Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 21. Механизм правового регулирования

 

План:

1. Правовые средства: понятие и виды.

2. Правовое регулирование и правовое воздействие.

3. Способы и типы правового регулирования.

4. Понятие механизма правового регулирования (МПР).

5. Структура МПР и стадии процесса правового регулирования.

6. Эффективность МПР.

 

21.1. Правовые средства: понятие и виды

В самом общем виде правовые средства – это юридические инструменты, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение поставленных целей.

В качестве правовых средств выступают: нормы права, правоприменительные акты, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, поощрения, наказания и т.д.

Признаки правовых средств:

1) выражают собой юридические способы обеспечения интересов субъектов права;

2) сочетаясь определенным образом, выступают основными частями правового регулирования, правовых режимов;

3) имеют юридическую силу и поддерживаются государством.

Именно правовые средства и придают праву социальную ценность.

Виды правовых средств.

1. По отраслевой принадлежности правовые средства могут быть: конституционными, гражданскими, административными и т.п.;

2. по характеру – материальными и процессуальными;

3. по функциональной роли – регулятивными и охранительными;

4. по информационно-психологической направленности (чьим интересам отдается предпочтение) – стимулирующими (поощрения, льготы, дозволения) и ограничивающими (наказания, запреты, обязанности).

 

21.2. Правовое регулирование и правовое воздействие

Правовое воздействие – это взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение людей.

Правовое регулирование – это целенаправленное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения при помощи правовых (юридических) средств.

Понятие правового воздействия по объему шире понятия правового регулирования. Правовое регулирование как специально-юридическое воздействие в любом случае связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном, что для правового воздействия не является обязательным.

Формы правового воздействия: информационно-психологическое, воспитательное, социальное.

Информационно-психологическое (мотивационное, импульсивное) воздействие права характеризуется воздействием правовой информации на мотивы субъектов. Здесь можно выделить два основных юридических средства – правовые стимулы и правовые ограничения.

Воспитательное (педагогическое, ценностно-ориентационное) воздействие права заключается в общеидеологическом влиянии всей правовой действительности на внутренний мир субъекта, на формирование в сознании людей ценностных представлений, на правовое воспитание личности.

Социальное воздействие права представляет собой взаимосвязь правовых и других социальных (экономических, политических, нравственных) факторов в жизни. В своей совокупности они образуют социальную среду действия права: доведение правовых норм и предписаний до всеобщего сведения; направление поведения субъектов путем постановки в правовых актах социально полезной цели; формирование с помощью права социально полезных образцов поведения; социально-правовой контроль.

21.3. Предмет, способы и типы правового регулирования

Предметом правового регулирования является та сфера общественных отношений, которая подвергается юридическому воздействию. Он включает три основные группы общественных отношений: властеотношения; отношения по обеспечению прав и свобод человека и охране правопорядка; отношения по поводу обмена материальными и нематериальными благами.

Подробнее предмет и методы правового регулирования рассматриваются в теме 12 «Система права».

Способы правового регулирования разделяются на основные – дозволения, обязывания и запреты, и дополнительные – поощрения и рекомендации.

Дозволения состоят в предоставлении субъектам прав на совершение определенных положительных действий.

Обязывания заключаются в возложении обязанности совершать определенные положительные действия.

Запреты сводятся к возложению обязанности воздерживаться от запрещенных действий.

Поощрения выражаются в награждении субъектов или предоставлении различных льгот за определенные заслуги.

Рекомендации состоят в предложении наиболее целесообразного варианта поведения.

Тип правового регулирования – те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запретами. Различают два типа правового регулирования – общедозволительный и разрешительный.

Общедозволительный тип основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение: дозволено все, что прямо не запрещено законом.

Разрешительный тип основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, из которого путем разрешения делается исключение: запрещено все, что прямо не разрешено законом

 

21.4. Понятие механизма правового регулирования

Механизм правового регулирования (сокращенно: МПР) – это система юридических средств и процедур, при помощи которых осуществляется правовое регулирование. Другими словами, это система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

Цель МПР – обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям, т.е. гарантировать их справедливое удовлетворение.

МПР – это комплекс правовых элементов, взаимосвязанных общей целью в единую систему. Он показывает, как работает то или иное звено при достижении его целей, позволяет выделить основные, ключевые, опорные юридические инструменты, занимающие определенное место в их иерархии. Как и любой иной управленческий процесс, правовое регулирование стремится к оптимизации, к действенности правовой формы, в наибольшей мере создающей режим благоприятствования для развития содержания полезных общественных отношений.

МПР является частью правовой системы, включающей, наряду с ним, систему права, правоотношения, юридическую практику, господствующую правовую идеологию.

 

21.5. Структура механизма правового регулирования и стадии процесса правового регулирования

Структура механизма правового регулирования и ее элементы тесно взаимосвязаны с процессом правового регулирования, представляющего собой последовательность действий, обеспечивающую целенаправленное воздействие на общественные отношения с использованием правовых средств. Эту последовательность образуют стадии правового регулирования. В наиболее общем виде выделяют три стадии: 1) возведение государственной воли в закон; 2) индивидуализация прав и обязанностей; 3) реализация права.

