек, общество и государство – формируются и уживаются в их паритете, образуя устойчивое единство, способное развивать и преодолевать внутренние и внешние кризисы и конфликты. Все вероятные и реальные конфликты между тремя этими элементами регулируются не дисциплиной страха и господства, а правовыми и политическими средствами, властью государства, которая сама подчинена созданным ею правовым законам. Неравенство индивида и власти выливается лишь в обязательство, право и способность оградить мир человека от посягательств, требовать исполнения им гражданского долга и применять насилие лишь в интересах общего мира, справедливости и блага.

В гражданском обществе развивается ассоциативная жизнь (его публичная сфера), сфера массовых движений, партий, группировок по убеждениям. Оно добивается децентрализации власти государства за счет передачи части ее самоуправлению, осуществляет взаимодействие большинства и меньшинства на основе бесконфликтного согласования из позиций.

Гражданское общество развивает функции коллективности, формирующей человека и общество. Новый тип коллективности, складывающейся в гражданском обществе, формируется сознанием принадлежности к общей культуре, единства национального и гражданского.

Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе гражданского общества. Это: экономическая свобода и многообразие форм собственности; классовый мир, партнерство и национальное согласие; легитимность и демократический характер власти; политический и идеологический плюрализм; невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность; безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина; надежная юридическая защищенность личности, равенство всех перед законом и правосудием; свобода слова и печати, независимость средств массовой информации.

Гражданское общество - не государственно-политическая, а главным образом социально-экономическая и личная, частная сфера жизнедеятельности людей. Это - общество инициативного предпринимательства, разумного баланса интересов различных социальных слоев.

Регулирующая роль государства сводится к необходимому минимуму: охране правопорядка, борьбе с преступностью, созданию нормальных условий для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализации прав и свобод, активности и предприимчивости.

В гражданском обществе обязанности граждан перед государством сведены, в сущности, к законопослушанию и уплате налогов.

Суммируя изложенное и учитывая высказанные в литературе мнения, можно кратко определить гражданское общество как совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, корпоративных, семейных, религиозных), образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов-собственников и их объединений.

Необходимо различать гражданское общество как концепцию, идею, процесс и как реальность, которой еще нет, но к достижению которой стремятся все современные цивилизованные общества.

 

7.2. Правовое государство и его принципы

Аристотель выделял два рода правления, один из которых направлен к выгоде правителя, другой – подданных, общества. В них по-разному проявлялась роль права как посредника между человеком и государством. В обществах, где в выгоде находились правители, право в большей мере использовалось в качестве запретительно-принудительного инструмента, ибо такое противоестественное состояние можно было поддерживать только силой, устрашением, наказанием. Подобное государство по своему характеру, как правило, недемократическое.

Негативное отношение власти к праву, стремление к привилегиям, желание стать выше закона привели к тому, что противоправная практика власти оказалась еще труднее преодолимой, чем аналогичная практика граждан, пытающихся действовать вне закона.

Становление демократического правового общества меняет подходы во взаимоотношении человека и государства, в юридической регламентации их статусов. Здесь уже правовой режим ограничения создается преимущественно для государства.

Исторически процесс образования правового государства состоит в распространении принципа суверенности на право. Этот процесс проходил три этапа: признания суверенитета власти; затем в длительной борьбе завоевание суверенитета народа; наконец, борьба за суверенитет права, точнее, за приоритет права перед властью, волей гражданина, общества, большинства или меньшинства.

Паритет, приоритет означают установление зафиксированных законом отношений между всеми сторонами отношений, особенно сложными между властью и правом, не только в силу суверенитета власти (государства) и традиции попрания им закона, но и потому, что само право создается властью, обладающей преимущественным правом законотворчества. Таким образом, власть должна ограничивать свои права и свободы ею же созданными законами. Такая ситуация самоограничения могущественного института власти представлялась (и поныне представляется) противоестественной.

Потребовалось глубокое преобразование общества и его правосознания, чтобы изменить отношение к праву в государстве, а также большая конструктивная работа по преобразованию политической системы в политико-правовом отношении. Решающим событием на этом пути стала концепция правового государства, разработанная Дж.Локком (1690 г.).

Правовое государство – это такой тип государства, в котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая, непротиворечивая правовая система и эффективная судебная власть, вместе с реальным разделением властей, их эффективным взаимодействием и взаимным контролем, с развитым контролем политики и власти.

Общее демократическое устройство системы власти и политики правового государства органически связано с правовыми установками. В основу правового государства заложено равенство власти, гражданина, общества и права, их правовое равенство перед законом.

Отсюда можно сформулировать два главных принципа (две стороны сущности) правового государства:

1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальная сторона);

2) наиболее последовательное связывание с помощью права государственной власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения (формально-юридическая сторона).

Принцип наиболее последовательного связывания и ограничения с помощью права государственной власти может воплощаться в жизнь с использованием определенных способов и средств:

1) Ограничивают государственную власть прежде всего права и свободы человека и гражданина. Права человека положены в основу правового режима ограничения для государства, не допуская излишнего регулирующего вторжения последнего в частную жизнь.

2) Правоограничивающей мерой является принцип разделения властей, согласно которому для обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы или лица необходимо распределить государственную власть между группами государственных органов, разделив ее на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из этих ветвей власти, будучи независимой, будет осуществлять контроль за другими, уравновешивать и исправлять намечающиеся крены.

3) Федерализм тоже является средством ограничения власти. При действующих федеративных отношениях различные государственные структуры и ветви власти будут контролировать друг друга, уменьшая вероятность злоупотреблений и произвола.

4) Верховенство закона в общественной жизни. В правовом государстве закон, принятый верховным органом власти, то есть, депутатами, которые являются представителями всего народа и выражают общественные интересы, принятый при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть отменен, изменен или приостановлен актами исполнительной власти. При расхождении ведомственных распоряжений с законом должен действовать закон.

5) Взаимная ответственность государства и личности. Посредством закона государство должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедливость в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими государствами. Государство определяет правовые меры ответственности своих официальных представителей за действия, которые совершаются от имени государства и его органов.

Правовое государство должно не только выработать систему правовых ограничений своей деятельности, но и нести политическую, правовую и моральную ответственность перед народом за невыполнение взятых на себя обязательств. Формами контроля могут стать референдумы, оценивающие работу правительства, отчеты органов государственного управления перед органами законодательной власти и т.д.

Не менее важна и ответственность личности перед государством. Идея правового государства есть идея взаимоуправления гражданского общества и государства, предполагающая разрушение монополии государства на власть с одновременным изменением соотношения свободы государства и общества в пользу последнего и отдельной личности.

Итак, правовое государство – это такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая правовую защищенность своих граждан.

Это также государство, в котором создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений.

Принципы правового государства: г осподство закона во всех сферах жизнедеятельности общества и государства; связанность законом государства и его органов; незыблемость свободы личности, его правовая защищенность; взаимная ответственность государства и личности; наличие эффективных форм контроля за реализацией законов; разделение властей, наличие системы сдержек и противовесов; наличие развитого гражданского общества; соответствие внутреннего законодательства принципам и нормам международного права.

Правовое государство есть форма осуществления народовластия, политическая организация граждан, функционирующая на основе права.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 6. Политическая система и государство | Тема 8. Происхождение и сущность права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.