Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психотерапевтические группы




Психотерапевтические группы нацелены на решение серьезных психологических проблем и ставят целью глубокие изменения в личностной сфере и в поведении участников. К этой категории относятся группы подростков с асоциальным поведением или те­рапевтические группы детей, переживших травмирующие жиз­ненные события (например, смерть близких или насилие). Подобного рода группы обычно создаются в клиниках, а не в школах. Ведущий психотерапевтической группы должен предварительно пройти курс специальной подготовки.

Содержание и процесс. Рабочие и обучающие группы ориентированы на содержание, в то время как консультационные и психотерапевтические группы ориентированы на процесс.

Термин содержание характеризует проблемы, которые поднимаются и обсуждаются на группе. Содержание важно как основа, как первичный материал, который можно ис­пользовать в групповой работе для пересмотра и конст­руктивного изменения индивидуальных психологических установок и поведения. Однако работа в группах, ориен­тируемых на содержание, строится скорее по принципу «там и тогда», чем «здесь и теперь». Содержанием может быть и информация, и способ поведения, и практические навыки, и все прочее, вокруг чего может строиться групповая работа и процесс межличностного взаимодействия.

Термин процесс мы употребляем, когда речь идет о взаимоотношениях между участниками группы. Для ведуще­го, который в своей работе ориентируется на процесс, важно прежде всего не то, что обсуждается, а то, что про­исходит между участниками и какое значение это имеет в контексте общего развития группы. Он просит членов груп­пы обращать внимание прежде всего на особенности их общения друг с другом и на собственные ощущения. Ины­ми словами, процессом называется все то, что составля­ет область взаимоотношений в группе — мысли, чувства и поведение участников непосредственно на занятии. Такая сосредоточенность на процессе, на ситуации «здесь и теперь», помогает детям научиться говорить о своих не­посредственных мыслях и чувствах.

Способность управлять одновременно и содержанием, и процес­сом является наиболее ценным умением группового консультан­та. Концентрируясь на процессе, участники группы учатся более открыто выражать собственные чувства и откликаться на чувства других, глубже понимать себя и собеседников, принимать и под­держивать друг друга «здесь и теперь». Однако многие ведущие отдают предпочтение стилю работы с группой, ориентированно­му не на процесс, а на содержание. Причиной этого может быть недостаточная подготовка и непонимание важности рефлексии. Содержание очевидно и легко поддается контролю. Недостаточ­но опытный ведущий, которому сложно управлять непосредствен­ными взаимоотношениями, может избегать работы на уровне про­цесса, поскольку такая работа чревата конфликтами, порождает сильные чувства и, следовательно, требует специальных навы­ков. Кроме того, психологи, ранее работавшие учителями, при­мыкают ориентироваться на содержание и с трудом воспринима­ют другой стиль работы. Вы всегда должны быть готовы к тому, чтобы перейти от содер­жательной части обсуждения к работе с непосредственными вза­имоотношениями в группе. Ведущему стоит прежде всего рабо­тать с тем, что происходит непосредственно на группе, и лишь затем — над тем, что происходит с участниками за пределами группы и что происходило с ними в прошлом.

Литература:

1. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г. Лидерс. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256с.

  1. Словарь практического психолога/ Составитель Головин С.Ю. – Мн.: Харвест, 1998.- 800с.
  2. Рудестам К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. – СПб.: Питер, 2000. – 384с.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите три модуса групповой работы.

2. Что является объединяющим для рассмотренных вышей понятий?

3. Назовите основные цели следующих направлений групповой работы: “групповая психотерапия”, "групповое психологическое обучение", "психокоррекция" и “социально-психологический тренинг”.

4. Назовите основные типы психологических групп, принятых Ассоциацией специалистов по групповой работе (АSGW).

5. Охарактеризуйте понятия «содержание» и «процесс» в групповой работе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.