При более детальном подходе выделяется 5 стадий, обусловливающие 5 основных элементов МПР.

Выделяют следующие основные элементы механизма правового регулирования: 1) нормы права; 2) юридические факты и фактические составы с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный правоприменительный акт; 3) правоотношения; 4) акты реализации прав и обязанностей; 5) акты применения права.

На первой стадии определяется круг участников правоотношения; устанавливается их статус; определяются права и обязанности участников правоотношения; указываются возможные варианты их поведения; данная информация закрепляется в нормативно-правовом акте (его нормах права), принимаемом государственными органами в установленном порядке.

Здесь не только определяется круг интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых их осуществление будет правомерным, но и прогнозируются препятствия этому процессу, а также возможные правовые средства их преодоления. Названная стадия отражается в таком элементе МПР, как нормы права.

На второй стадии происходит определение специальных условий, при наступлении которых «включается» действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт.

Однако зачастую для этого необходима целая система юридических фактов (фактический состав), где один из них должен быть обязательно решающим. Как раз именно такого факта подчас и не хватает субъекту для дальнейшего движения интереса к ценности, способной его удовлетворить. Преодолевается данное препятствие только на уровне правоприменительной деятельности в результате принятия соответствующего акта применения права.

Акт применения скрепляет единый юридический состав и влечет возникновение персональных субъективных прав и обязанностей, преодолевая тем самым препятствия и создавая возможность для удовлетворения интересов граждан.

Только правоприменительный орган сможет обеспечить выполнение правовой нормы, принять акт, который станет опосредующим звеном между нормой и результатом ее действия, составит фундамент для нового ряда правовых и социальных последствий, а значит, для дальнейшего развития общественного отношения, облеченного в правовую форму.

На третьей стадии правовая норма начинает «работать» - использоваться участниками правоотношения, применяться к конкретной ситуации. Эта стадия связана с установлением конкретной юридической связи с разделением субъектов на управомоченных и обязанных.

Здесь речь идет о правоотношении, которое возникает на основе норм права и при наличии юридических фактов. Оно конкретизируется в той степени, в какой индивидуализируются интересы сторон. Данная стадия воплощается в таком элементе МПР, как правоотношение.

Четвертая стадияреализация субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей – позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей – это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь – осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в трех формах: соблюдении, исполнении и использовании.

При соблюдении субъект воздерживается от совершения действий, запрещенных нормами права. Он не реализует при этом свои собственные интересы, отличные от интересов контрсубъектов и общественных интересов и тем самым не ставит препятствий их удовлетворению.

При исполнении обязанностей лицо должно активными действиями удовлетворять интересы контрсубъекта и общественные интересы и не ставить им препятствий.

При использовании субъект удовлетворяет личные интересы. При этом он не должен препятствовать удовлетворению интересов других лиц, а также общественных интересов.

Пятая стадия является факультативной. Она вступает в действие тогда, когда беспрепятственная форма реализации права не удается и на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти правоприменительная деятельность. Она связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной опасности правонарушения, либо прямого правонарушения.

Оспаривая право конкретного лица либо совершая правонарушение, субъект блокирует тем самым удовлетворение интересов своих контрсубъектов, что должно повлечь за собой наступление определенных юридических последствий.

Эти нарушения, будучи юридическими фактами, влекут за собой возникновение уже другого рода правоотношений – охранительных. В таких условиях управомоченный имеет право на защиту, с помощью которого он (либо специальные органы) возбуждает правоприменительный процесс. Субъективное право на защиту выступает здесь в качестве возможности посредством юрисдикционных органов применить в отношении обязанного лица меры государственно-принудительного свойства.

Данная факультативная стадия (осуществляемая лишь в случае возведения препятствий) отражается в таком соответственно факультативном элементе МПР, как охранительные правоприменительные акты.

 

21.6. Эффективность МПР

Эффективность правового регулирования – это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Достижение цели правового регулирования – обеспечение справедливого удовлетворения интересов субъектов права - означает эффективность МПР.

Пути повышения эффективности правового регулирования в современных условиях следующие.

Совершенствование правотворчества. В нормах права необходимо наиболее полно выражать общественные интересы и учитывать те закономерности, в рамках которых они будут действовать. Это предполагает совершенствование и повышение уровня законодательной техники. Нужно создавать такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения. Важно усилить юридическую гарантированность правовых средств, действующих в МПР.

Совершенствование правоприменения. Акты правоприменения – наиболее гарантирующий элемент, который, в нужный момент, подключаясь к нормативному регулированию, содействует своими силами процессу удовлетворения интересов.

Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в твердые рамки законности, то правоприменение – учет конкретной обстановки, своеобразие каждой юридической ситуации.

Повышение уровня правовой культуры субъектов права.

Оптимальное сочетание разных управленческих подходов в одном механизме придает ему гибкость и универсальность, минимизирует сбои и остановки в его работе.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 20. Юридическая ответственность | Тема 22. Законность и правопорядок
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.