Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ чистой прибыли

Распределение полученной предприятием прибыли производится в соответствии с законом "О налогах и сборах взимаемых в бюджет", инструктивными и методическими указаниями Министерства финансов.

В первую очередь предприятие уплачивает в бюджет налог на недвижимость, на прибыль и доходы. Оставшаяся часть прибыли носит название прибыль в распоряжении предприятия и используется на отчисления в благотворительные фонды, экономические санкции (за повышение цен, отклонения от стандартов, за сокрытие прибыли, занижение налогов и т.д.) и отчисления от прибыли в местный бюджет.

Оставшаяся часть прибыли носит название прибыль к распределению или чистая прибыль.

Задача анализа распределения прибыли зависит от того, является анализ внешним или внутренним. При внутреннем анализе основной задачей является изыскание резервов использования чистой прибыли. Информационной базой для анализа является отчет о прибылях и убытках (форма№2), данные по счетам аналитического и синтетического учета и т.д.

Факторами первого порядка, которые влияют на изменение чистой прибыли, являются:

1. изменение суммы прибыли отчетного года (общей),

2. изменение удельного веса чистой прибыли в сумме общей прибыли.

Метод абсолютных разниц:

,

,

.

Факторы второго порядка влияют на чистую прибыль через изменение суммы общей прибыли и через изменение удельного веса чистой прибыли. На изменение общей прибыли влияют следующие факторы:

- изменение прибыли от реализации,

- изменение прибыли от операционных доходов и расходов,

- изменение внереализационных доходов и расходов.

Чтобы довести влияние этих факторов до чистой прибыли нужно умножить влияние каждого из них на базовый удельный вес чистой прибыли.

На изменение удельного веса чистой прибыли влияют:

- изменение удельного веса налога на недвижимость,

- изменение удельного веса налога на доходы,

- изменение удельного веса налога на прибыль.

Для расчета их влияния на сумму чистой прибыли необходимо умножить изменение удельного веса чистой прибыли под влиянием этих факторов на фактическую общую прибыль. При этом необходимо учитывать существующую обратную зависимость между изменением удельного веса налогов и суммой чистой прибыли (т.е. знак нужно менять на противоположный).

Доходы и расходы являются факторами изменения чистой прибыли, т.е.

ЧП = Д – Р.

ЧП = (Дв.д. + Доп. + Двнер.) – (Рв.д. + Роп. + Рвнер.) = (Дв.д. - Рв.д) + (Доп. - Роп.) + (Двнер. - Рвнер.).

С помощью приема сравнения можно определить, что повлияло на изменение чистой прибыли.

Таблица – Анализ соотношения доходов и расходов.

Показатели Предыдущий год Отчетный год Изменение
млн.руб %
1. Доходы 1.1 По видам деятельности 1.2 Прочие (операционные и внереализационные) 2. Расходы 2.1 По видам деятельности 2.2 Прочие (операционные и внереализационные) 3. Чистая прибыль (убыток)(п.1 – п.2)     +909   +900     +9 +717   +690     +27   +192 134,4   134,6     120,0 133,0   132,9     136,5   140,8

ВЫВОД: В целом по предприятию в отчетном году по сравнению с предыдущим произошло увеличение чистой прибыли на 40,8%, в результате как увеличения доходов предприятия на 34,4%, так и в результате увеличения расходов на 33,0%. Увеличение расходов на деятельность предприятия не повлияло, т.к. их сумма меньше суммы доходов.

 

8. Анализ рентабельности деятельности предприятия.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они боле полно чем прибыль характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;

2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;

3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе прибыли от деятельности предприятия, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость издержек) производства и инвестиционных проектов: рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения валовой или чистой прибыли в сумме затрат по реализации или произведенной продукции:

Rз = (Преал. прод. / И) × 100 или Rз = (ЧП / И) × 100,

где Преал. прод . – прибыль от реализации продукции;

И – издержки;

ЧП – чистая прибыль.

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.

2) показатели, характеризующие рентабельность продаж: Рентабельность продаж рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг, или чистой прибыли на сумму полученной выручки. Она характеризует предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Рентабельность продаж рассчитывается в среднем по предприятию и отдельным видам продукции.

