Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Магистраты

Должностные лица в Риме назывались магистраты, а отправляемая ими должность – магистратура (слова эти вошли во все европейские языки). Все магистраты избирались народом, были ему подотчетны и коллегиальны; все (за исключением цензоров) выбирались на один год. Это напоминает нам Афины. Но было отличие. В Афинах все, кроме стратегов, выбирались жребием; в Риме же – только голосованием. Поэтому происходила предвыборная борьба. В определенный день человек, желавший баллотироваться на должность, являлся в ослепительно белой тоге. Ослепительно-белая тога по-латыни toga candida, а одетый в белое – candidatus. Отсюда наше слово кандидат. Далее кандидат обходил избирателей и просил отдать ему голоса. Он мог давать весьма смелые обещания: завоевать какую-нибудь страну или провести угодные народу законы. Став магистратом, он мог позабыть свои обещания. Но он должен был помнить, что всего через год он будет отчитываться перед своими избирателями.

Был один любопытный момент во время избирательной кампании. В Риме считалось, что магистрат должен знать всех граждан в лицо. Иначе, как войдет он в нужды людей, которых не знает? Пока Рим был маленьким городком, требование это было совершенно реально. Но, когда он стал насчитывать несколько сотен тысяч граждан, положение кандидата стало трудным. Поэтому он прибегал к услугам номенклатора. Это человек, часто раб, в обязанности которого входило знать имена всех граждан сначала всего Рима, а потом какого-нибудь его района. Так что у одного человека могло быть несколько номенклаторов. И вот гордый аристократ шел по улице в сопровождении номенклатора, останавливался перед каждым бедняком, пожимал ему руку и заботливо расспрашивал о здоровье всех родных и свояков, в то время, как раб тихо шептал ему на ухо их имена. И избиратель чувствовал, что будущий консул человек простой и входит в нужды народа.

В Риме были следующие магистраты. Квесторы ведали казной; эдилы заведовали снабжением города продовольствием, порядком в Риме и устраивали праздники; преторы занимались судом; о консулах мы уже говорили[2].

Мы подробно остановимся на двух магистратурах: трибунах и цензорах. Мы уже говорили, что институт народных трибунов возник во время борьбы патрициев и плебеев и именно благодаря трибунам плебеи вышли победителями из этой борьбы. Их было 10 человек, и они ежегодно переизбирались. Мы видели, что каждый магистрат в Риме имеет строго определенные функции. Каковы же обязанности трибуна? Это защитник народа, всего народа в целом и каждого отдельного гражданина. Для того, чтобы он мог осуществлять эту защиту, у него есть два права. Во-первых, право вето. Veto по-латыни значит «запрещаю». Это магическое слово в устах трибуна. Если он его произнесет, любое действие должно остановиться. Консул, собирающийся огласить текст закона, должен прервать свою речь на полуслове. Народный трибун может опечатать казну, словом, остановить любое начинание. Второе право трибуна – принимать апелляции. Любой человек, терпящий злоупотребление от высший магистратов, мог апеллировать к трибуну. Например, консул, как мы уже говорили, может арестовать любого гражданина. Но гражданин этот может апеллировать к трибуну. И, если тот найдет, что человек невинен, он приказывает его отпустить.

Таким образом, народный трибун часто противостоит консулу. Но мы знаем, что консула окружает свита из ликторов. У трибуна же нет ничего, кроме его слова. Так не должен ли он трепетать перед консулами, не являются все права его – правами на бумаге? Что защитит его от гнева высших магистратов? Нет, он защищен, он как за каменной стеной. Дело в том, что народный трибун – лицо священное и неприкосновенное. Не только убить или арестовать его нельзя. Толкнуть его, сказать ему грубое слово считалось кощунством. Более того. Трибун может арестовать на сутки самого консула. Конечно, такие случаи в истории Рима не часты. И все-таки известно, что трибун Ливий Друз арестовал консула за то, что тот прервал его речь.

Мы видим, что власть трибуна велика. Зато он должен терпеть некоторые неудобства. Он не может ни на день уехать из Рима. Он не может даже в полночь запереть двери своего дома. Ибо в любой день и час обиженные и нуждающиеся должны иметь возможность к нему обратиться.

