Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Происхождение и сущность права

План:

1. Возникновение права.

2. Основные направления учения о праве.

3. Современное нормативное понимание права.

4. О широком понимании права.

 

8.1. Возникновение права

Выделиться из мира животных и выжить в экстремальных условиях человек смог благодаря труду и жизни в обществе. Для этого обществом вырабатывались, поддерживались, транслировались через воспитание новых поколений характерные для него нормы и навыки поведения, взаимоотношений между его членами. Норма – это образец, эталон поведения и взаимодействия, закрепившийся в практике в силу своей наибольшей эффективности.

Основные нормы поведения человека в тех условиях складывались в обычаи. Обычай – это правило поведения, которое формируется в обществе путем его неоднократного повторения, становится привычкой, закрепляется в сознании и передается из поколения в поколение. Обычаи закрепляли наиболее рациональные варианты поведения людей в социально значимых ситуациях в труде, коллективной жизни. Всем членам сообщества прививалось убеждение, что их несоблюдение может привести либо к тому, что желаемый результат не будет достигнут, либо к негативным последствиям для всего сообщества. Обычаями регламентировались все сферы деятельности человека, и они действовали в комплексе с нормами морали. Поддерживались обычаи воспитанием, силой общественного мнения, принуждения и угрозой наказания, авто­ритетом вождей или старейшин, сложившейся привычкой, жизненной необходимостью. Зачастую они облекались в форму религиозных обрядов и поддерживались угрозой наказания свыше.

Обычаи, нормы морали, религиозные заповеди выражали и защищали прежде всего коллективный интерес. Личность вне общества была ничто. Жертвуя обществу свою неограниченную свободу, индивид приобретал свободу реальную, получая возможность для самосохранения и более полноценного развития.

Впоследствии монопольная зависимость личности от общества потеряла былое значение. Наряду с ней возникла более динамичная, гиб­кая система зависимостей от других членов общества. Люди, вступая в деловые отношения, должны считаться с интересами друг друга и с интересами общества в целом. Обеспечивая компромисс интересов участвующих в отношениях субъектов, стороны наделялись определенным комплексом взаимных прав и обязанностей, которые постепенно приобретали общеобязательные свойства.

По мере развития государственного аппарата, население устраняется от формирования правовых норм. Это становится уделом избранных. Баланс интересов, закрепляемых в правовых нормах, перераспределяется в сторону экономически и политически господствующих групп. Создается иллюзия, что единственным автором и источником права является государство. Поддерживаемая политиками и юристами, эта иллюзия становится реальностью.

В современных условиях государство закрепляет в виде правовых предписаний свою волю. Но содержание этой воли должно отражать сбалансированный общественный интерес. В противном случае теряется необходимый паритет общественных, государственных и личных интересов, а право превращается в узаконенный произвол.

 

8.2. Основные направления учения о праве

Естественно-правовая теория. (Гоббс, Локк, Вольтер, Монтескье, Руссо) разделяет естественное и формальное право. Кроме формального права, которое создается государством в виде законов и иных общеобязательных велений, существует стоящее над ним естественное право как система нравственных и правовых идей, идеалов, требований, подчиненных принципам справедливости и блага. В основе естественного права лежат естественные неотъемлемые права, принадлежащие каждому человеку от рождения. Естественное право представляет собой ближайшую и необходимую предпосылку формального права. В идеале формальное право должно руководствоваться естественным правом, обеспечивать его реализацию, выражать, оформлять в юридических документах его нормы и требования.

2. Историческая школа права (Гуго, Савиньи, Пухта). Право – выражение духа народа, народного правового убеждения, формирующегося, подобно языку, постепенно, в ходе исторического развития, независимо от государства. Законодатель не может творить нормы по своему усмотрению, а вправе фиксировать лишь то, что сложилось в виде норм, обычаев, общественных привычек.

3. Психологическая теория права (Петражицкий, Бирлинг, Kнапп, Тард).

Существует интуитивное право и официальное, позитивное право. Интуитивное право представляет собой психологические переживания людей взаимных прав и обязанностей. Часть обязанностей человек возлагает на себя сам, по своим внутренним побуждениям, сообразно своей культуре и воспитанию. Он не ждет взамен ответных действий со стороны других людей. Это – сфера нравственности, морали. Другую часть обязанностей человек берет на себя, признавая право другого, при этом ожидая от другого человека встречных ответных обязательств как признания своих прав. Эти ожидания составляют подлинное право. Официальное право – исходящие от официальных инстанций (государства) предписания, которые хотя и могут по содержанию частично совпадать с подлинным правом, но это явления разной природы.