3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей: рентабельность капитала – это отношение прибыли к величине капитала предприятия (основного, оборотного, заемного, всего и т.д.):

Rк = П / К,

где П – прибыль;

К – капитал.

Для расчета влияния факторов домножим числитель и знаменатель на выручку от реализации.

Rк = П × Вреал. / К × Вреал. = (Вреал. / К) × (П / Вреал.) = Коб. × Rпродаж .,

где Коб . – коэффициент оборачиваемости;

Rпродаж - рентабельность продаж.

Уровень рентабельности отдельных видов продукции – это отношение прибыли к издержкам:

Rизделия = П / И = (Ц – С) / С = (П / С) – 1,

где Ц – цена;

С – себестоимость.

Следовательно, факторами, влияющими на рентабельность одного изделия, являются:

- изменение цены одного изделия: связь прямая;

- изменение себестоимости изделия: связь обратная.

Анализ факторов можно провести методом цепных подстановок.

R0 = (Ц0 – С0) / С0

Rусл.1 = (Ц1 – С0) / С0

R1 = (Ц1 – С1) / С1

∆ R(Ц) = Rусл.1 - R0

∆ R(С) = R1 - Rусл.1.

Затем следует более детально изучить изменение себестоимости продукции и среднего уровня цен и методом пропорционального деления определить их влияние на уровень рентабельности. Например, факторами второго порядка влияющими на рентабельность через цену являются уровень инфляции, качество продукции, наличие рынков сбыта и др. Затем анализируется рентабельность всей продукции в целом по предприятию. Она зависит от трех основных факторов:

1) изменение структуры продукции: связь прямая, если увеличивается удельный вес высокорентабельных изделий, то рентабельность возрастает;

2) изменение средних цен: связь прямая;

3) изменение себестоимости продукции: связь обратная.

Rпродукции = (Σpq – Σzq) / Σzq.

Анализ можно провести методом цепных подстановок.

Rпрод.0 = (Σp0q0 – Σz0q0) / Σz0q0

Rпрод.усл.1 = (Σp0q1 – Σz0q1) / Σz0q1

Rпрод.усл.2 = (Σp1q1 – Σz0q1) / Σz0q1

Rпрод.1 = (Σp1q1 – Σz1q1) / Σz1q1

∆R(структ.) = Rпрод.усл.1 - Rпрод.0

∆R(p) = Rпрод.усл.2 - Rпрод.усл.1

∆R(z) = Rпрод.1 - Rпрод.усл.2

∆R = Rпрод.1 - Rпрод.0.

ПРИМЕР. Рассчитать факторы формирования рентабельности реализованной продукции используя следующую исходную информацию:

Виды продукции Выпуск продукции в натуральных единицах Себестоимость, д.е. Цена единицы продукции, д.е.
план (q0) факт (q1) план (z0) факт (z1) план (p0) факт (p1)
А            
Б            
В            

 

 

Показатели План По плану на фактический объем реализации Факт
1. Выручка от реализации продукции Σp0q0=21500 Σp0q1=22800 Σp1q1=22310
2. Полная себестоимость реализованной продукции Σz0q0=14000 Σz0q1=14800 Σz1q1=16720
3. Прибыль от реализации (п.1-п.2)      
4. Рентабельность реализованной продукции () Rпрод.0 =53,6 Rпрод.усл.1=54,05 Rпрод.1=33,43

Rпрод.усл.2 =(21310-14800)/14800=50,74%,

∆R(структ.) = 54,05-53,6= 0,45%,

∆R(p) = 50,74-54,05= -3,31%,

∆R(z) = 33,43-50,74= -17,31%,

∆R = 33,43-53,6= -20,17%.

ВЫВОД: В целом рентабельность продукции снизилась на 20,17%. Это связано с снижением цены, что привело к снижению рентабельности на 3,71%, и с увеличением себестоимости, что привело к снижению рентабельности на 17,31%. Однако изменение структуры реализованной продукции в сторону увеличения удельного веса изделий с более высокой рентабельностью привело к увеличению рентабельности на 0,45%.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Анализ налогооблагаемой прибыли и налога на прибыль | Понятие, значение и задачи анализа финансового состояния предприятия. Источники информации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.