Вторая магистратура, на которой необходимо остановиться, это цензура. Цензоров было двое. Они выбирались раз в 5 лет на полтора года. Чаще всего цензура была вершиной карьеры человека. Цензором становились, уже пройдя все прочие магистратуры. В Европе цензором называют чиновника, который просматривает рукописи, чтобы выяснить, не содержится ли в них каких-нибудь высказываний против правительства или религии. Он может запретить книгу или вычеркнуть из нее крамольные места. В этом смысле в Риме никакой цензуры не существовало. Можно было писать и говорить что угодно. В Афинах было не так. Самым страшным обвинением было кощунство. Кощунством считали отрицание или даже малейшее сомнение в существовании богов. Сократ был за неверие в богов казнен, знаменитый ученый Анаксагор брошен в тюрьму. А, когда философ Протагор написал, что не знает, существуют ли боги или нет, то был изгнан из Афин. В Риме тоже судили за кощунство. Но кощунством считалось оскорбление чужого религиозного чувства. Разбить статую, разграбить храм – все это было кощунством. А вера считалась личным делом каждого.

Чем же в таком случае занимался цензор? Прежде всего он проводил перепись населения. Поэтому Рим уникальный для древности город. Если о других городах мы гадаем и вычисляем количество граждан иногда с точностью до 5, а то и 10 тыс. человек, то в Риме мы всегда знаем точное число граждан. Против каждого имени цензор ставил его имущественный ценз, отсюда его название.

Но почему же тогда слово «цензор» перешло в Европу именно в таком смысле? Дело в том, что у цензора было еще одно право, которое античные писатели называют грозным. Они могли карать преступления, против которых закон бессилен, – трусость, ложь, предательство. Уличенного в этих грехах человека не удаляли и не казнили, но изгоняли из сената, то есть устраняли от управления. Цензорское клеймо считалось большим позором. Фактически изгонялся человек на 5 лет, ибо следующие цензоры могли восстановить его в правах.

Цензор стоял на ступенях храма Кастора, который высился посреди Форума. Мимо шли люди, а он останавливал их, громко перечисляя их прегрешения.

Человек не мог одновременно занимать две магистратуры, например, быть трибуном и консулом. Ни одну магистратуру нельзя было занимать дважды. Исключение составляли консулы. Консулом можно было быть дважды в жизни с интервалом в 10 лет.

Преторы, консулы, цензоры и трибуны могли собирать народное собрание и предлагать законы. Чаще всего законодателями были трибуны.

Если Риму угрожала смертельная опасность, выбирали диктатора. Слово его считалось законом. Все прочие магистраты слагали свои полномочия. Сохраняли свою власть только трибуны, но теряли право вето. Диктаторы сопровождало 24 ликтора. Диктатора выбирали на неопределенный срок, пока он не выполнит возложенную на него задачу. Но он не мог сохранять власть дольше шести месяцев.

Награды и наказания. Награды и наказания в Риме связаны с римской традицией и образом мысли, менталитетом. Поэтому нам сложнее всего их понять, как сложно понять кодекс чести самураев и даже средневековых рыцарей. Высшая награда, которой мог быть удостоен римлянин, это дубовый венок. Его получал воин, на поле боя спасший римского гражданина. Что венок был именно дубовый (а, скажем, не золотой), было связано с римскими понятиями о чести. Более всего римлянин ценил не богатство, а славу. Перед человеком в дубовом венке почтительно вставали сенаторы и сам консул.

Для полководца высшей наградой был триумф. Если главнокомандующий одержал крупную победу в справедливой (т. е. санкционированной народом) войне, то его удостаивали триумфа. В определенный день он въезжал в Рим на золотой колеснице, запряженной четверкой белоснежных коней. На нем было пурпурное одеяние самого верховного бога Юпитера. Над головой его служитель держал чеканный золотой венец. За ним следовали его воины в праздничных одеждах. Триумфатор объезжал весь Рим. Его встречали с восторгом, его путь устилали цветами. Обойдя весь город, триумфатор поднимался на Капитолий и входил в храм Юпитера Всеблагого и Величайшего. Там он оставлял свою одежду и спускался уже обычным человеком. Но триумф считался величайшей честью. Люди с гордостью говорили, что их предок с триумфом въехал в Рим. Приведу один пример.

