Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 12. Система права

 

План:

1. Понятие и структурные элементы системы права.

2. Предмет и метод правового регулирования.

3. Материальное и процессуальное, частное и публичное право.

12.1. Понятие и структурные элементы системы права

Под системой права понимается внутреннее строение права, определенный порядок организации, соотношения и взаимосвязи составляющих его частей, адекватных характеру складывающихся общественных отношений, нуждающихся в юридической регламентации.

Система права показывает, из каких частей, элементов состоит право, и как они соотносятся между собой.

Не следует смешивать понятия «система права» и «правовая система». В первом случае речь идет, как указано выше, о внутреннем строении права, взятом в качестве отдельного явления, а во втором – о правовой организации всего общества, совокупности всех юридических средств, институтов, учреждений, существующих и функционирующих в государстве. Система права выступает лишь одним из слагаемых правовой системы.

Структурными элементами системы права являются: а) норма права; б) отрасль права; в) подотрасль права; г) институт права; д) субинститут. Именно они образуют юридическую ткань рассматриваемого явления.

Правовая норма – первичный элемент системы права. Правовые нормы регулируют не все, а лишь определенные виды общественных отношений. Остальные отношения регулируются другими социальными нормами.

Отрасль права представляет собой обособившуюся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений.

Для образования самостоятельной отрасли права имеют значение следующие условия: а) степень своеобразия тех или иных отношений; б) их удельный вес; в) невозможность урегулировать возникшие отношения с помощью норм других отраслей; г) необходимость применения особого метода регулирования.

В рамках наиболее крупных правовых отраслей выделяются подотрасли. Они регулируют отдельные массивы общественных отношений, характеризующихся своей спецификой и известной родовой обособленностью.

Например, в гражданском праве – авторское право, патентное, жилищное, наследственное, арбитражное; в государственном – избирательное право; в трудовом – пенсионное; в земельном – горное, водное, лесное и т.д.

 

Институт права – это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений.

Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт – составная часть, блок, звено отрасли. В каждой отрасли их множество. Они обладают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов. Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом – как внутри данной отрасли, так и вне ее.

Примеры правовых институтов: в уголовном праве – институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, невменяемости; в гражданском праве – институт исковой давности, институт дарения, сделки, купли-продажи; в государственном праве – институт гражданства; в административном – институт должностного лица; в семейном праве – институт брака и т.д.

 

Виды правовых институтов. Прежде всего институты делятся по отраслям права на гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д. Сколько отраслей – столько соответствующих групп институтов. Отраслевая принадлежность правовых институтов – наиболее общий критерий их дифференциации. По этому же признаку они подразделяются на материальные и процессуальные. Далее институты классифицируются на отраслевые и межотраслевые (или смешанные), простые и сложные (или комплексные), регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные).

Таким образом, система права представляет собой сложное, динамическое образование, в котором четко выделяются четыре ступени: 1) структура отдельного нормативного предписания; 2) структура правового института; 3) структура правовой отрасли; 4) структура права в целом.

12.2. Предмет и метод правового регулирования

В основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия: 1) предмет правового регулирования; 2) метод правового регулирования. Они и выступают системообразующими факторами.

Предмет правового регулирования – это определенная форма, разновидность общественных отношений, которая регулируется соответствующей группой юридических норм.

В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы: а) субъекты – индивидуальные и коллективные; б) их поведение, поступки, действия; в) объекты (вещи, явления) окружающего мира, по поводу которых люди вступают во взаимоотношения друг с другом; г) социальные факторы (события, обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения или прекращения соответствующих отношений.

Метод правового регулирования – это совокупность приемов и способов юридического воздействия на поведение людей и общественные отношения.

Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль, ибо правовые нормы регулируют не только разнохарактерные отношения, но и различным образом. От методов в значительной мере зависит эффективность правового регулирования, достижение выдвигаемых при этом целей.

Основные методы правового регулирования:

  1. императивный – метод властных предписаний абсолютно определенного характера, исходящих от компетентного государственного органа или должностного лица, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях и обеспечиваемый мерами принудительного характера;
  2. диспозитивный – метод, основанный на предоставлении субъектам правоотношений свободы выбора варианта поведения в пределах, установленных действующим законодательством;
  3. поощрительный – метод вознаграждения за определенное заслуженное поведение;
  4. рекомендательный – метод, основанный на предоставлении конкретного, желательного для общества и государства, варианта поведения.

Такое же сквозное значение имеют способы правового регулирования ( дозволение, обязывание и запрет), свойственные в различных комбинациях всему правовому регулированию. С их помощью право придает поведению субъектов и общественным отношениям строго целенаправленный характер.

В административном праве действует метод субординации и властного приказа, позволяющий эффективно регулировать управленческую, служебную, оперативную и иную деятельность государственных органов и должностных лиц. Исполнительская дисциплина, строгая подчиненность одних субъектов другим, обязательность решений и распоряжений вышестоящих звеньев госаппарата для нижестоящих – характерные черты указанного метода.

Поощрения свойственны в основном трудовому праву, где действуют разного рода премиальные системы. Нормы, устанавливающие порядок награждения граждан орденами и медалями, присвоения почетных званий, также считаются поощрительными, но они относятся к административному праву.

Метод автономии и равенства сторон типичен для процессуальных отраслей права, где участники судебного разбирательства находятся в одинаковом процессуальном положении друг перед другом, законом и судом. Равенство субъектов присуще и многим гражданским отношениям.

В ряде отраслей и норм применяется метод рекомендаций, там, где властно-императивные средства государственного воздействия неприемлемы.

В качестве особых методов правового регулирования используются убеждение и принуждение, характерные как для права в целом, так и отдельных его отраслей, разумеется, в разных сочетаниях.

Все рассмотренные методы тесно взаимосвязаны, действуют не изолированно, а в сочетании друг с другом. Вместе с тем, они относительно самостоятельны, имеют свои особенности, что и позволяет их классифицировать.

 

12.3.Материальное и процессуальное, частное и публичное право

В системе права принято различать материальное и процессуальное, публичное и частное право.

Материальное право – это система правовых норм, обеспечивающих воздействие на общественные отношения путем их прямого, непосредственного правового регулирования. Или: это часть права, нормы которой закрепляют (материализуют) общие принципы (пределы) допустимого (или недопустимого) поведения субъектов права.

Процессуальное право – это отрасли права, имеющие организационно-процедурный, управленческий характер, устанавливающие порядок разрешения юридических дел. Или: это те отрасли права, которые определяют порядок и условия применения и защиты материального права.

В любом праве есть нормы, призванные обеспечивать прежде всего общезначимые (публичные) интересы, т.е. интересы общества, государства в целом (конституционное право, уголовное, процессуальное, административное, финансовое, военное) и нормы, защищающие интересы частных лиц (гражданское право, трудовое, семейное, торговое, предпринимательское, кооперативное и т.д.).

Публичное право – часть системы права, которая обеспечивает общие (совокупные, публичные) интересы, т.е. интересы государства и общества в целом. Его нормы направлены на защиту общего блага и связаны с реализацией общественных целей и задач.

Частное право – часть системы права, которая обеспечивает частный интерес отдельной личности, коллективов людей, регулирует отношения граждан, их объединений, предприятий и основана на договоре между равноправными сторонами.

Частное право – основа предпринимательства, рыночной экономики. При этом современное частное право подразделяется на два вида – договорное и корпоративное.

Публичное право – это область государственных дел, а частное право – область частных дел. В общей правовой системе они тесно взаимосвязаны и их разграничение до некоторой степени условно.

 

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 11. Форма права | Тема 13. Правовые системы современности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.