4. Нормативистская теория права (Кельзен). Право – это нормативный регулятор общественных отношений, представляющий собой систему, иерархию норм. Оно немыслимо без государства, поскольку именно государству принадлежит способность возвыситься над частными интересами и сформулировать в виде главной нормы главный общественный интерес. Затем из этой главной нормы, конкретизируя ее, выводится вся иерархическая система норм, составляющая право. Государство гарантирует реализацию права, и тем самым реализует и главный общественный интерес.

5. Социологическая теория права (Дюги, Паунд, Фрэнк, Левеллин, Муромцев). Право – это реальное поведение людей в сфере права. Оно включает в себя не просто правовые нормы, а все, что возникает в связи с их реализацией, - правоотношения, правосознание, деятельность судей и принимаемые ими решения и т.п., т.е. право – это все богатство социальной реальности, возникающей в связи с трактовкой и реализацией официальных правовых норм.

6. Классовая теория права. (Маркс, Энгельс, Ленин). Право есть возведенная в закон воля господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни общества и соотношением классовых сил.

 

8.3. Современное нормативное понимание права

Любое определение права неполно, относительно, так как не может охватить всего многообразия различных его свойств, черт, характеристик, связей. Краткое определение призвано отразить лишь наиболее общие, основные, главные признаки этого сложного явления.

К таким наиболее существенным признакам права относятся: 1) государственно-волевой характер; 2) нормативность; 3) властно-регулятивная природа.

Государственно-волевой характер права состоит в том, что право выражает государственную волю общества, обусловленную экономическими и духовными, а также национальными, религиозными, демографическими, природными и другими условиями его жизни.

Право немыслимо вне осознанной, волевой деятельности людей. Право всегда есть воля, но не всякая воля – право. Так, не является правом воля отдельного индивида, социальных групп, слоев, классов. Не становится сама по себе правом также воля политических партий и других общественных объединений, выраженная в их документах. Это не государственные виды (формы) воли.

Государственная же воля характеризуется тем, что она: 1)аккумулирует экономические, политические, социальные, культурные и иные интересы и притязания различных классов, слоев и групп населения; 2) является независимой от воли отдельных лиц и их объединений, обязательной для всего общества; 3) объективируется в исходящих от государства и охраняемых им общеобязательных установлениях, правилах поведения, именуемых правовыми или юридическими нормами.

Государственная воля общества, воплощенная в правовых нормах, и есть право.

Сущность и содержание права определяются не только экономическим строем общества на данном этапе его развития, но и политикой, моралью, правосознанием, наукой, культурой и всеми другими реалиями социальной жизни, достигнутым уров­нем цивилизации.

Итак, в том, что право – государственная воля общества на данном этапе его развития, обусловленная экономическими, духовными и другими условиями его существования, заключается общечеловеческая и классовая сущность права.

Нормативный характер права заключается в том, что право как государственная воля общества проявляется вовне, выступает в реальной жизни не иначе как система официально признаваемых и действующих в данном государстве юридических норм.

В специальной литературе эту систему норм принято называть объективным правом, имея в виду, что оно, будучи государственной волей общества, не зависит от воли отдельных индивидов, в отличие от субъективного права как права (правомочия) того или иного участника (субъекта) правоотношения.

Отличие права от других социальных норм (обычаев, морали, норм общественных объединений) заключается в присущих только ему специфических особенностях. Наиболее существенные из них: 1) связь с государством, охрана от нарушений возможностью государственного воздействия, вплоть до принуждения; 2) общеобязательность; 3) формальная определенность; 4) официальный характер.

Связь права с государством состоит в том, что нормы права, в отличие от иных социальных норм, издаются или санкционируются государством и охраняются, наряду с воспитанием и убеждени­ем (что свойственно и другим социальным нормам), возможностью применения, когда это необходимо, юридических санкций (что характерно исключительно для права). За правом всегда «стоит» аппарат государства, способный в случае нарушения правовых норм принудить к их соблюдению.

Другая важнейшая черта права – его общеобязательность. Все иные разновидности социальных норм (нравственные, корпоративные, религиозные и т.д.) обязательны лишь для той или иной части населения. И только право – система норм, обязательная для всех. Тем самым праву отводится роль нормативной основы законности и правопорядка, всей правовой системы общества.

Следующая неотъемлемая черта права – формальная определенность, т.е. точность, четкость, которые получают выражение в специфической структуре правовых норм. Нормы права издаются или санкционируются государством в строго определенных формах.