Некий полководец закончил войну и, хотя не совершил ровно ничего достойного славы, стал домогаться триумфа. Наконец, всеми правдами и неправдами он добился у народа разрешения на эту почесть. Но тут один суровый трибун, возмущенный подобным поведением, сказал, что если полководец вздумает исполнить свое намерение, он своими руками стащит его с триумфальной колесницы. Трибун – лицо священное и неприкосновенное, поэтому угроза была очень страшна. Полководец призадумался: если он решится на триумф и его стащат с колесницы, это будет несмываемый позор, но, с другой стороны, отказаться от триумфа он уже не имел сил. И он придумал. В назначенный день он появился во главе триумфального шествия. Трибун в гневе приблизился, чтобы осуществить свое жестокое намерение. И тут он увидел, что триумфатор взял на колесницу свою дочь, которая крепко обнимала отца. Трибун не мог оскорбить девушку, ему оставалось только отступить

Наказания удивляют современного человека еще больше наград. Мы привыкли, что государство является аппаратом насилия. В его распоряжении смертная казнь, тюрьмы, каторга, наконец, армия, которую можно бросить против взбунтовавшегося народа. И мы с удивлением узнаем, что ничего этого в Риме не было.

Смертная казнь в классическое время была фактически упразднена. Смертью каралось только убийство отца или матери, преступления достаточно редкие. Каторги не было вообще. Тюрьма в Риме существовала, но это было крошечное помещенье из двух комнатушек. Более суток в нем никто не находился. Вся эта поразительная для нас система прекрасно видна из одного случая. В конце Республики один человек составил заговор с целью захватить неограниченную власть. Его сторонники должны были поджечь город и учинить резню. Но консул раскрыл его планы. Пятеро заговорщиков были вызваны в сенат. Там консул предъявил документы, доказывающие их вину. Стали думать, что делать с преступниками. Консул заявил, что в виду исключительной опасности для государства необходимо нарушить все законы Республики и казнить преступников. Но ему возразил один из сенаторов, который сказал, что римляне не должны нарушать своих законов. Он предложил держать преступников в пожизненном заключении в каком-нибудь италийском городке. Консул в ответ спросил, где же держать преступников? Где найти такие города, которые добровольно согласились бы держать у себя под стражей этих злодеев? Не жестокость ли силой навязывать им такую обузу? Между тем, речь шла о пяти человеках!

Наказанием в Риме был штраф. За большие же преступления – гражданская смерть, пожизненное изгнание с конфискацией имущества. Для римлян при их необычайной любви к республике это было порой хуже смерти.

Армию тоже нельзя было использовать против народа. Закон запрещал вооруженному воину переступать границы города Рима.

Армия в Риме состояла только из граждан. Была всеобщая воинская повинность. Поэтому вчерашние крестьяне и ремесленники не могли попрать законы и пойти против своего народа.

Религия. Мы не будем здесь говорить о римской религии как таковой, а только рассмотрим ее место в республике. Римляне были очень религиозным народом. Вся общественная и частная жизнь граждан была пронизана религиозными обрядами. В то же время религия была основана на уважении к идеалам гражданской свободы. Прежде всего в Риме не существовало замкнутой жреческой касты, как на Востоке и в Средние века. Жрецами были обычные граждане. Человек мог быть консулом и одновременно жрецом. Глава всего римского культа назывался верховный понтифик. Так называют сейчас папу римского. Но этот «римский папа» выбирался на народном собрании. Богов римляне представляли существами добрыми, которые с уважением относятся к людям и не требуют от них ничего, унижающего их достоинства. Поэтому римляне относились к богам с почтением, но без раболепства.

Много политических институтов римской республики заимствованы Европой и США.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Принятие законов | Первая Пуническая война
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.