Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Создание группы и поддержка ее существования




Типы групп по И. Ялому

Группа терапии искусством

Метод терапии искусством (арттерапия) полезен:

при выражении агрессивных чувств в социально приемлемой манере; ускоряет прогресс в терапии; при диагностической работе в процессе терапии; позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми; помогает укрепить терапевтическое взаимоотношение в группе; способствует возникновению чувства внутреннего контроля; развивает и усиливает внимание к чувствам; усиливает чувство собственной личностной ценности.

1. Основные понятия:

а) Спонтанное рисование и лепка. Развивает воображение и творчество, как движущие силы человеческого существования.

б) Сублимация - механизм защиты и перевод отрицательных эмоций в положительные.

2. Основные процедуры:

а) Психодинамическая терапия искусством (по Фрейду): рисунок есть выражение бессознательного, и свободные ассоциации находят свое место в художественном творчестве.

б) Гуманистическая терапия искусством (Гештальттерапия): искусство есть развитие творческой личности и служит средством осознания переживаний.

 

Литература:

  1. Рудестам К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. – СПб.: Питер, 2000. – 384с.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

  1. Какова основная задача самопрезентации в Т-группе (на примере модели «окна Джогарри»)?
  2. Перечислите и охарактеризуйте основные признаки обратной связи.
  3. Соотнесите типы групп с основными психологическими теориями развития личности.
  4. Сгруппируйте основные понятия и основные процедуры различных типов групп по схожим признакам.

 

 

 

Ведущий (групповой психотерапевт) – единственный человек, ответственный за создание и сбор группы, установление места и времени встреч, поддержание существования и завершение работы группы.

Когда группа начинает свое существование, ведущий способствует созданию теплой атмосферы, следит за посещаемостью, предотвращает трения между участниками. Он должен распознавать и препятствовать силам, угрожающим сплоченности. Опоздания, систематические пропуски, образование подгрупп, внегрупповое общение и поиски "козлов отпущения" ставят под угрозу целостность группы и требуют вмешательства терапевта.

Первая задача терапевта – способствовать созданию физической целостности группы. Когда группа стала физической реальностью, терапевт должен направить усилия на превращение ее в терапевтическую систему. Необходимо установить нормы группы. Также необходимо сформировать такую культуру группы, которая будет максимально способствовать эффективному взаимодействию ее участников.

При работе в группе может возникнуть ловушка, когда терапевт из-за собственных амбиций и проблем допускает антитерапевтические высказывания и взаимодействия. Он может быть чрезмерно осторожным либо играть роль отстраненного мудреца. Тем не менее, терапевт остается для пациентов группы основной устанавливающей модели поведения фигурой. Следовательно, ему необходима уверенность в своей способности выполнять эту функцию. Проблема прозрачности терапевта, его самораскрытия перед пациентами имеет большое значение для терапевтического процесса.

Для терапевта важно помнить о фокусировке на "здесь-и-теперь". Для эффективности фокус "здесь-и-теперь" должен состоять из двух слоев. Первый – это переживания, чувства, эмоции, испытываемые каждым пациентом здесь и теперь по отношению к терапевту и другим членам группы. Группа становится более живой, когда концентрируется на "здесь-и-теперь", все вовлекаются в интенсивную работу, обсуждение, оказание помощи. Однако переживания мимолетны, если у участников нет когнитивной схемы, которая помогает сохранить групповой опыт. Поэтому второй, не менее важный слой – когнитивное освещение процесса. Для запуска такого важного терапевтического фактора, как межличностное научение, группа должна распознавать, исследовать и понимать психотерапевтический процесс.

Т.о., как говорит И,Ялом, группа должна не только жить здесь и теперь, но и проходить по своим собственным следам. Группа совершает "петлю самоотражения" и анализирует здесь-и-теперь поведение, которое только что здесь проявилось и которое наблюдала группа.

Во время работы группы возможно два типа фокусировки: на процессе и на содержании. Процесс обозначает природу отношений между взаимодействующими индивидами. Существуют табу и запреты, препятствующие комментированию процесса, и терапевт должен их преодолеть. Содержание отражает основные проблемы, озвучиваемые участниками.

Ялом упоминает 5 основных задач для ведущего:

1. Сдерживать тревогу группы.

2. Быстро установить терапевтическую атмосферу в группе.

3. Вести группу к проблемам, к которым можно обратиться в данное время.

4. Обеспечивать защиту от вредной закрытости и потери самоуважения.

5. Хорошо закончить.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.