Право регулирует отношения между людьми соответственно воплощенной в нем государственной воле общества. Поэтому, в отличие от других социальных регуляторов, право данного общества может быть только одно, оно едино и однотипно с государством.

Право - единственная нормативная система, регулирующее воздействие которой на отношения между людьми влечет для их участников определенные юридические последствия.

Нормы права устанавливают для участников регулируемых отношений взаимные права и обязанности, которые гарантируются и охраняются государством. Тем самым регулируемым отношениям придается характер правовых отношений.

Все изложенное позволяет праву быть одинаковым масштабом возможного и должного поведения разных субъектов, упорядочения и развития отношений между ними, в правовом урегулировании которых заин­тересованы государство и общество. Тем самым оно выступает к качестве единственного официального определителя и критерия правомерного и неправомерного, законного и противозаконного поведения, т.е. меры свободы.

Итак, на основе обобщения приведенных выше основополагающих признаков права, образующих сердцевину его нормативного понимания, можно предложить следующее общее определение понятия права.

Право есть система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются или санкционируются государством в определенных формах и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного воздействия, вплоть до принуждения; являются государственным регулятором общественных отношений.

8.4. О широком понимании права

Но нормативное понимание права не единственное. От него отличается так называемое широкое понимание права, которому присущи общие характерные черты.

I. Сторонники данного направления в правопонимании исходят из того, что понятие права включает в себя не только нормы, но и другие правовые явления: правосознание, правоотношения, субъективные права, акты применения права и т.д. Различие в подходах отдельных авторов лишь в том, какой набор явлений они понимают под правом. В качестве аргумента указывается на необходимость рассмотрения права во всех проявлениях его возникновения и функционирования.

2. Для широкого (многоэлементного) понимания права характерно признание приоритета за правоотношениями, представление о правоотношении как о центральном звене, своего рода стержне права (и всей правовой системы).

Действительно, нормы права не создают правоотношений, последние являются частью реальных общественных отношений. Но эти отношения приобретают характер правовых, становясь правоотношениями не сами по себе, а лишь тогда, когда они опосредуются правом.

3. Одним из доводов в пользу широкого понимания права является указание на необходимость рассмотрения его в действии. Это так называемый «социологический» подход, ориентированный на «живую практику». Согласно ему, право следует понимать не как «застывшую совокупность норм, а как деятельность» субъектов правоотношений, «правовую деятельность», «фактический правопорядок» и т.д.

Однако под правом в юриспруденции утвердилось понимание не как самой деятельности субъектов, а как особого регулятора этой деятельности.

4. Особого внимания заслуживает главный довод, объединяющий почти всех сторонников широкой трактовки права. Он состоит в том, что такой подход ориентирует на различие права и закона (законодательства) в отличие от нормативной концепции, отождествляющей их.

Представители широкого подхода к правопониманию переносят акцент на жесткое разграничение понятий «право» и «закон», обосновывают возможность существования правовых норм и без выражения их в законах и иных санкционируемых государством формах, т.е. независимо от государства. В этом контексте право – это выразитель общих (абстрактных) принципов, идей нравственности (справедливости, блага, свободы) и других ценностей. В отличие от права, закон – это «официальная форма признания или непризнания объективно сложившихся мер свободы и равенства». Посредством закона происходит лишь формулирование «в виде норм законодательства уже сложившихся форм и норм права».

Разумеется, право и закон – не одно и то же, но не следует акцентировать и несовместимость, разрыв между ними.

5. Трудно согласиться и с неоправданным противопоставлением естественного и позитивного права, так как это не соответствует сути естественно-правовой школы, на которую постоянно ссылаются.

Естественно-правовая теория никогда не обнаруживала отрицательного отношения к позитивному праву, к законам вообще, а выступала лишь против таких, которые противоречили естественным правам и законам. Обосновывая приоритет прирожденных прав человека, естественно-правовая теория выступала за создание и развитие в конкретных государствах такого позитивного права, которое бы основывалось на этих фундаментальных правах, признавало их значение и необходимость для практической реализации.

Подводя итог, отметим, что нормативное понимание права делает упор на обоснование и раскрытие роли права как четкого, властного регулятора общественных отношений в целях достижения общественной стабильности, обеспечения интересов, прав и свобод граждан, воспитания членов общества в духе уважения законов, укрепления законности и правопорядка, борьбы с преступностью.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 7. Правовое государство и гражданское общество | Тема 9. Принципы и функции права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.